В параллельном прокате вслед за релизом в зарубежных кинотеатрах появился космохоррор Феде Альвареса «Чужой: Ромул». Фильм уже окупился в прокате, так что продолжение франшизы не за горами. Действие картины развивается между событиями первого и второго фильмов. Однако «Чужой: Ромул» будет интересен и тем, кто не знаком с творениями Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Максим Ершов впечатлён визуальным языком и саунд-дизайном фильма и уверен, что клаустрофобному хоррору есть чем напугать зрителя.
Середина XXII века. Сирота Рейн Кэррадайн (Кейли Спейни) вместе с синтетиком (то есть искусственным человеком) Энди (Дэвид Джонссон Фрэй), которого называет братом, живёт на планете-колонии Звезда Джексона. Всё взрослое население в рабских условиях трудится в шахтах бездушной корпорации «Вейланд-Ютани», в воздухе вечно летает пыль, солнца здесь никто никогда не видел. С убитой экологией люди умирают на Звезде Джексона далеко не в пожилом возрасте. Приятели подговаривают Рейн и Энди долететь до болтающегося в открытом космосе корабля, своровать оттуда криогенные капсулы, с помощью которых удастся выдержать долгое путешествие до планеты Ивага. Там, может, не рай, но хотя бы увидишь восходы и закаты. Оставленный корабль «Возрождение» оказывается орбитальной станцией, поделённой на две половины — «Ромул» и «Рем». К сожалению, местечко уже обжили ксеноморфы и лицехваты, так что шансы добраться до Иваги сильно снижаются.
«Чужой. Ромул» — седьмой фильм франшизы, которую, страшно подумать, 45 лет назад запустил Ридли Скотт. Свежую картину снял уругвайский постановщик Феде Альварес, который уже давно прочно обосновался в Голливуде. Режиссёру не в новинку пытаться развить находящуюся не в лучшей форме франшизу — прежде автор работал над хоррором «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» и триллером «Девушка, которая застряла в паутине». Однако самая известная работа Альвареса — фильм ужасов «Не дыши». И отчасти «Чужого: Ромул» можно назвать авторемейком «Не дыши». Снова группа наивных подростков пробирается в чужое жильё и нарывается на чистое зло. Только вместо сердитого слепого ветерана войны сражаться приходится с кровожадной иноземной расой.
Альварес не пытается переформатировать франшизу. Поклонники «Чужого» и продолжений смогут радостно выискивать отсылки к предыдущим фильмам и находить различия. Всё-таки Рейн Кэррадайн совсем не похожа на Эллен Рипли, но это и здорово. Ребята наталкиваются на андроида Рука, работавшего на «Возрождении». И внешне (благодаря нейросетям мы снова видим на экране умершего ещё в 2020 году Иэна Холма), и по функциям он напоминает Эша из первого «Чужого».
Если Джей Джей Абрамс в «Звёздных войнах: Пробуждение силы» собирал конструктор из всем знакомых деталек, Альварес придумывает оригинальный сюжет, но с оглядкой на предшественников. По духу «Чужой: Ромул» ближе всего к первому фильму франшизы — это тоже неспешный физиологичный и клаустрофобный хоррор, который развивается на одном корабле со множеством лабораторных комнат, отсеков и переходов между частями станции.
По-настоящему страшных эпизодов в новой картине не так уж много, хотя парочки скримеров всё-таки берегитесь. Кино разгоняется ближе к финалу, и последние полчаса являются одной мощной схваткой за жизнь и надежду на светлое будущее. Наполненные кислотой монстры кусают или протыкают людей, но в ответ могут схлопотать пулю в лоб.
Напряжение в кадре нарастает постепенно. Фильм начинается как квест: с помощью андроида Энди нужно зайти в комнату с криокапсулами, перенести их на свой корабль и улететь в закат. Параллельно из коконов потихоньку вылезают маленькие, но опасные лицехваты. А вскоре появится и зубастый ксеноморф. С экшеном у «Чужого: Ромул» нет проблем, и это всегда понятные препятствия. Нужно открыть дверь секретного отсека, прокатиться на лифте с ветерком, пройти тихонечко мимо или убежать от стаи лицехватов, доставить криокапсулу до своего судна. Рейн и её друзьям грозит опасность, поначалу неявная.
Любопытную роль в фильме играет синтетик Энди. Его единственная функция в начале — оберегать Рейн, но после прошивки на «Возрождении» он переходит на службу корпорации «Вейланд-Ютани». Даже брат Энди может предать, достаточно только изменить его директиву. Искусственный интеллект, как и прогресс в целом, способен сыграть злую шутку с человечеством. В «Ромуле», как и в предыдущих частях франшизы, встаёт вопрос выбора между личными целями и задачами всего вида. Как и в оригинальном фильме 1979 года, Альварес рисует пессимистичное будущее. Люди-колонисты переселились на другие планеты, но привезли с собой старые проблемы в виде социального неравенства, сомнительных условий труда и неясного образа идеального мира. Заправляет всем корпорация «Вейланд-Ютани», которая думает разве что о прибыли, но прикрывается интересами всего человечества. Та же Рейн горбатится круглые сутки в шахте, не видя солнце, но ради чего? Разумеется, сирота при первой же представившейся возможности пытается сбежать куда подальше. Счастливы ли люди будущего? Нет, мечтают хотя бы разок увидеть закат. На Звезде Джексона Рейн он только снится.
Альварес снимает кино в 2024-м, но цифровое изображение напоминает старенькую плёнку, на «Возрождении» компьютеры выглядят допотопными, но ламповыми, этаким приветом из 1990-х. А качество видеосвязи напоминает VHS-рипы. Да и оружие, которым Рейн истребляет ксеноморфов, является чуть доработанным автоматом Калашникова. «Чужой: Ромул» сделан в эстетике печального ретрофутуризма, напоминая сериал «Fallout». Наследие художника Ханса Руди Гигера, создавшего образ ксеноморфа и всю эстетику франшизы ещё для Скотта, живёт.
Фильм Альвареса, как любую другую часть франшизы, можно смотреть в отрыве от предыдущих фильмов. Удовольствие получите не меньшее. Выдающийся саунд-дизайн с воющими сиренами, клацающими и хлюпающими монстрами и скрежещущим лифтом и минималистичные мелодии не дают расслабиться ни на секунду. Зрелищный «Чужой: Ромул» едва ли коренным образом меняет жанр хоррора, но возвращает франшизу к истокам и уходит от философствований «Завета» и «Прометея» к неглупому зрительскому аттракциону. Побочно Альварес напоминает, что в космосе не только страшно, но и страшно одиноко. Никто не услышит ваших криков, так что, если хочется увидеть солнце, с тварями приходится разбираться самому.