До больших российских экранов добралась одна из наиболее интересных летних премьер — комедия об изнанке мира кино «Главная роль». Солируют в фильме трое актёров: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и Оскар Мартинес (если это имя вам незнакомо, то советуем присмотреться). Максим Ершов рассказывает, как режиссёры Гастон Дюпра и Мариано Кон изящно и остро иронизируют над авторским кино и не боятся работать с малопонятными персонажами.
Отметив 80-летний юбилей, сколотивший состояние на фармацевтических препаратах миллиардер Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес) задумался о вечном. А чем он запомнится потомкам? Богач решил, что пора вложиться в искусство, и попросил ассистента найти режиссёра, который снимет настоящий фильм, на зависть Феллини, Бергману, Тарковскому и прочим умершим классикам. Так на пороге Суареса оказывается экстравагантная и авторитарная Лола Куэвас (Пенелопа Крус с огромной копной рыжих кудрявых волос). Она хочет экранизировать роман о противостоянии двух братьев. На главные роли Куэвас позвала персонажей из разных миров: театрального актёра и преподавателя Ивана Торреса (Оскар Мартинес) и международную звезду сериалов и мыльных опер Феликса Риверо (Антонио Бандерас). У троицы впереди девять напряжённых дней репетиций.
Премьера «Главной роли» состоялась на прошлогоднем Венецианском фестивале. Правда, на острове Лидо картина осталась без призов. Аргентинские режиссёры Гастон Дюпра и Мариано Кон давно и плодотворно работают в дуэте. Их «Почётный гражданин» принёс Оскару Мартинесу Кубок Вольпи Венецианского фестиваля и даже добрался до российского проката. Перед «Главной ролью» авторы сняли по сольному проекту: Кон отметился клаустрофобным триллером о попавшем в ловушку мошеннике «4х4», а Дюпра сделал авантюрную комедию о мире искусства «Шедевр».
Конечно, даже если взглянуть на постер фильма, сразу же обращают на себя внимание лица Пенелопы Крус и Антонио Бандераса. Удивительно, оба много снимались у Педро Альмодовара, но при этом совместные работы главных испанских актёров поколения можно сосчитать по пальцам одной руки. Был короткий эпизод в «Я очень возбуждён», а в картине «Боль и слава» Бандерас царствовал в настоящем, а Крус играла его мать в эпизодах — воспоминаниях героя. Кон и Дюпра исправляют досадную несправедливость, а испанские актёры и аргентинец Мартинес справляются прекрасно. Эта троица — главное украшение фильма.
Мартинес играет привычного даже по «Почётному гражданину» интеллектуала от мира искусства, которого тошнит от посредственностей, банальностей и халтуры. Бандерас прекрасно вживается в ироничную версию себя: самовлюблённого красавчика, которому бесперебойно поступают предложения на съёмки фильмов и сериалов со всех концов света. Крус — пародия на автора-самодура, метод которой не понимает никто из окружающих, но продюсеры и актёры уважают талант, о котором кричат критики.
Кон и Дюпра давно интересуются искусством. В «Почётном гражданине» лауреат Нобелевской премии по литературе возвращался на родину и сталкивался с ожившими героями своих романов. Представьте, что Гоголь знакомится с Маниловым, Коробочкой и Собакевичем. Интересный, но шокирующий опыт. В «Главной роли» аргентинские режиссёры не ограничиваются сатирой о не всегда ожидаемом столкновении творца и читателей, слушателей, зрителей. И если Риверо — актёр, который ради славы и признания толпы готов подстраиваться под режиссёра, то Торрес считает себя умнее многих авторов и знает, как правильно относиться к профессии.
Рефлексия по поводу актёрской профессии и её различных аспектов на примере двух антиподов — важная, но не единственная тема картины. Дюпра и Кон доводят до абсурда визионерство автора, граничащее с издевательством над членами съёмочной группы. В процессе работы над фильмом Куэвас забывает, что она хочет сказать своей работой и для чего вообще снимает кино. Как и Гвидо Ансельми в «Восьми с половиной» Феллини или директор провинциального театра из «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана, героиня Крус, взаимодействуя с чудаковатыми Риверо и Торресом, а также продюсером-миллиардером, внезапно застревает в творческом кризисе.
Авторы «Главной роли» не боятся порой жёстко иронизировать над миром фестивального кино, к которому сами относятся.
В одном из эпизодов Куэвас безжалостно уничтожает награды киносмотров в Сан-Себастьяне и Венеции (забавно, что картину Кона и Дюпра как раз показывали на этих фестивалях). Режиссёры ставят под сомнение значимость наград и посмеиваются над «фестивальным пузырём» и надутыми от гордости творцами, которые рады похвастать перед коллегами «Пальмовыми ветвями» и «Золотыми львами». Можно на картину смотреть шире: что сегодня означает самореализация? Слава и деньги или верность профессии и ценностям, которые тебе важны? Кон и Дюпра отвечают обстоятельно и остроумно.