«Дюна. Часть II» Дени Вильнёва: черви сомненья, почестей игла

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо: «Дюна: Часть вторая», Warner Bros.

«Дюна. Часть II» — как огромные песочные часы: можно долго смотреть не отрываясь, как она песчинка за песчинкой поглощает твоё время, и ни разу об этом не пожалеть. Дени Вильнёв создал монументальный арт-объект, который определённо задаёт новый тренд на неспешные «артбастеры», завораживающие больше, чем развлекающие. И одновременно он снял мгновенную классику, экранизацию умной фантастики, которую приняли и поклонники романов Фрэнка Герберта, и те, кто их не открывал. Первым, конечно, есть что добавить, но и вторым, в общем, понятно, о чём режиссёр снимает свой magnum opus, своего «Аватара» и «Властелина колец», — о том, как даже самые искренние и благородные погибают в зыбучих песках большой мифологии.

Пол (Тимоти Шаламе) и его мать Джессика (Ребекка Фергюсон), чудом уцелев после падения дома Атрейдесов, присоединяются к племени фрименов и становятся заложниками внедрённой орденом Бене Гессерит легенды об инопланетном спасителе. Беременной Джессике велено выпить яда и стать Преподобной матерью или умереть, Полу же пока позволено открещиваться от роли мессии (из-за видений он знает, что превратит Арракис далеко не в цветущий сад). Но вождь племени Стилгар (Хавьер Бардем) в каждом шаге чужака видит знамения, а значит, в жизни Пола Атрейдеса тоже вскоре наступает момент, когда ему делают предложение, от которого он не может отказаться... Или всё-таки может? Аристократы вильнёвской «Дюны» живут в древнегреческой трагедии, безропотно покоряясь року. Предводитель фрименов в исполнении Бардема отчего-то напоминает юродивого, а Зендея в роли Чани, как и в «Эйфории», смотрит на взрослых волком, и её можно понять.

Кадры из фильма «Дюна: Часть вторая», Warner Bros.

Если первая «Дюна» местами напоминала размашистый трейлер к основному действию, то вторая стала ещё более многообещающим заделом на финал. В сиквеле на место экспозиции пришли гонки на червях, битвы на ножах, дегидратация павших, рост верующих в Лисан Аль-Гаиба и сомневающихся в Императоре, а ещё сотня ядерных боеголовок. Но ясности при этом поубавилось. В «Дюне» трёхлетней давности среди вялотекущей расстановки действующих лиц самыми многообещающими были медитативные портреты Шаламе в контражуре, во второй надежда на грандиозное продолжение вновь держится на до смешного крохотных, по типу камео ролях Флоренс Пью, Кристофера Уокена, Леа Сейду и Ани Тейлор-Джой. Вильнёв разбрасывается звёздами, как спайсом, мерцающим в закатном солнце охряной пустынной бесконечности, как редкой приправой, которую нужно добавлять буквально на кончике ножа. Основным же ингредиентом он делает само существование Дюны в её величественной статике.

Одновременно главный недостаток и достоинство второй «Дюны» — то, как стремительно юный Атрейдес проходит путь от борца «за всё хорошее» до предводителя межгалактического джихада.


Вильнёв создаёт новый тип молчаливого блокбастера, максимально ослабляя связь экранизации с литературой.


Металлическая кольчуга на принцессе Ирулан во время визита на раскалённую планету говорит о её характере больше, чем опущенные диалоги, новое облачение Джессики и прямые включения из её матки красноречивее оставшейся за скобками работы по укреплению культа. Юный Пол Атрейдес без ядерных боеголовок и с ними — два разных человека (и Тимоти Шаламе отыгрывает эти молчаливые изменения блестяще). Харконненов во многом создаёт их монохромная перепуганная свита из слуг и вещей (что не отменяет феноменальных талантов Остина Батлера). Одним словом, режиссёр мудро опускает сцены-костыли и целые платы сюжета, которые дублировали бы то, что его «Дюне» и камере Грега Фрейзера удаётся показать без слов.

Кадры из фильма «Дюна: Часть вторая», Warner Bros.
Кадры из фильма «Дюна: Часть вторая», Warner Bros.

Вполне возможно, что Вильнёв и его сосценарист Джон Спейтс за показанные пять часов так и не смогли внятно рассказать историю из книги Герберта, но они смогли сотворить Дюну, которая существует вне зависимости от этой истории и даже зрителей.


Мир на экране заряжен такой жизненной силой, что кажется, что он существует далеко за границами кинотеатра и помимо нашей воли.


Истоки его витальности кроются не в гиперреалистичных технологиях и возможностях современной графики, а в повествовательной расточительности. В «правильных» блокбастерах заложена изрядно утомившая обходительность, мир большого фильма стал миром первоклассного сервиса и комфорта для всех смотрящих: подмигивания аудитории, шутки в правильных местах, золотые хиты нашей молодости и «глупые» диалоги неглупых героев, которые зачем-то произносят вслух то, что персонажи в кадре должны были бы понимать без слов. Так вот всего этого в «Дюне» нет, герои существуют здесь так, будто бы мы для них не существуем (исключая совершенно ненужную открывающую сцену, в которой Флоренс Пью зачем-то пересказывает «в предыдущих сериях»). Создатели намеренно приближают экранное время к реальному, не перенасыщенному событиями, не укрупняют и не растягивают экшен сцены и не стараются суетливо промотать на быстром монтаже что-то менее зрелищное.

Вместо наполненного пасхалками и прочей мусорной мишурой фильма (всё это давно походит на бизиборды — доски, на которых прилеплено всё, способное подольше занимать внимание младенца) мы получаем практически монохромный, авангардистский космический эпик, в котором минимум деталей, но ни одной исключительно декоративной. Со страшной в своём антигуманистическом посыле (фундаменталисты из пустыни ведут террористическую войну с фашистским режимом Харконненов — попробуйте выбрать сторону) историей самый массовый жанр наконец вырастает из рамок детской забавы, которой он, пусть и с фигой в кармане, притворялся слишком долго. И это уже совсем другая, безразличная, но фантастически актуальная эра.

Читайте также
«Зона интересов» Джонатана Глейзера: людоедские хроники
Нечеловеческая жестокость на фоне обыкновенных будней.
«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса: а монстры кто?
Невероятные приключения Беллы в жутковатом мире.
«Аватар: Последний маг воздуха»: да придёт спаситель
С большой силой приходит большая ответственность.
Также рекомендуем
Сегодня актёр Райан Гослинг отмечает день рождения. Мы выбрали 10 персонажей в исполнении Гослинга, ко...
Сегодня актёр Райан Гослинг отмечает день рождения. Мы выбрали 10 персонажей в исполнении Гослинга, ко...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00