В российский прокат влетел фильм «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна. Первую часть истории про отъявленных злодеев на службе добра принято ругать (поговаривают, во всём виноваты монтаж и жестокие требования к хронометражу), а вот от продолжения ждали как раз великого камбэка, и на режиссёра «Стражей Галактики» легла большая ответственность. Сергей Сергиенко разбирался, удалось ли Ганну восстановить славное имя «Отряда» и насколько (ожидаемо/неожиданно) безумным получилось это кино.
Тюрьма Беллвью — не самое приятное место: сюда доставляют опасных суперзлодеев, в большинстве случаев отбывающих пожизненное. Некоторым из них предоставляется уникальный шанс послужить своей стране в качестве членов отряда Икс — особого подразделения, выполняющего крайне опасные поручения, за что он и получил неофициальное название «Отряд самоубийц». Очередной миссией для несчастных становится покорение Корто Мальтезе — небольшого островного государства, на территории которого проводятся загадочные эксперименты, потенциально угрожающие всему миру. «Самоубийцам» поручено уничтожить таинственное существо внеземного происхождения и по возможности покинуть остров не в пластиковых мешках.
«Миссия навылет» — не первый приход команды суперзлодеев на большие экраны. Ровно пять лет назад, 4 августа 2016 года, свет увидел «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра — посредственная поделка о команде плохишей, которые на фоне обновлённого состава кажутся мелкими хулиганами из спецприёмника. Сам Эйр неоднократно заявлял, что прокатная версия имеет мало общего с его видением, но так ли это — понять не представляется возможным. Зато зрители точно знают, что предыдущая версия «Отряда» оставляла желать лучшего: первые полчаса хронометража уходили на изучение предысторий героев, которые выглядели как не очень связанные между собой клипы на музыкальные хиты прошлого. Эдакая дань уважения «Стражам Галактики», вывернутая наизнанку. Тем ироничнее, что перезапуском «Самоубийц» занялся Джеймс Ганн, как раз и поставивший «Стражей».
Говоря о Ганне, стоит помнить важнейший эпизод: его режиссёрская карьера стартовала совсем не с фильмов для Marvel. Первым фильмом стал «Слизень», вышедший в 2006 году, а до этого он и вовсе отметился плотным сотрудничеством с легендарной студией Troma. Подходя к новому «Отряду самоубийц», надо держать это в уме: уже через считанные минуты после начала ленты экран вспыхнет кровавым цветом, начнут взрываться головы и сплошным потоком в зрителя полетят шутки ниже пояса.
Ганн в своём фильме не стесняется убивать важных и не очень персонажей. Понять это легко: на первых сценах зрителей знакомят с составом, который кардинально отличается от показанного во всех промоматериалах. Это и спойлером-то не назвать — не то чтобы приходилось ждать чего-то другого. Красочных смертей будет не просто много, а очень много: в числе аттракционов — срезание верхушки черепа, разнообразное перерезание глоток, компрессионные пули, способные разорвать изнутри, и, конечно же, обгладывание черепов поверженных врагов и поедание несчастных целиком — спасибо наличию в кадре Короля-акулы. В общем, тормозов у нового «Отряда» нет и в помине, а возрастной рейтинг отрабатывается похлеще, чем у обоих «Дэдпулов» вместе взятых.
«Взрослость» при этом проявляется не только в количестве кетчупа и генитальных шуток, но и в затрагиваемых темах. Ганн легко и несколько поверхностно, но костерит Америку за внешнюю политику. Неспроста одного из «плохишей» зовут Миротворцем: бугай Джон Сина с весёлой ухмылкой признаётся, что ради свободы и демократии готов убивать женщин и детей. Да и один из ключевых сюжетных твистов был бы невозможен без открытого наезда на сохраняемый политический курс.
Что важно, по всему фильму прямо-таки видно, что и Ганн, и вся команда откровенно веселятся, а юмор удачно накладывается на творящееся на экране насилие. Где ещё можно увидеть, как Харли выкашивает целый отряд кортомальтезианцев (про самоназвание народа, кстати, тоже будут шутки) из двух М-16, разбрызгивая вокруг цветы вместо крови? Или столкнуть героев с огромной морской звездой, способной захватывать разум? Злодей, кстати, максимально каноничный — со Старро сражалась в своё время Лига справедливости Америки ещё в комиксах 1960-х.
Тон выдержан нарочито гротескный: это, конечно, не «Муви 43», но местами вайб «Слизняка» считывается очень неплохо. Что, несомненно, плюс: на фоне беззубого Marvel с его стабильным PG-13 картина выглядит очень даже выигрышно. Зрелище, впрочем, подразумевает определённую подготовленность: придя «на кинокомикс», можно остаться несколько шокированным. Но, что совсем смешно, Ганн-то как раз придерживался оригинального материала с особой любовью: не только вытащил из небытия героев вроде «Человека-в-горошек» и «Крысолова-два», но и раскидал тут и там отсылки «для своих» — от бросающегося в глаза «Корто Мальтезе» (одновременно остров из комиксов DC и имя мореплавателя из одноимённого бельгийского комикса Уго Пратта) до менее очевидного брелока на ключах — фигурки одного из героев «Мелочи пузатой». Это не бросающиеся с экрана образы в духе Зака Снайдера, а куда более тонкая работа. Впрочем, сравнивать двух режиссёров одной киновселенной — тема для совсем другого разговора.
«Отряд самоубийц: Миссия навылет» — это большой праздник на улице любителей кинокомиксов и одновременно с тем реабилитация за провал пятилетней давности, кто бы ни был в нём виноват. Ганн сумел ухватить ту суть, которая была важна для отряда отщепенцев, и с характерным чёрным юмором вывалил её на экраны — да так, что хочется добавки.