Фильм «Не время умирать»: герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures
Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures

Анастасия Сенченко пишет про новый фильм об агенте 007 и прощается с Дэниэлом Крэйгом в роли Джеймса Бонда.

Памятуя об элегантном оммаже Прусту (возлюбленную 007 зовут ни больше ни меньше Мадлен Сван), хочется назвать эту часть «Бонд в поисках потраченного времени, или конец прекрасной эпохи». Да, эти проводы затянулись по всем фронтам: Дэниэл Крэйг долго торговался, пандемия несколько раз отодвинула премьеру, а Фукунага, кажется, задумал что-то вроде собственного снайдерката, растянув финал почти на три часа. Но нам всем будет его не хватать.

Ушедший в отставку Бонд (Дэниэл Крэйг) прощается с прошлым и готовится остаток жизни счастливо провести с Мадлен (Леа Сейду). Но посреди их итальянских каникул кто-то пытается убить бывшего 007 прямо на кладбище, куда он приходит на могилу погибшей в «Казино Рояль» Веспер Линд. Бонд не без оснований подозревает, что Мадлен предала его, и потому сажает её на поезд и сам отправляется в неизвестном направлении. Но спустя пять лет, как это водится, за каждым ушедшим на покой спасителем мира кто-то приходит, чтобы сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться.

Этот набивший оскомину сюжетный штамп запускает классический сюжет бондианы: роскошные приёмы, роскошные женщины, водка-мартини и самолёты, превращающиеся в подводные лодки. За одним злодеем, угрожающим миру на Земле, приходит другой с ещё более абстрактным планом — не зря теперешний М (Рэйф Файнс) сетует, что в новые времена не очень-то понятно, чего эти новые преступники хотят. И то верно — нам тоже не очень-то понятно. Справедливости ради, Бонду-Крэйгу со злодеями везло. Тут и Мадс Миккельсен, и Кристоф Вальц, и Рами Малек, принявший у них эстафету, — большие актёры, лауреаты «Оскара» и Канн, в отличие от самого Крэйга. Но так уж исторически сложилось, что их планы и амбиции должны быть зловещи и туманны ровно настолько, насколько это необходимо для создания полнометражного аттракциона из погонь, перестрелок и красочных демонстраций невиданных до этого вооружений. И то, что с появлением Крэйга Бонд от фильма к фильму стал эволюционировать не только по части модных шпионских гаджетов, осложнило задачу: шпион будто наконец осознал себя в дурной бесконечности и начал заметно уставать.

Женщины в финале бондианы, как и злодеи, — не более, чем достойная свита. Новая шпионка МИ-6 Номи (Лашана Линч), получившая по наследству звучный позывной, мелочно торгуется за эти цифры, как за красивый автомобильный номер, и больше не запоминается ничем. Шпионка ЦРУ Палома (Ана де Армас) интригует лишь тем, как это ей удаётся кувыркаться в воздухе с таким фантастическим декольте. Мадлен в финале вдруг становится трагически несостоятельной и несчастной после того, как Бонд её оставил.

Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures
Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures

Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures
Кадр из фильма «Не время умирать»/MGM/Universal Pictures

«Не время умирать» — фильм о том, что аттракцион закрывается. И травмируя излишне сентиментальных постоянных посетителей, авторы будут мучительно неторопливо сворачиваться: вот уже и нет у Бонда юмора (но он пропал где-то в прошлых частях), потом лицензии на убийство, а потом позывного, возлюбленной, единственного друга, давних врагов и даже интереса к женщинам и выпивке. Мир агента 007 постепенно отмирает, на прощание поблёскивая, казалось бы, изжитым ранее сексизмом и прочими запрятанными поглубже, но не побеждёнными пережитками. Всё дело в том, что они для истории 007 — как генетический код, который не перепишешь.

Наблюдая в прощальном фильме программу «новое и лучшее», невольно начинаешь замечать, что все приключения 007 — череда чудесных освобождений, где шпион — будто фокусник, которого связанного раз за разом опускают на морское дно в сундуке, а он чудом оказывается на другом берегу. Каждая схватка перед финальным твистом обязательно покажет героя в безвыходном положении перед тем, как продемонстрировать его фантастическую изобретательность и невероятное спасение. Метафорически этот фильм о том, как Бонд сам загнал себя в угол.

Теперь, когда всё закончилось, можно сказать, что курс на очеловечивание 007, которого наделили сквозной аркой и рефлексией, стал самым опасным врагом для шпиона за почти 60 лет экранной жизни. Спустившись с Олимпа условности, став ненадолго человеком с историей, Бонд-Крэйг остановил дурную и любимую многими карусель и впустил в мир 007 время. А время, как известно, разрушает всё.


Читайте также
Премьера фильма «Суперзвезда»: Леа Сейду — ум, честь и совесть Франции
В российском прокате фильм «Суперзвезда» (в оригинале — France) с Леа Сейду в главной роли. История про бойкую, радикальную в своей правде и популярную журнал...
В чужом теле: в прокате победивший в Каннах «Титан» Дюкурно
Ксения Ильина рассказывает про победителя Каннского кино...
Картина «Веном 2»: словить Карнаж
В российском прокате продолжение картины «Веном». Симбио...
«Случайность и догадка»: игры судеб в трёх этюдах
В российский прокат выходит один из лучших и тихих фильм...
Сапоги и цепи правоты: в прокате «Иван Денисович» Глеба Панфилова
Новая картина 87-летнего советского и российского режисс...
Также рекомендуем
Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериала новой телевселенной «Марвел». Тать...
В российский прокат вышел «Король Ричард» — биографический фильм о первых годах сестёр...
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, ка...
Татьяна Алёшичева продолжает советовать, что посмотреть дома (кроме КИНОТВ, конечно). 19 июля на Ne...
Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериала новой телевселенной «Марвел». Тать...
В российский прокат вышел «Король Ричард» — биографический фильм о первых годах сестёр...
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, ка...
Татьяна Алёшичева продолжает советовать, что посмотреть дома (кроме КИНОТВ, конечно). 19 июля на Ne...

Последние новости

Евро-2024 в России покажут «Матч ТВ» и Okko
Чемпионат Европы пройдёт в Германии.
В иной оптике: фильмы об американцах и европейцах в Азии
Вспоминаем фильмы, в которых жители Запада оказываются на таинственном Востоке.
Появился первый взгляд на драму «Это не я»
Премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.
00:00