«Чужой: Ромул» с Кейли Спейни: мы не можем жить без солнца

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Чужой: Ромул», 20th Century Studios/Disney

В параллельном прокате вслед за релизом в зарубежных кинотеатрах появился космохоррор Феде Альвареса «Чужой: Ромул». Фильм уже окупился в прокате, так что продолжение франшизы не за горами. Действие картины развивается между событиями первого и второго фильмов. Однако «Чужой: Ромул» будет интересен и тем, кто не знаком с творениями Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Максим Ершов впечатлён визуальным языком и саунд-дизайном фильма и уверен, что клаустрофобному хоррору есть чем напугать зрителя.

Середина XXII века. Сирота Рейн Кэррадайн (Кейли Спейни) вместе с синтетиком (то есть искусственным человеком) Энди (Дэвид Джонссон Фрэй), которого называет братом, живёт на планете-колонии Звезда Джексона. Всё взрослое население в рабских условиях трудится в шахтах бездушной корпорации «Вейланд-Ютани», в воздухе вечно летает пыль, солнца здесь никто никогда не видел. С убитой экологией люди умирают на Звезде Джексона далеко не в пожилом возрасте. Приятели подговаривают Рейн и Энди долететь до болтающегося в открытом космосе корабля, своровать оттуда криогенные капсулы, с помощью которых удастся выдержать долгое путешествие до планеты Ивага. Там, может, не рай, но хотя бы увидишь восходы и закаты. Оставленный корабль «Возрождение» оказывается орбитальной станцией, поделённой на две половины — «Ромул» и «Рем». К сожалению, местечко уже обжили ксеноморфы и лицехваты, так что шансы добраться до Иваги сильно снижаются.

«Чужой: Ромул», 20th Century Studios/Disney

«Чужой. Ромул» — седьмой фильм франшизы, которую, страшно подумать, 45 лет назад запустил Ридли Скотт. Свежую картину снял уругвайский постановщик Феде Альварес, который уже давно прочно обосновался в Голливуде. Режиссёру не в новинку пытаться развить находящуюся не в лучшей форме франшизу — прежде автор работал над хоррором «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» и триллером «Девушка, которая застряла в паутине». Однако самая известная работа Альвареса — фильм ужасов «Не дыши». И отчасти «Чужого: Ромул» можно назвать авторемейком «Не дыши». Снова группа наивных подростков пробирается в чужое жильё и нарывается на чистое зло. Только вместо сердитого слепого ветерана войны сражаться приходится с кровожадной иноземной расой.

«Чужой: Ромул», 20th Century Studios/Disney

Альварес не пытается переформатировать франшизу. Поклонники «Чужого» и продолжений смогут радостно выискивать отсылки к предыдущим фильмам и находить различия. Всё-таки Рейн Кэррадайн совсем не похожа на Эллен Рипли, но это и здорово. Ребята наталкиваются на андроида Рука, работавшего на «Возрождении». И внешне (благодаря нейросетям мы снова видим на экране умершего ещё в 2020 году Иэна Холма), и по функциям он напоминает Эша из первого «Чужого».

Если Джей Джей Абрамс в «Звёздных войнах: Пробуждение силы» собирал конструктор из всем знакомых деталек, Альварес придумывает оригинальный сюжет, но с оглядкой на предшественников. По духу «Чужой: Ромул» ближе всего к первому фильму франшизы — это тоже неспешный физиологичный и клаустрофобный хоррор, который развивается на одном корабле со множеством лабораторных комнат, отсеков и переходов между частями станции.

«Чужой: Ромул», 20th Century Studios/Disney

По-настоящему страшных эпизодов в новой картине не так уж много, хотя парочки скримеров всё-таки берегитесь. Кино разгоняется ближе к финалу, и последние полчаса являются одной мощной схваткой за жизнь и надежду на светлое будущее. Наполненные кислотой монстры кусают или протыкают людей, но в ответ могут схлопотать пулю в лоб.

Напряжение в кадре нарастает постепенно. Фильм начинается как квест: с помощью андроида Энди нужно зайти в комнату с криокапсулами, перенести их на свой корабль и улететь в закат. Параллельно из коконов потихоньку вылезают маленькие, но опасные лицехваты. А вскоре появится и зубастый ксеноморф. С экшеном у «Чужого: Ромул» нет проблем, и это всегда понятные препятствия. Нужно открыть дверь секретного отсека, прокатиться на лифте с ветерком, пройти тихонечко мимо или убежать от стаи лицехватов, доставить криокапсулу до своего судна. Рейн и её друзьям грозит опасность, поначалу неявная.

«Чужой: Ромул», 20th Century Studios/Disney

Любопытную роль в фильме играет синтетик Энди. Его единственная функция в начале — оберегать Рейн, но после прошивки на «Возрождении» он переходит на службу корпорации «Вейланд-Ютани». Даже брат Энди может предать, достаточно только изменить его директиву. Искусственный интеллект, как и прогресс в целом, способен сыграть злую шутку с человечеством. В «Ромуле», как и в предыдущих частях франшизы, встаёт вопрос выбора между личными целями и задачами всего вида. Как и в оригинальном фильме 1979 года, Альварес рисует пессимистичное будущее. Люди-колонисты переселились на другие планеты, но привезли с собой старые проблемы в виде социального неравенства, сомнительных условий труда и неясного образа идеального мира. Заправляет всем корпорация «Вейланд-Ютани», которая думает разве что о прибыли, но прикрывается интересами всего человечества. Та же Рейн горбатится круглые сутки в шахте, не видя солнце, но ради чего? Разумеется, сирота при первой же представившейся возможности пытается сбежать куда подальше. Счастливы ли люди будущего? Нет, мечтают хотя бы разок увидеть закат. На Звезде Джексона Рейн он только снится.

Альварес снимает кино в 2024-м, но цифровое изображение напоминает старенькую плёнку, на «Возрождении» компьютеры выглядят допотопными, но ламповыми, этаким приветом из 1990-х. А качество видеосвязи напоминает VHS-рипы. Да и оружие, которым Рейн истребляет ксеноморфов, является чуть доработанным автоматом Калашникова. «Чужой: Ромул» сделан в эстетике печального ретрофутуризма, напоминая сериал «Fallout». Наследие художника Ханса Руди Гигера, создавшего образ ксеноморфа и всю эстетику франшизы ещё для Скотта, живёт.

«Чужой: Ромул», 20th Century Studios/Disney

Фильм Альвареса, как любую другую часть франшизы, можно смотреть в отрыве от предыдущих фильмов. Удовольствие получите не меньшее. Выдающийся саунд-дизайн с воющими сиренами, клацающими и хлюпающими монстрами и скрежещущим лифтом и минималистичные мелодии не дают расслабиться ни на секунду. Зрелищный «Чужой: Ромул» едва ли коренным образом меняет жанр хоррора, но возвращает франшизу к истокам и уходит от философствований «Завета» и «Прометея» к неглупому зрительскому аттракциону. Побочно Альварес напоминает, что в космосе не только страшно, но и страшно одиноко. Никто не услышит ваших криков, так что, если хочется увидеть солнце, с тварями приходится разбираться самому.

Читайте также
«Идеальный лжец»: локдаун с саблезубым тигром
Рассказываем, почему фильм заслуживает стать зрительским хитом на все времена.
«Ворон»: сентиментальная экшен-баллада для грустных
Разбираемся, какой получилась современная адаптация культового комикса.
«Директор фотографии»: развернуть камеру на 180 и научиться видеть кино
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.
«Маленький факт» большого фестиваля
Конструктор истории.
Четыре мнения: «Филателия»
Ученики «Школы критики» спорят о победителе старейшего киносмотра России.
Также рекомендуем
На примере работ Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Альфреда Хичкока.
От исторических боевиков до профеминистских триллеров.
Как молодой ирландец стал открытием для Голливуда.
Рассказываем о долгом пути Хищников сквозь года.
На примере работ Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Альфреда Хичкока.
От исторических боевиков до профеминистских триллеров.
Как молодой ирландец стал открытием для Голливуда.
Рассказываем о долгом пути Хищников сквозь года.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00