27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» — неординарный байопик о гениальном изобретателе Николе Тесле. Тимур Алиев рассказывает о своеобразном подходе американского режиссёра Майкла Алмерейды к созданию образа учёного и построению истории о знаменитом сербе.
Сюжет
Тесла, катящийся на роликах в неизвестном направлении, — сцена, с которой начинается последняя на сегодняшний день работа Алмерейды. Вслед за силуэтом Итана Хоука, представшего здесь, пожалуй, в одном из самых необычных амплуа в своей разношёрстной фильмографии, зритель следует в мир взлётов и падений гениального изобретателя. История закручивается с наиболее широко известного периода жизни Теслы: переезд в Америку, работа на Томаса Эдисона (небольшая, но яркая роль Кайла МакЛоклена), ссора двух изобретателей и самостоятельная деятельность, создание «башни Теслы» и уход в тень.
Алмерейда — явно не сторонник линейного повествования; его шекспировский «Цимбелин» и психологическая драма «Марджори Прайм» изобилуют скачками во времени и пространстве. Так что тех, кто ждёт последовательного раскрытия главных действующих лиц, нарастания основного конфликта и других «стандартных» ходов, приписываемых среднестатистическим байопикам, ждёт разочарование. Представитель независимого американского кино, Майкл разбивает игровые зарисовки вкраплениями документальных справок в духе декламирования «Википедии». Рядом с художественным вымыслом Алмерейды будут появляться запросы в Google «Никола Тесла», «Томас Эдисон» и «Джордж Вестингауз». Комментарии, казалось бы, излишни для подавляющего большинства тех, кто не прогуливал школьный курс физики. Однако постановщик всё же тратит драгоценный хронометраж на изложение скупых фактов, сопровождая их в том числе и анимационными вставками.
Документальный драматизм
С течением времени такие перебивки учащаются. Герои из игровых сцен появляются в «настоящем», словно так и было задумано. Они пытаются обратиться к зрителю напрямую, сломав четвёртую стену второй раз (впервые это делает Анна Морган в исполнении Ив Хьюсон, сидя за компьютером и подсчитывая количество результатов в поисковой системе, вводя фамилии вышеупомянутых героев). Алмерейде, судя по всему, набил оскомину типичный формат байопика в духе «родился — жил — погиб». Поэтому мы наблюдаем нетипичный подход в духе слайд-шоу, уследить за логикой которого практически невозможно. Да и нужна ли логика, когда речь идёт о полумифическом образе сербского изобретателя, идеями и замыслами которого до сих пор озадачиваются представители мира науки.
В отличие от той же «Войны токов» Альфонсо Гомеса-Рехона, где основной акцент ставится на противостоянии Теслы и Эдисона, «Тесла» Алмерейды лишь вскользь упоминает об этой главе жизни изобретателя. Как в целом и об остальных аспектах его жизни и взаимоотношениях с окружающими людьми. Это сложносочинённое кино, которое не ставит целью развлечь зрителя или приоткрыть завесы тайны в духе документальных программ. Можно, конечно, обвинять постановщика в том, что он играет не по правилам байопика, когда Итан Хоук в образе Теслы, убежав из собственной истории, «вторгается в настоящее», берёт микрофон и начинает петь баритоном в караоке «Everybody Wants To Rule The World». Этот обезоруживающий ход окончательно рвёт шаблоны, выводя «Теслу» в принципе за какие-либо рамки.
Игра не по правилам
«Это ведь так весело — правила нарушать!» — говорила когда-то Гермиона Грейнджер. Вероятно, Алмерейда решил проверить тезис подруги Гарри Поттера в фильме, сценарий к которому он написал 40 лет назад, в конце 1980-х, а в главной роли собирался снимать Джека Николсона. Возможно, над сценарием всё-таки нужно было дополнительно поработать. Если в фильме и была некая грандиозная идея, увидеть её под натиском резкого монтажа, перебивок на Google, буйства цветов и красок практически невозможно. Да, время от времени Алмерейда отвлекается на изысканные отсылки, миксуя казнь на электрическом стуле с изобразительным искусством эпохи Возрождения. Но после нас ждёт константа в образе Теслы на роликовых коньках; к этому эпизоду мы обращаемся дважды. Автор таким образом словно шепчет зрителю: «Скользи!» — как тот пингвин из «Бойцовского клуба».
Тесла в ракурсе американского независимого постановщика — художник и мечтатель, которому крайне неуютно в окружении зажиточных капиталистов, не понимающих до конца его глобальные воззрения. Увы, однозначно заявлять, что Итан Хоук за почти два часа хронометража смог доподлинно раскрыть этот образ, не получается. То ли актёр не слишком разобрался в самобытности режиссёрского видения, то ли просто не смог воплотить его на экране так, как задумывал автор. Уничтожив границу между прошлым и настоящим, Алмерейда как бы хочет представить Теслу как человека, просто существовавшего не в своё время. Вероятно, столь неформатные байопики имеют право на жизнь в мире постмодерна, где можно упомянуть об эпизоде, в котором Тесла и Эдисон размазывают мороженое по лицам друг друга, а в конце уточнить, что этого не было. «Лето» какое-то!
Кому смотреть:
любителям новаторского подхода, поклонникам авторского видения и фанатам Итана Хоука
Кому смотреть не стоит:
любителям традиционных байопиков и фанатам Николы Теслы