Фильм «Дэвид Боуи. Человек со звезды»: инопланетный гость

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На закате новогодних праздников в российский прокат вышел фильм Гэбриела Рэнджа «Дэвид Боуи. Человек со звезды». Тимур Алиев — о первом художественном фильме (право вето Боуи, но об этом в тексте), рассказывающем про необычную судьбу легендарного музыканта, актёра, инопланетянина.


Боуи где-то в космосе крутится в невесомости, облачённый в красный скафандр. Короткий эпизод из видео на песню «Space Oddity», навеянный «Космической одиссеей» Кубрика, оказывается сном. На дворе 1971 год, Дэвид Боуи (не слишком похожий на него Джонни Флинн) — ещё не звезда всемирного масштаба. О нём знают в основном на родине: пару лет назад вышеупомянутая композиция пробилась в топ-5 британского чарта. Третий студийный альбом Дэвида «The Man Who Sold the World», ознаменовавший закат сотрудничества Боуи с Mercury Records, не был особенно популярным в Великобритании, так что студийные боссы не в восторге.

Последней надеждой становится пиар-менеджер Рон Оберман (американский стендап-комик Марк Мэрон), который организует для артиста турне по Америке. «Мы проедем от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, Дэвид!» — обещает он, встретив британца в аэропорту. Проблемы начинаются с первых минут. У Дэвида проблемы с рабочей визой, а также нет на руках грин-карты — значит, не будет ни нормальных концертов, ни рекламы, ни прессы, ни радио. Вместо отеля — комната в доме матери пиарщика, вместо больших залов — крохотные бары, где собираются продавцы пылесосов. Непоколебима лишь вера в Боуи со стороны Обермана; во многом благодаря ей Дэвид не теряет надежды, что его музыкальный гений будет услышан и принят.


«Некоторые события вымышлены», — гласит начальный титр. Лента «Дэвид Боуи. Человек со звезды» (в оригинале «Stardust», но российские прокатчики ловко обошли возможную путаницу с одноимённой экранизацией романа Нила Геймана) — кино с нелёгкой судьбой. Гэбриел Рэндж оказался в некотором роде британским Алексеем Учителем. Боуи ещё при жизни (музыкант скончался в 2016-м) наложил вето на байопики о себе. Его родственники, во-первых, не одобрили работу Рэнджа, во-вторых, не позволили использовать в картине песни Дэвида. Без хитов Боуи режиссёр обошёлся — прозвучат только различные каверы, как-никак экспериментальный период поиска нового амплуа (1969–1972). С отсутствием одобрения семьи Боуи оказалось сложнее. Хейт в сторону фильма приобрёл нездоровый масштаб, поклонники писали негативные комментарии после премьеры трейлера, ещё до просмотра самого кино. Впрочем, в отличие от «Цоя», обошлось без обращений в суд или писем на имя Её Величества.

С аналогичным негативом встречался и сам Боуи в Америке. Непонимание новой для него аудитории вкупе с неординарными сценическими костюмами, состоящими из женских платьев и обуви, не добавляли уверенности самому британцу. «Кто вы, мистер Боуи?» — спрашивают у него раз за разом немногочисленные журналисты, с которыми Оберману удаётся «выбить» интервью. Дэвид не может ответить на этот вопрос. «Тебе нужно быть как Марк Болан, солист T. Rex», — внушает ему пиарщик. Но походить на кого-то — неприемлемая для музыканта стратегия, прямолинейная банальность «быть собой», увы, не продаётся, более того, в случае с Боуи нагоняет мрака и жути, как и его последний альбом. В семье проблемы: родной брат Терри, во многом сформировавший музыкальный вкус Дэвида, лежит в психиатрической клинике с шизофренией. Родители предрекают, что подобное с годами ждёт и Боуи, и он вынужден без остановки «бежать» от такой судьбы — к творчеству, наркотикам и случайным связям.


Экспозиция фильма не особенно балует деталями, постановщик практически не вводит в курс дела. Лента при этом старается объять разные грани героя: на протяжении почти двух часов мы увидим, какой Боуи супруг (первый год совместной жизни с моделью Анджелой Барнетт, которую играет Джена Мэлоун), музыкант, брат и даже модель «Фабрики» Энди Уорхола. Но ни один из этих образов не удастся раскрыть полноценно, Джонни Флинн большую часть времени кривит лицо в паре-тройке выражений и покрикивает на своих спутников с единственной мыслью «вы меня не понимаете». Случайным зрителям «Дэвид Боуи. Человек со звезды» покажется поверхностным и неразборчивым. Тем же, кто хорошо разбирается в его творчестве, кино, условно говоря, Америку не откроет: большая часть событий — вымысел, а то, что было на самом деле, публика знает и без творения Рэнджа.

Достойна внимания разве что идея появления образа Зигги Стардаста. По версии постановщика, инопланетное амплуа — проживание легендарным музыкантом травматического опыта, от которого он годами убегал. «Достаточно одного упёртого чёрта, чтобы изменить мир», — твердит без конца Оберман, и Дэвид, кажется, воспринимает эту фразу буквально, переиначивая чёрта во внеземное существо, которое не даёт интервью и не позволяет никому из прессы заходить в гримёрку накануне первого концерта группы «Пауки с Марса». Однако подводить трансформацию личности к одной-единственной причине — значит преступно упрощать эксцентричный нрав гения, который ещё не раз проявит себя. Рэндж сильно просчитался, пытаясь ограничить Дэвида Боуи узкими рамками классической психологии личности.


Фигура музыканта в этом художественном произведении — словно элемент пазла, причём один из тысячи. Возможно, Рэндж пытался имитировать подход «Стива Джобса» Дэнни Бойла — тот рассказывал о создателе Apple через призму трёх ключевых моментов его жизни, — но для этого нужно быть Бойлом, сценарий к фильму которого пишет Аарон Соркин. Вот Фредди Меркьюри и Элтону Джону с киноверсиями повезло куда больше. Экранный же образ Боуи заслуживает лучшего воплощения. Впрочем, вряд ли мы увидим его в ближайшие годы из-за того же вето самого Дэвида.


Читайте также
«И вот звучит привычный лёгкий джазок»: «Фестиваль Рифкина» Вуди Аллена
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и стало частью наших воспоминаний. Ал...
Фильм «Сентенция» Дмитрия Рудакова: сохрани мои сны навсегда
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в российский прокат фильм «Сентенция» о&n...
«Пусть говорят» Стивена Содерберга
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении трёх подруг, на старости лет решивших...
«Легенда о волках»: стая живёт, узоры рисуются, магия существует
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал нечто новое, как всегда удивительное....
Фильм «Мужчина и женщина: лучшие годы»: вернуться, чтобы помнили 
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на экраны случайной истории любви с норма...
Фильм «Манк»: Дэвид Финчер играет в имитацию
4 декабря на Netflix вышел один из самых долгожданных фильмов года — чёрно-белый и биографический «Манк» о создании сцен...
Также рекомендуем
Алексей Васильев рассказывает о новом фильме одного из важнейших французских режиссёров и поминает Корнея...
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в ...
Алексей Васильев рассказывает о новом фильме одного из важнейших французских режиссёров и поминает Корнея...
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в ...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00