В кинотеатрах стартовала последняя часть приключений самого известного археолога кинематографа. Впервые в истории франшизы в режиссёрское кресло сел не Стивен Спилберг, а маститый кинодел Джеймс Мэнголд. Виктор Непша выясняет, есть ли ещё порох в пороховницах у старины Инди.
На дворе 1969 год, вся Америка празднует вылазку на Луну, а в заштатном университете уныло читает лекцию по истории старик по имени Индиана Джонс (Харрисон Форд). Искатель приключений и авантюрист давно превратился в угрюмоватого одинокого дедушку, который не очень находит себе место в новых условиях: преподавание не радует, жена ушла, поганая молодёжь по соседству шумит и мешает спать. Кажется, что былые приключения остались позади, пока однажды он не встречает свою крестницу Хелену по прозвищу Вомбат (Фиби Уоллер-Бридж).
Хелена — дочь его старого приятеля Бэйзила (Тоби Джонс), тоже археолога, помогавшего когда-то Индиане в его приключениях. 25 лет назад они во время поединка с нацистами на поезде заполучили древний артефакт — антикитерский механизм Архимеда. С тех пор Бэйзил помешался на его исследованиях, считая, что Архимед открыл секрет путешествий во времени. Чтобы не провоцировать безумие бывшего товарища, Индиана забрал устройство себе — и, как оказалось, теперь за артефактом охотятся Вомбат (ставшая не меньшей оторвой, чем крёстный), а также группа нацистов под предводительством выжившего в том бою на поезде доктора Воллера (Мадс Миккельсен). Последний, конечно же, грезит восстановлением Третьего рейха по принципу «назад в прошлое». Индиана оказывается втянут в очередную авантюру — чтобы спасти себя, крестницу и, как водится, мироздание.
«Индиана Джонс и колесо судьбы» — пятая часть во франшизе и первая, которую снял не Стивен Спилберг и написал не Джордж Лукас (но оба числятся в проекте исполнительными продюсерами). Режиссёром в этот раз выступил Джеймс Мэнголд («Ford против Ferrari», «Логан»). Открывающая сцена-флэшбек из 1944 года с нацистами отсылает ко временам «В поисках утраченного ковчега», идея прямого или косвенного продолжения которого обсуждалась Спилбергом и Лукасом ещё в 1970-е. Как и другие крупные франшизные проекты, «Индиана Джонс 5» прошёл через смену череды сценаристов из-за затягивания сроков производства и ковида. С получившимся бюджетом фильм стал 13-м в списке самых дорогих из когда-либо снятых без учёта инфляции.
Как и в прошлый раз, каст обновился частично: основной костяк из Харрисона Форда, Джона Рис-Дэвиса и Карен Аллен в строю, и на второстепенных ролях, помимо упомянутых выше, присоединился Антонио Бандерас (который в современном голливудском кино превратился в стереотипного молодящегося испанского дедушку). Вечный Джон Уильямс в очередной раз согласился написать саундтрек, в очередной раз пообещал, что это будет его последняя работа, и, по-видимому, в очередной раз не сдержит обещание.
Джеймсу Мэнголду снова (см. «Логан») выпадает задачка нянчиться со стареющими супергероями — получилось добротно. Основные сцены рукопашного боя минут этак на двадцать длиной переложили во флешбэк, где за старого Харрисона Форда бегает и отдувается Харрисон Форд искусственно омоложенный. В некоторых эпизодах это всё ещё создаёт мощный эффект зловещей долины — Индиана из прошлого выглядит то ли как покусанный пчёлами, то ли как (вероятнее) побитый нацистами по лицу.
Впрочем, современный, всамделишный Харрисон Форд, по слухам со съёмочной площадки, тоже рвался в бой — настолько, что в сцене удара по лицу Мадса Миккельсена сам повредил руку. Пожалуй, этот актёрский задор заметно оживляет фильм — если хотите узнать, кто Форду нравится больше, Хан Соло или Индиана, просто сравните его игру в этом фильме и в VII эпизоде «Звёздных войн». В некоторых сценах «Индианы 5» кажется, что всю предыдущую жизнь Форд не столько старел, сколько созревал для такой идеальной роли обаятельного ворчуна в возрасте.
Его пару горящих глаз хорошо дополняет Фиби Уоллер-Бридж, которая, не мудрствуя лукаво, по сути является женским аналогом молодого Индианы — такая же харизматичная, авантюрная, безбашенная, циничная снаружи и добрая внутри (и у неё тоже есть мальчик-компаньон). При этом она успевает обаятельно осаждать мужчин, которые хотят то сделать ей предложение, то спасти, то поучить жизни со старческим брюзжанием, — кажется идеальным кастом для актрисы.
Однозначно хорошее на этом заканчивается, но и плохое не начинается — новый «Индиана» плотно сбит, качественно снят и смонтирован. Ритм фильма работает как часы — все примерно понимают, чем всё закончится, но сильно веселее или скучнее от этого не становится, и 2,5 часа пролетают проще, чем у большинства современных продолжений франшиз. Конечно, будет много путешествий в разные страны (Марокко, Греция, США), Индиана справится, вспомогательные боевые товарищи геройски погибнут, а зло будет побеждено — для этого и смотрят. Главным заложником ситуации остаётся Мадс Миккельсен, у которого в роли злодея-нациста просто не остаётся много пространства для маневра.
Пожалуй, после всех мультивселенных и франшизных продолжений хочется поблагодарить создателей фильма за то, что не тычут в лицо отсылками и пасхалками так сильно, как могли бы. Под конец остаётся сожаление, что знаменитый кнут Индианы использовался не так часто. И даже путешествия в другое временное измерение не приводят к спекулятивным встречам с персонажами из предыдущих частей.
Пожалуй, фильм напоминает недолгий поход к родственникам за просмотром старых фотографий, где нет навязчивого усаживания за стол с салатами и холодцом — только приятная ностальгия. Тем не менее для 13-го фильма по величине бюджета в истории поход обошёлся дороговато: «Индиана 5» не смотрится на эту сумму, а цифровой Форд, даже если снимать его 25 минут, не заменит молодого. Навязчивые трели саундтрека Уильямса, которые после стольких лет звучат так одинаково во всех фильмах-продолжениях, напоминают, что неплохо бы нам возвращаться от родственников домой, а Спилбергу/Лукасу — тихо на этом завершить франшизу.