Гонки со смертью: биографическая драма «Феррари»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Феррари», КароПрокат

В российский прокат вышла биографическая драма «Феррари» — один из самых долгожданных фильмов 2023 года. Премьера первой за восемь лет картины 80-летнего Майкла Манна состоялась в основном конкурсе юбилейного Венецианского кинофестиваля. Спортивный байопик рассказывает о трёх месяцах из жизни автомобильного магната Энцо Феррари, чья гоночная команда в 1957 году приняла участие в роковой гонке Mille Miglia. Разбираемся, как культовый американский режиссёр переосмысляет судьбу выдающегося автогонщика и бизнесмена, вписавшего своё имя в историю.

1957 год, Модена. Отец-основатель легендарной гоночной команды Scuderia Ferrari и всемирно известной компании по производству гоночных и спортивных автомобилей Энцо Феррари (Адам Драйвер) переживает не лучшие времена. Седовласый итальянец в безупречно сидящем костюме сдержан на людях, но сломлен внутри. Смерть следует за Энцо по пятам: год назад он потерял обожаемого сына Дино, а недавно столкнулся с трагической гибелью хорошего друга, талантливого гонщика Эудженио Кастеллотти, разбившегося на трассе во время тренировочного заезда. В бизнесе Commendatore Феррари, как и в его личной жизни (приходится выбирать между двумя семьями), наступает кризис: успешная автомобильная компания находится на грани банкротства. Конструктор и бывший гонщик Энцо, десять лет назад основавший концерн Ferrari, выбирает ненадёжную стратегию, приводящую к финансовым проблемам. Пока другие производители спорткаров участвуют в гонках, чтобы продавать автомобили, Феррари продаёт машины, чтобы участвовать в гонках. Подводит Энцо и его одержимость достижениями «Скудерии» на трассе, затмевающая интерес к предпринимательству. Такое положение вещей не устраивает супругу и бизнес-партнёра Феррари Лауру (Пенелопа Крус), отношения с которой становятся всё более напряжёнными. Чтобы вернуть репутацию компании, разумнее всего — заключить контракт с мастодонтами Ford или Fiat. Однако гордый и независимый Энцо не желает ни с кем делить своё детище и иначе видит выход из сложной ситуации. Если команда Ferrari обойдёт Maserati в опасной гонке на выносливость Mille Miglia, то высокие продажи автомобилей бренда обеспечены. Теперь от победы или поражения в заезде зависит судьба империи Энцо.

«Феррари», КароПрокат

О том, чтобы экранизировать биографию Феррари, написанную спортивным журналистом Броком Йейтсом, Майкл Манн задумался ещё в начале нулевых, но по независящим от него причинам работа над картиной растянулась на два десятилетия. Мастер криминального сторителлинга Трой Кеннеди Мартин («Итальянская работа»), написавший сценарий к фильму про итальянского автомобильного гения, скончался в 2009 году, не застав воплощения результатов своих трудов на экране. Ещё одной драматическим событием на пути «Феррари» к зрителю стал оглушительный успех спортивной драмы «Ford против Ferrari», продюсером которой, по иронии судьбы, выступил сам Манн. Биографический фильм Джеймса Мэнлгода, посвящённый противостоянию итальянцев и американцев в гонке «24 часа Ле-Мана» (тогда Энцо Феррари пришлось уступить Генри Форду), захватывающе живописал мир автоспорта. Как и «Гонка», виртуозно освещавшая борьбу двух легенд «Формулы-1», Джеймса Ханта и Ники, Лауды за лидерство, «Ford против Ferrari» выжал из экстремальной темы всё, что можно. После признания этих байопиков образцовым гоночным кино XXI века, появились опасения, что Манну просто нечего будет добавить о фатальной страсти к высоким скоростям. Однако, режиссёр с большой буквы припрятал козырь в рукаве — взгляд на мифическую фигуру Феррари сквозь призму его личных трагедий и внутренних терзаний. Выражение Deus ex machina, по версии Манна означает не чудесное разрешение трудной ситуации, а восприятие личности Энцо итальянцами. Используя параллельный монтаж, режиссёр соотносит службу в церкви с тестовым заездом на трассе.


Для жителей Модены и Маранелло (там находится завод Ferrari) гонки — это религия, а Феррари — как минимум Бог из машины. Во время проповеди священник смотрит прямо на Энцо и говорит: «Если бы Иисус родился в наше время, он родился бы в Модене и вместо плотника стал бы литейщиком».


«Феррари», КароПрокат

Невзирая на всеобщее внимание, Феррари никогда не кичился известностью, а за внешней непоколебимостью бизнесмена скрывались непроходящая боль утраты и мучительный семейный выбор между уютным бытом с любовницей Линой Ларди, родившей от него сына Пьеро, и чисто партнёрскими отношениями с женой Лаурой. Манн застаёт Энцо в той точке, когда гений отчаянно пытается вырулить на дорогу к примирению с несправедливостью судьбы, но всё время сбивается с пути. 59-летний Феррари (тщательно загримированному Адаму Драйверу больше сорока не дашь) проявляет железную выдержку в общении с гонщиками «Скудерии» и прессой, после очередной смерти на трассе окрестившей предпринимателя «индустриальным Сатурном, пожирающим своих детей». Вдали от людских глаз Энцо разговаривает со своим мёртвым сыном Альфредо (близкие звали его Дино), чью могилу навещает каждое утро. В 24 года наследник скончался от неизлечимой болезни, но мужчина всё равно винит себя за то, что недостаточно заботился о ребёнке. Он не спешит официально признавать незаконнорожденного Пьеро (нынешнего вице-президента Ferrari) своим сыном вовсе не из-за скандальных заголовков или неизбежного развода с Лаурой, а потому что боится его потерять, как будто фамилия Феррари проклята. При всех психологических травмах, которых у Энцо в избытке, режиссёр не делает из того великомученика и не сомневается в противоречивости героя. Феррари, тоскующий по собственному сыну, давно не жалеет чужих детей: разбившихся гонщиков он просто заменяет на более выносливых игроков в бесконечной гонке со смертью. Что им движет — маниакальная жажда первенства на арене автоспорта (машинами Ferrari управляют лучшие из лучших) или роковое влечение к риску, уничтожающее всё вокруг, — каждый решит для себя сам. Феррари говорил, что не встречал никого более помешанного на гонках, чем он сам, что объясняет неумение героя тормозить на опасных поворотах жизни. В неоднозначность Энцо, как человека, метко попадает Адам Драйвер, уже во второй раз играющий носителя знаменитой итальянской фамилии (в образе Маурицио Гуччи он был великолепен). В нулевых Манн видел только Де Ниро в амплуа Феррари, а затем на роль претендовали Кристиан Бэйл и Хью Джекман. Однако сейчас сложно представить на месте сдержанно-эксцентричного Драйвера кого-то другого.

«Феррари», КароПрокат

В «Феррари» гонки до поры до времени остаются лишь фоном трёх напряжённых месяцев, вырванных из биографии бизнесмена, но все заезды преисполнены зашкаливающего адреналина, пыльной романтики, высоких рисков и крутых поворотов. Эпоха, когда пилоты болидов считались рыцарями (самого Феррари тоже называли Cavaliere), а страсть к скорости ставилась превыше безопасности, едва ли видится режиссёру в розовых тонах. Все, кто хоть немного знаком с историей Mille Miglia, знают, чем закончится красивый роман испанского аристократа и первоклассного гонщика Альфонсо де Портаго с мексиканской актрисой Линдой Кристиан и как тяжело придётся бывалому итальянскому чемпиону Пьеро Таруффи. Следуя по сложному маршруту гонки, Манн явно любуется алым блеском спорткаров и их звериным темпераментом, наслаждается пейзажами Эмилии-Романьи с её устремлёнными в небо кипарисами и изумрудными холмами, но не забывает играть на нервах зрителя, периодически напоминая, какую высокую цену мужчинам приходится платить за фатализм. Сцены автомобильных аварий, снятые крупным планом, шокируют жестокостью и окончательно признают возведение бесстрашных героев в культ пережитком прошлого.

Если две лучшие картины Манна «Последний из могикан» и «Схватка» всё-таки воспевали токсичную маскулинность, то «Феррари» по итогу раскрывается, как антитестероновое кино, разрушающее многовековые патриархальные традиции, что уже само по себе является достижением для мужской режиссуры. Обычно возлюбленных гонщиков кинематографисты изображают, как безвольное приложение к чемпионам. Манн ломает стереотип, предоставляя слово главным женщинам в жизни Феррари — супруге, любовнице и матери. Правда, равнозначной Энцо героиней оказывается только Лаура в исполнении Пенелопы Крус (феноменальная роль актрисы). Именно жена судит Феррари за грехи, а её вклад в развитие автомобильной империи неоспорим. Через горевание по сыну, депрессию и нервные срывы Лаура пробирается к финальному катарсису, пока Лина Ларди (Шейлин Вудли) находится в вечном режиме ожидания, а мать Энцо изредка прибегает к саркастическим комментариям. «Феррари» — не выдающееся гоночное кино и не ода гению, а прощание с изжившими себя ценностями. Немного претенциозное, но не лишённое смелых мыслей.

Читайте также
Она написала кибернуар: «Убийство на краю света»
Уютный и захватывающий детектив, в котором мы нуждались этой зимой.
«Великая магия» Нанни Моретти: снять фильм и не сойти с ума
Об обаянии фильма итальянского постановщика, отсылающего к Федерико Феллини.
«Корона»: престижная королевская драма тускнеет к финалу
Но остается одним из лучших шоу современности, которого нам будет не хватать.
«Крецул» — нестандартная спортивная драма, основанная на реальных событиях
Вдумчивое пацанское кино, выигрывающее на жанровом поле байопика.
«Оставь мир позади»: Джулия Робертс и Махершала Али в хай-тек-триллере от автора «Мистера Робота»
Рассказываем об экранизации одноимённого романа писателя Румаана Алама.
Жизнь — это свет, сияющий во тьме: «Мальчик и птица» — мрачная сказка Хаяо Миядзаки
Фантазийная драма взросления и самая личная работа режиссёра за всю карьеру.
Также рекомендуем
От исторических боевиков до профеминистских триллеров.
От лавстори Луки Гуаданьино до байопика священника Падре Пио с Шайей ЛаБафом.
О творческом методе и рабочей этике композитора.
Подборка от КИНОТВ.
От исторических боевиков до профеминистских триллеров.
От лавстори Луки Гуаданьино до байопика священника Падре Пио с Шайей ЛаБафом.
О творческом методе и рабочей этике композитора.
Подборка от КИНОТВ.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00