Алфавит американского андеграунда: Питер Эммануэль Голдман

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Питер Эммануэль Голдман (1939–)


Питер Эммануэль Голдман сегодня почти забыт. Автор малобюджетного «молодёжного» кинохита, полузапрещённого в Европе, любимец хэдлайнеров эпохи — Йонаса Мекаса, Сьюзен Зонтаг, Жан-Люка Годара и более поздних умов вроде Жан-Клода Бьетта — он сверкнул на небосклоне шестидесятых, а затем резко, как надоевшую пластинку, сменил кресло режиссёра на жизнь обыкновенного человека. Пропал с привычных радаров и зажил жизнью частного лица, натуропата и, как ни странно, политического журналиста, пишущего на израильские темы. Его дебютный полный метр, индивидуалистический и аполитичный — не только проникновенное «авторское высказывание», но и, по иронии судьбы, что-то вроде синефильского поколенческого манифеста по обе стороны Атлантики. Уже одна эта картина в совокупности с её успехом обеспечивает Голдману почётное место в истории американского андеграунда и, следовательно, в нашей галерее.

Уроженец Нью-Йорка, Голдман изучал английскую литературу и историю в университете Брауна (Провиденс), затем — историю и французский в Сорбонне и Католическом Институте. В 1961-м поступил в Беркли, но основное время проводил в боксёрском зале. В процессе поисков себя доплыл простым матросом до Венесуэлы. По прибытии обратно отец подарил ему 8-миллиметровую кинокамеру — очевидно, в расчёте, что она надёжнее, чем здравый смысл, приучит сына к оседлости. В 1962 году Голдман, впрочем, снова в Париже, пишет об искусстве в Paris Herald Tribune. В 1966 году возвращается в Нью-Йорк и селится в Гринвич-Вилледж. Проходит курсы кино в Городском колледже (City College) и Нью-Йоркском университете. 


Теперь у него 16-миллиметровая камера Bolex с заводной рукояткой и внезапно возникшее желание снимать на неё окружающую реальность. В первую очередь — людей, будь то близкие друзья или случайные прохожие. Голдман избегает диалогов, не выстраивает сюжеты, не пытается что-то доказать или проиллюстрировать — вместо этого он терпеливо, не спеша, без, на первый взгляд, какой-либо морали, заготовленной для финала, вглядывается в своих современников и в самого себя. 

Так возникает один из самых культовых фильмов шестидесятых — «Отголоски тишины» («Echoes of Silence», 1965) — 73 чёрно-белых минуты из повседневной жизни обычных молодых ньюйоркцев, «которые никогда не встречались, хотя имели одних и тех же друзей и ходили в одни и те же кафе». Днём Голдман снимал, по ночам монтировал. Саундтрек подобрал из собственной коллекции грампластинок, отражавшей продвинутый репертуар меломанов того времени: «Гаитянская песня бойца» Чарльза Мингуса, «Весна священная» Стравинского, сюита Прокофьева «Семён Котко» и разнообразный чёрный джаз, звучавший тогда во всех модных пространствах США, Европы и даже Советского Союза. Закончив фильм, Голдман разрезал его на 15 частей, посвятив каждую отдельному герою/героине и снабдив поясняющими титрами, написанными от руки.

«Отголоски» были показаны в Сохо на одной из сессий «Кооператива кинематографистов» и с восторгом приняты опинионмейкерами, то есть властителями дум. Основатель «Кооператива», куратор программы и главный идеолог «нового американского кино» (согласно его же определению) Йонас Мекас опубликовал в Village Voice хвалебную рецензию, в которой утверждал, что Голдман взял «лучшее у независимых кинематографистов и несколько хороших вещей у Годара», создав в результате «замечательно красивое кино». Фильм высоко оценила влиятельнейшая Сьюзен Зонтаг. Копия, благоразумно напечатанная на плёнке 35 миллиметров, распахнула двери в американский прокат. Поднявшийся хайп перелетит Атлантику; фильм привезут на итальянский фестиваль независимого кино в Пезаро, открыв продолжительную историю почитания Голдмана в синефильских кругах Старого Света. Слава растёт в том числе благодаря проблемам с законом: Италия вырежет из фильма несколько сцен, показы во Франции будут запрещены. Лишь спустя несколько лет, в 1970 году, Жан-Клод Бьетт всё же организует тайную (то есть, по-настоящему андеграундную!) премьеру, благодаря которой новое поколение парижских синефилов навсегда запомнят дождливый день, когда они вышли из кинозала навсегда преданными «членами секты Голдмана». 

Сегодня тогдашний запрет этой картины в странах развитых демократий кажется курьёзным: в «Отголосках» нет ни политики, ни откровенных сцен, ни обычных для того времени леворадикальных лозунгов. Из того, что могло напрячь цензоров, есть разве что эпизод курения марихуаны и внебрачные сексуальные контакты, показанные весьма застенчиво, хотя и чувственно. По нынешним стандартам это целомудренное кино, развивающее авангардную традицию «городской симфонии», но с акцентом не на мегаполисе с его людскими и автомобильными потоками, а на тех, кто словно выпал из этого непрерывного, безостановочного, оглушительного движения. На протяжении фильма молодые герои слоняются по улицам, сидят в баре, посещают музеи, знакомятся между собой и занимаются любовью, неизменно оставаясь каждый в неопределённом, но ощутимом и непреодолимом одиночестве. Кажется, что главное, чего они хотят, но не могут достичь, несмотря на секс, — это человеческая близость. Многие сцены Голдман снимал в темноте, пользуясь лишь слабыми отражёнными источниками света и получив в итоге желанную зернистую текстуру и меланхолическую атмосферу. Именно эта аполитичная, свободная от любых идеологий атмосфера (спустя 15 лет её сумеет воскресить Джим Джармуш в «Бесконечных каникулах») с её вниманием к человеческому не значению, но присутствию (как и у Гумбрехта, у Голдмана присутствие также противостоит «значению») и стала главным достижением «Отголосков», не отмеченных какой-либо технической или концептуальной новизной. 

Воодушевлённый триумфом, Голдман продолжает интенсивно работать, но на сей раз его сопровождает одна неудача за другой. Многие короткие метры, снятые им в этот период, считаются утерянными. Продюсер Стэнли Борден, работавший с кинотеатрами на 42-й улице (там крутили взрослое кино разных жанров), закажет модному дебютанту сексплотейшен, предоставив неплохой по тем временам бюджет в 10 тысяч долларов. Голдман примет предложение и в 1968 году выпустит «The Sensualist» («Сенсуалистка») — в сущности, историю, драматургически близкую к тем же «Отголоскам», с поправками на законы жанра. Вместо слоняющегося юноши в главной роли — девушка; она переезжает из Европы в США, чтобы забыть неудачный роман, подружиться с официанткой и поселиться у неё. Героине предстоит пережить одно изнасилование и множество романов, включая один лесбийский, — но всё это, как и у героев «Отголосков», лишь для того, чтобы, удовлетворив сексуальный голод, вновь неприкаянно бродить по улицам в поисках неизвестно чего.

Голдман переезжает в Европу и женится на молодой датчанке Биргит Нильсен. Вскоре она появится в «Wheel of Ashes» («Колесо пепла», 1968) — третьем и последнем полном метре Голдмана. Снятое в Париже за семь недель благодаря гранту Фуллбрайт, пролоббированному Годаром, «Колесо» вновь погружает зрителя в однообразные, но в то же время непредсказуемые будни молодого горожанина, которому нечем заняться. Несмотря на явный авторский характер и последовательное развитие своих фирменных мотивов, этот фильм выглядит попыткой вписаться в киноиндустрию. В отличие от демократичных «Отголосков» с их непрофессиональными исполнителями (друзьями режиссёра), главная роль здесь отдана иконическому красавцу Пьеру Клементи — звезде шедевров Висконти, Бунюэля, Пазолини и других взрослых мальчиков большого фестивального кино. Не говоривший по-английски и решивший, что название фильма означает «Мы любим гашиш», Клементи сыграл американца, потерявшегося в «столице красоты» и непрерывно рыщущего в поисках женщин («Я чувствую весну, а весной я чувствую запах женщин»).

Фильм не вызвал прежнего ажиотажа и оказался последним. Вскоре Голдман разочаруется и в кино, и, похоже, во всей западной цивилизации. Он уйдет в духовные практики и поселится в ашраме. Францию сменит на Данию, Данию — на Израиль. О нём уже совсем забыли, когда в 80-е он появится на горизонте с документальным фильмом о том, как средства массовой информации злонамеренно искажают суть израильско-палестинского конфликта. Возвращением легенды это не смог бы назвать даже самый преданный фанат, на её месте был какой-то другой человек.

Одиночка и самоучка, как будто случайно заглянувший в мир кино, Голдман легко достиг в нём заоблачных высот признания, но так же легко и добровольно их покинул, чудесным образом превратившись в прохожего и навсегда предпочтя суете публичности покой внутреннего мира, тишину без всяких отголосков, за исключением политических комментариев. История ответила дезертиру забвением: в настоящее время о Голдмане помнят разве что специалисты и наиболее безнадёжные из синефилов. В числе последних — благодарные французы, не поленившиеся создать в Википедии единственную страничку об этом загадочном человеке с киноаппаратом Bolex 16-мм.


Читайте также
Алфавит американского андеграунда: Стэн Вандербик
Стэн Вандербик (1927–1984) Стэн Вандербик — не столько режиссёр, сколько иллюзионист и коллизионист, плодовитый и неукротимый; Том...
Алфавит американского андеграунда: Роберт Брир
Роберт Брир (1926–2011) Сын профессионального изобретателя, автомобильного инженера, дизайнера автомобиля Chrysler Airflow (1934),...
Алфавит американского андеграунда: Джордан Белсон
Джордан Белсон (1926–2011)  В 1665 году Николя Пуссен записал: «Ничто не видимо без света. Ничто не видимо без прозрачной среды. Ничто н...
Алфавит американского андеграунда: Кармен Д’Авино
Кармен Д’Авино Кармен Д’Авино (1918–2004) — фотограф, живописец, скульптор, экспериментатор, «художник анимационного кино». Подрос...
Алфавит американского андеграунда. Вступление
Предуведомление: о чём, как, почему, зачем и для кого этот блог. Искусство — это практика. Уильям Блейк 1. О ЧЁМ...
«Меланхолия» Триера и творчество прерафаэлитов 
Фильм «Меланхолия» Ларса фон Триера был показан в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и моментально обратил на себя внимание...
Также рекомендуем
Тони Конрад (1940–2016) Математик по диплому, программист по профессии, музыкант по призванию, супрематист по с...
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orphan Morphan, Apollo Jize — драматург,...
Джордан Белсон (1926–2011)  В 1665 году Николя Пуссен записал: «Ничто не видимо без света. Ничто н...
Хай Хирш (1911–1961)Фотограф и оператор, покинувший Голливуд ради вольных экспериментов; гуру Западного побережья, откр...
Тони Конрад (1940–2016) Математик по диплому, программист по профессии, музыкант по призванию, супрематист по с...
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orphan Morphan, Apollo Jize — драматург,...
Джордан Белсон (1926–2011)  В 1665 году Николя Пуссен записал: «Ничто не видимо без света. Ничто н...
Хай Хирш (1911–1961)Фотограф и оператор, покинувший Голливуд ради вольных экспериментов; гуру Западного побережья, откр...

Последние новости

Кира Медведева получила главную роль в сериале «Трудная»
Победительница реалити-шоу «Новые пацанки».
Киану Ривз сыграет в сатирическом кино Рубена Эстлунда
Режиссёра фильмов «Квадрата» и «Треугольника печали».
Аня Тейлор-Джой покоряет пустошь на новых кадрах «Фуриосы»
Свежий взгляд на новый боевик экшн-сериала Джорджа Миллера.
00:00