В прокате ещё один фильм Ридли Скотта — «Дом Gucci». История одного из самых скандальных убийств в мире высокой моды. Анастасия Сенченко рассказывает, какой получилась картина, что волнует в этой истории режиссёра больше всего и насколько тяжела для носки громкая фамилия.
Второй за год фильм Ридли Скотта с Адамом Драйвером — полная противоположность вышедшей чуть ранее «Последней дуэли». Так на основе двух реальных историй Скотт умудрился снять средневековый триллер-процедурал и оперетту, в которой, кажется, вот-вот рухнет размалёванный задник, благо Gucci и Ридли Скотт — бренды, о качестве которых можно не беспокоиться. «Последняя дуэль» ошеломляет, но «Дом Gucci» развлекает, что тоже неплохо. Лёгкость тона, выбранного для этой истории, прямо противоположна реальным событиям, которые легли в основу. К середине фильма даже начинает казаться, что для Скотта «Дом Gucci» — что-то вроде тарантиновского «Однажды в... Голливуде», так хулигански он обращается с патриархами моды. Неудивительно, что реальные наследники Гуччи сочли фильм оскорбительным.
Маурицио Гуччи (Адам Драйвер) — скромный и начитанный богатый наследник с отменным вкусом и хорошими манерами. Патриция Реджани (Леди Гага) — бойкая девица, которая не прочитала ни одной книги, но знает, как приковать к себе мужские взгляды, — одним своим появлением она ненадолго останавливает работу отцовского автобусного парка.
Их знакомство обставлено как история Золушки, и в роли Золушки здесь герой Драйвера: из бармена до принца в глазах Патриции его преображает не костюм от доброй феи, а произнесённая вслух фамилия. Маурицио даже спешно покидает вечеринку, не оставив своих координат, но тут уж Патриция использует всё своё мужество и обаяние, чтобы разыскать в Милане беглеца и в итоге женить его на себе. В дальнейшем её ждёт ужасное разочарование: чуда и волшебного преображения не случается, никто ни разу не назовёт её благородным именем Гуччи, для них она навсегда останется Реджани, даже нацепив на себя всё, что предлагает их модный дом в Нью-Йорке.
Эта капризная магия имени занимает Ридли Скотта больше, чем обстоятельства конкретного преступления или история о том, как члены благородной фамилии лишились своего бренда. Почему Гуччи, играющий в футбол с работягами в автобусном парке своего тестя, остаётся Гуччи, а Реджани, яро отстаивающая славное имя модного дома и все связанные с ним привилегии, осталась Реджани, несмотря на замужество? Примечательно, что началом раскола в семейном бизнесе стало взбудоражившее Патрицию открытие рынка подделок хорошего качества, благодаря которому у её домработницы появилась такая же сумочка, как у неё. При этом и Маурицио, и глава модного дома дядя Альдо отнеслись к этой новости с иронией. Патриции так и не суждено было понять, что Гуччи — это привилегия кровная, а не экономическая.
Леди Гага, безусловно, сыграла лучшую роль в своей карьере на данный момент. В том, что у неё талант точно попадать в ряженых, травестийных персонажей, сомневаться не приходилось никогда. Но в лучших моментах её Патриция приближается к великой Маме Роме в исполнении Анны Маньяни — готовая на всё ради своей семьи, тираническая и опекающая, она любыми правдами и неправдами ведёт, как ей кажется, свой дом к процветанию, и лишь предательство мужа наконец открывает ей глаза на то, как легко урождённой Реджани остаться за порогом этого роскошного дома. Драйвер, кажется, впервые со времён «Патерсона» играет чуткость и ранимость. И в том, как тонко он показывает их постепенное вырождение в высокомерие, Драйвер достигает каких-то недосягаемых высот.
Ироничная интонация Скотта в фильме, сюжетом которого становится громкое заказное убийство, только на первый взгляд вызывает замешательство. Не так давно Марко Беллоккьо в своём «Предателе» представил исторический судебный процесс над мафией не менее театрально и насмешливо. Об истоках этой интонации напрямую говорится и в фильме, когда один из завсегдатаев модных показов говорит Маурицио, что если Versace — это рок и андеграунд, то Gucci — дешёвая оперетта. Поначалу Скотт и снимает семейство Гуччи как опереточных героев: преувеличенно ранимый Паоло (Джаред Лето, которого вы точно не узнаете), слишком чопорный Родольфо (Джереми Айронс), хваткий и не по годам изворотливый Альдо (Аль Пачино). Но постепенно из-за опереточных масок к концу фильма покажутся живые люди — ровно так же, как Маурицио, возглавив семейный бизнес благодаря Патриции, заставит мир высокой моды пересмотреть своё отношение к славному бренду.
Мезальянс Патриция — Гуччи, лежащий в центре сюжета, тоже претерпевает трагическую трансформацию. Собственно, как и в жизни, с годами из сюжета для романтической комедии он вырастает в настоящую драму, обострив противоречия, которые поначалу всегда кажутся такими забавными. В этом смысле Ридли Скотт снимает кино ещё и о том, что разница между комедией и трагедией не только в дистанции, как считал Чаплин, но и в продолжительности взгляда. Если долго смотреть на Гуччи, то можно наконец разглядеть, что ни легендарные туфли с золотой подкладкой, ни созданный для Грейс Келли шёлковый платок не приближают их обладателей к великой фамилии, а лишь подчёркивают дистанцию между ними. И в этот момент Скотт вдруг заходит на территорию Висконти, рассказывая о том, что люди богатеют гораздо быстрее, чем образовываются. А потому каждому благородному семейству однажды собственное имя, превратись оно в бренд, окажется не по карману.