«Дети моря»: великая психоаналитическая красота

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по волнам семейных и социальных ценностей совершил Тимур Алиев.

Фильм не оставляет времени на раскачку. С первых же минут — резкий монтаж и сменяющие друг друга фрагменты то ли реальности, то ли воспоминаний главной героини, юной девочки по имени Рука. Пока отец целыми днями трудится в океанариуме, Рука предоставлена сама себе: бродит по пляжу, общается с папиными коллегами, играет в гандбол, купается в океане и ищет простого человеческого тепла, которого не найти дома. В океанариуме девочка встречает странноватого юношу Уми, который, кажется, обладает сверхъестественными способностями. Или сверхъестественной биографией: он и его старший брат Сору выросли в океане, вдали от человеческой цивилизации. Аквариумы вокруг — что ностальгическая модель дома. Ватанабэ встраивает в повествование сцены из дикой природы: вот тысячи ракушек на дне морском; вот обитатели морских глубин рождаются и умирают, не зная тепла Солнца; вот кит, без какой-либо видимой причины выбросившийся на берег (тайну необычного поведения морских животных по всему миру Рука и берётся разгадать).

Кадр из фильма «Дети моря», реж. А. Ватанабэ, 2019 г

Параллельно с визуальными красотами создатели не забывают об актуальных темах, добавляя сюда и экологию, и взаимоотношения человека и природы в целом (вопросы, которые поднимаются, например, во многих аниме Хаяо Миядзаки). Отталкиваясь от различных идей происхождения жизни на Земле, Ватанабэ вкладывает в уста своих персонажей размышления о ценности жизни. Разбираться в не всегда простых монологах Сору не сложно, но (или поэтому) всегда увлекательно. От жизни мы неотвратимо следуем к смерти; пока океанологи и коллеги отца Руки пытаются разобраться в аномальном поведении морских обитателей, девочку всё больше тянет к необычным мальчикам. Природа притяжения, впрочем, не поясняется: может, во всём виноваты гормоны, а может, это неведомая связь с потусторонними силами, ответственными за создание всего сущего на Земле (да, Ватанабэ действительно упоминает, хоть и вскользь, что жизнь на планете появилась благодаря прибытию инопланетян).

В середине фильма режиссёр ставит жирную точку невозврата: линейное повествование разбивается чистой метафизикой. Кажется, что мы попадаем в аниме-вселенную сериала «Легион», но всё, конечно, несколько проще. История концентрируется на злосчастном метеорите, который оказывается связан с Уми, Сорой и даже Рукой, вот только последней приходится серьёзно покопаться в воспоминаниях и пройти психоделический морской путь к осознанию этого факта. Нечто похожее происходит с героями Макото Синкая в его аниме «За облаками», разве что вместо метеорита там башня исполинских размеров, которую сооружает СССР на острове Хоккайдо. Аюму Ватанабэ обращается к образной памяти человечества через призму детского восприятия, используя для этого саундтрек Дзё Хисаиси — знаменитого японского композитора, работавшего также над культовыми аниме Хаяо Миадзаки («Унесённые призраками», «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо» и др.).

Впрочем, логичного объяснения произошедшего зрителю всё равно не дождаться. Тем не менее, «Дети моря» — одно из самых запоминающихся анимационных кинопроизведений как минимум этого года.


Читайте также
Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена
На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ро...
С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
«Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
«К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу...
«Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
«Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры...
Также рекомендуем
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское виде...
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ассистентка, работающая в литерату...
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское виде...
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ассистентка, работающая в литерату...
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00