«Джейн глазами Шарлотты»: «это просто предлог, чтоб смотреть на тебя»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Джейн глазами Шарлотты»
«Джейн глазами Шарлотты»

Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин. А мы, сторонние наблюдатели, любуемся двумя женщинами из разных эпох, одна из которых уже и сама стала целой эпохой. «Джейн глазами Шарлотты» — удивительное документальное кино, в котором артишоку уделено больше экранного времени, чем Игги Попу. Подробно о картине рассказывает Максим Семеляк.

Фильм снимался без особого сценария (о чём его создательница Шарлотта честно предупреждает в кадре), и это, в общем, чувствуется. Отсутствие фигуральной драматургии скрашивается пристальностью и пристрастностью режиссёрского взора — собственно, это и есть фильм про взоры и про любовь как форму любования.

«Джейн глазами Шарлотты» начинается с гастрольной хроники из Токио (в Японии, кстати, частенько перепевали песни Генсбура), и идея кино проговаривается на первых минутах: находиться с камерой перед тобой — это просто предлог, чтоб смотреть на тебя.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Дежурные закулисные хроники с их рассуждениями о страхе сцены и репетицией песни Ballade de Johnny Jane с оркестром сменяются домашними элегиями, и деловито промелькнувшему Игги Попу в фильме в итоге уделено меньше экранного времени, чем свежекупленному артишоку, крупный продолжительный план которого, несомненно, заслуживает места в истории кинематографа.

Биркин отправляется с внучкой на рыбный рынок, возится на кухне, выбирает имя для щенка, режет персики, пьёт вино на холодном пляже за деревянным столом, жалуется на то, что врачи почему-то ей запретили есть именно севильские апельсины, и говорит о завещании.


Некоторые параллели с другими документальными материнскими портретами, например, «Недомашним кино» (2015) Шанталь Акерман, провести можно, однако фильм Ш. Г. при всей его кротости — это более сконцентрированное и светское зрелище просто в силу своих персоналий.


Мы наблюдаем двух звёзд из двух эпох, чьё излучение имеет принципиально разную природу, однако само их присутствие в кадре формирует реальность, всё же отличную от нашей, какими бы скромнягами-артишоками они себя ни окружали.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

В этом фильме Джейн Биркин из красивой бирки эпохи на глазах сама превращается в эпоху. Она описывает тот возрастной момент, когда становится все равно, как ты выглядишь, — даже если лицо у тебя делается как колено у слона.

Из фильма следует, что в обмен на утрату красоты приходит неподвластное взору величие. Из него также следует, что сколько бы в жизни Шарлотта ещё ни сыграла и ни спела и какой бы Ларс ни поставил её в центр своих фантазий, мать со взором лани и телом лани всегда будет для неё далеко впереди, в прошлом, которое в принципе невозможно превзойти. Когда они обнимают друг друга, дистанция между ними проявляется будто бы ещё острее — кино приобретает почти бергмановское измерение семейной недоговорённости (это, кстати, касается и самого производства: мать, проглядев первые свои откровения, зафиксированные дочерью, отложила съёмки фильма на два года).


Мы вновь углубляемся в том числе и в разные формы любования: наружная Джейн — девушка с обложки, с разворота, с календаря на все времена, тогда как скрытая Шарлотта заключает в себе то, что Достоевский называл тайной нравиться без красоты.


То, что мучает дочь (например, позировать для фотосессий), то обожала мать, и из них двоих дочь первая замерзает на ветру, физическую боль переносит хуже, и вообще главная её закадровая просьба к матери, бредущей под синим небом, — научить её жить.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Лучшая часть фильма фиксирует их совместный (после тридцатилетнего отсутствия Джейн) визит в мумифицированную генсбуровскую квартиру на рю де Верней — в этой сцене тоже есть что-то бергмановское, похожее на эпифанию в волшебной лавке старого еврея из «Фанни и Александра». Из квартиры принципиально ничего не выбрасывается — вплоть до отработанных батареек и гниющих в холодильнике шоколадок, всё в точности как было при хозяине, разве что банка сардин взорвалась, не выдержав гнёта лет.

Белые туфли Repetto, пачка «житана», скульптура Клода Лаланна «Человек с капустной головой» (бонжур, артишок), подарочная дымовая труба, выдохшиеся духи,

русская деревянная ложка, банановое пюре, гобелен со сценами пыток, по-парижски крошечная кухня — таковы воспоминания на ощупь («Как в Помпеях», — замечает Джейн, стоя при этом у портрета Бардо).

Про самого хозяина жилплощади на рю де Верней, кстати, в фильме говорят сравнительно немного — мать Шарлотты жалуется, что в молодости они с Генсбуром очень жаловали алкоголь со снотворным, но если с питьём ей с тех пор удалось подвязать, то таблетки с ней и поныне. Кроме того, Генсбура, видите ли, забавлял тот факт, что весь день она, как правило, ходила голая, а спать ложилась неизменно в пижаме или укутанной во что-нибудь. «Я так любила твоего отца, что сделала бы из него чучело и усадила на кресло в кухне», — признаётся в одном эпизоде Джейн Биркин.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Сохранность и беззащитность в этом фильме предстают синонимами. Точнее, двумя сторонами монеты, вышедшей из обихода. Точнее, ближайшими родственниками, подобно героиням, объединённым общим стремлением к тому, чтобы ничего не менялось, — даже тогда, когда, как выражалась сама Биркин в позднем фильме Риветта, поздно крыльями махать.


Любящего взгляда никогда не хватает — свет уходит, как на всякой натурной съёмке, и перед смертью не насмотришься. Некоторое спасение нам дано в тактильных ощущениях, и потерявшая старшую дочь Биркин выписывает единственный рецепт — в зеркале себя уже не узнаёшь, но когда дотрагиваешься до губ, понимаешь, что это всё ещё ты.


Джейн и Шарлотта лежат в одной постели, меряются ростом и сравнивают разнообразные контактные ощущения. Джейн, в частности, вспоминает о давнишнем желании прикоснуться к обнажённой груди своей взрослеющей дочери — воспоминание достаточно неблагонадёжное по нынешним запретным временам (особенно если ещё вспомнить, как папаша некогда придумал выставить малолетнюю Шарлотту на всеобщее обозрение с песней «Лимон инцест»).

В целом же это кино — о возможности коснуться взглядом на пути к окончательной утрате и поисках чего-то осязаемого на расстоянии вытянутой руки, чего-то, за что можно ещё зацепиться, — будь то севильские апельсины, скульптурная голова-капуста или артишок в пол-экрана.

Читайте также
Фильм «Главная роль»: сатирическая комедия о мире авторского кинематографа
Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и Оскар Мартинес в комедии об изнанке мира кино.
«Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Фильм «Невидимый мир»: детство, отрочество, буллинг
Ксения Реутова рассказывает о том, как скромное кино смогло достучаться и до детски...
Фильм «Волк» про видовую дисфорию: пойми меня, если сможешь
Джордж Маккэй несправедливо заперт в человеческом теле.
Также рекомендуем
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму, ввиду засилья в конкурсе фильмов эм...
Критика в восторге от ленты Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь». После показа публика рукоплескала добрых пятнадцать мину...
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму, ввиду засилья в конкурсе фильмов эм...
Критика в восторге от ленты Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь». После показа публика рукоплескала добрых пятнадцать мину...
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00