До российских кинотеатров продолжают добираться прошлогодние хиты международных киносмотров. 25 апреля в отечественный прокат выходит фильм японского режиссёра Рюсукэ Хамагути «Зло не существует». На 80-м Венецианском кинофестивале картина получила особый приз жюри. Кинокритик Юлия Салихова объясняет, почему новая работа автора оскароносной ленты «Сядь за руль моей машины» едва ли найдёт сильный эмоциональный отклик у широкой аудитории.
Жители небольшой японской деревушки обеспокоены инициативой токийских бизнесменов построить рядом с поселением новомодный глэмпинг. Особое опасение вызывает место установки очистного сооружения, появление которого грозит испортить местную родниковую воду. Представители строительной компании обещают учесть замечания возмущённого народа, но руководитель проекта явно не заинтересован в изменении текущего плана. Кому-то точно придётся пойти на уступки.
В центре конфликта между деревенскими и городскими оказывается местный разнорабочий Такуми (Хитоси Омика), который лучше всех знает окрестность. Именно он обращает внимание на проблему расположения септика. Через него пытаются наладить диалог с провинциальными жителями столичные пиарщики Такахаси (Рюдзи Косака) и Маюдзуми (Аяка Сибутани).
Пока Такуми проводит для гостей из города скромную экскурсию по живописному краю, происходит инцидент, который ставит на уши всю деревню: бесследно исчезает его восьмилетняя дочь Хана (Рё Нисикава).
Японский режиссёр Рюсукэ Хамагути прославился не только на родине, но и во всём мире. Фестивальный успех гарантировали пятичасовая мелодрама «Счастливый час», лиричная история любви «Асако 1 и 2» и сентиментальная антология «Случайность и догадка». Настоящее международное признание пришло после выхода драмы «Сядь за руль моей машины»: трёхчасовая картина с чеховскими мотивами сначала очаровала публику в Каннах, а затем покорила жюри Американской киноакадемии. Результатом стала премия «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Премьера «Зло не существует» состоялась в рамках конкурсной программы Венецианского кинофестиваля. Лента получила особый приз жюри и премию международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ). Фестивальные достижения, однако, не поспособствовали выдвижению новой работы автора на «Оскар» от Японии. Вместо соотечественника специальный комитет доверил представлять японское кино немецкому классику Виму Вендерсу, снявшему созерцательную драму «Идеальные дни» об уборщике общественных туалетов в Токио. Хотя награда за лучший международный фильм в итоге ушла британской «Зоне интересов» Джонатана Глейзера, с решением продюсеров из Японии сложно спорить. «Зло не существует» всё же сильно проигрывает «Идеальным дням». Интересно, что у этих двух картин много общего. Обе используют медитативный подход к материалу и так или иначе говорят о магии повседневности. Разница в том, что «Идеальные дни» смотрятся как цельное произведение, а «Зло не существует» выглядит скорее зарисовкой.
Изначально Хамагути планировал снять получасовую короткометражку без диалогов. Видеоряд должен был служить фоном для музыкальной партитуры Эико Исибаси. В процессе работы режиссёр решил расширить проект до полного метра. Первые минуты фильма действительно складывается впечатление, что это не более чем живописная инсталляция. Ощущение сохраняется, даже когда с экрана наконец звучит первая реплика. Спустя полтора часа эмоциональное восприятие не меняется.
Кино получилось насыщенным визуально, но пустым сюжетно. Кроме бьющего в лоб эко-френдли посыла, прямого высказывания о разрушительной силе капитализма и щедро разбросанных намёков на душевные терзания главного героя, по сути, ничего нет. Присущие ленте тонкая образность и метафоричность не выдерживают испытания хронометражем. Повторяющаяся медитативность и созерцательность довольно быстро надоедают. Возможно, в формате короткометражки или даже социального ролика новое творение японского автора смотрелось бы лучше.
Возможно, в формате короткометражки или даже социального ролика новое творение японского автора смотрелось бы лучше. Основной упор сделан на видеоряд и музыкальное сопровождение. С точки зрения сюжета в фильме мало что происходит.
Хамагути признаётся, что столкнулся с некоторыми трудностями в работе над проектом: «В какой-то момент пришлось пройти через трудный кризис идей, но свобода творческого процесса всё равно меня вдохновляла. Это было потрясающее испытание. Я смог думать о визуальном ряде в более чистой и динамичной манере. Сумел взглянуть на его создание с новой для меня стороны».
Кризис идей особенно явно проявляется в кульминационный момент картины. Финальный твист сбивает с толку и существенно меняет интонацию произведения. Складывается ощущение, что Хамагути просто не знал, как закончить работу. В конечном итоге «Зло не существует» выглядит скорее необязательным киноупражнением, нежели полноценным фильмом. Впрочем, режиссёр с таким послужным списком может себе позволить эксперименты, пусть и не слишком удачные.
«Зло не существует» — неспешная и созерцательная притча о человеческой природе и природе в целом. Благодаря стройному визуальному ряду и освещению экологических проблем фильму удалось покорить фестивальную публику, но с теми же вводными гарантировать успех у широкой аудитории всё же вряд ли получится.