«Чудо» Себастьяна Лелио: Флоренс Пью расследует загадку в ирландской глуши

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Чудо»
Кадр из фильма «Чудо»

На Netflix вышла одноимённая экранизация исторического романа ирландской писательницы Эммы Донохью «Чудо». В главной роли Флоренс Пью, а режиссёром картины выступил чилиец Себастьян Лелио. Максим Ершов рассказывает, чем может понравиться размеренная драма о жизни верующих ирландцев.

1862 год. В Ирландии только что закончился массовый голод. В небольшой деревушке 11-летняя Анна О’Доннелл (Кайла Лорд Кэссиди) ничего не ест уже четыре месяца, при этом остаётся бодра и весела. Местные священник (Киран Хайндс), доктор (Тоби Джонс) и другие важные члены общины уверены, что перед ними настоящее чудо. Чтобы зафиксировать его, вызываются монахиня (Джози Уокер) и медсестра из Англии Либ Райт (Флоренс Пью). 


Двум женщинам предстоит в течение 14 дней посменно следить за Анной, чтобы подтвердить, что девочка действительно ничего не ест.


«Чудо» — экранизация одноимённого романа ирландской писательницы Эммы Донохью. Книга переведена на русский язык. Творчество Донохью не первый раз привлекает кинематографистов — ранее был экранизирован роман «Комната». За роль в фильме Ленни Абрахамсона Бри Ларсон завоевала «Оскар». Шансы на номинацию есть и у прекрасной Флоренс Пью.

Кадр из фильма «Чудо»
Кадр из фильма «Чудо»

«Чудо» снял чилийский автор Себастьян Лелио. После оскаровского успеха «Фантастической женщины» это уже третий англоязычный фильм режиссёра. Ранее он представил историю запретной любви в ортодоксальной еврейской общине «Неповиновение» и зажигательную мелодраму о приключениях дамы средних лет «Глория Белл». Лелио известен как мастер создания глубоких и интересных женских образов, так что «Чудо» — подходящий для чилийца материал. Премьера фильма прошла на фестивале в Торонто, а затем картина участвовала в основном конкурсе киносмотра в Сан-Себастьяне, где осталась без наград жюри.


Поначалу фильм легко принять за религиозную драму на фоне межнационального противостояния. Как известно, англичане и ирландцы не любят друг друга, а уж после голода нервы накалены. В других обстоятельствах на отказывающуюся от еды девочку могли бы и не смотреть как на святую.


В 1862 году жители захудалой деревеньки видят в Анне Божье провидение, знак. Лелио противопоставляет английскую медсестру и её подопечную. Пока 11-летняя девочка ничего не ест, Либ ежедневно уплетает различные блюда, а камера пристально следит за каждой её трапезой. И если ирландцы хотят увидеть чудо, то скептически настроенная англичанка как будто ищет повод лишить соседей веры.

Кадр из фильма «Чудо»
Кадр из фильма «Чудо»

Но общего у миссис Райт и Анны гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Ирландская девочка недавно потеряла брата, а английская медсестра овдовела. И это не единственное горе Либ. До работы в больнице она успела увидеть войну во всех её кошмарных проявлениях, так что от Бога женщина отдалилась раз и навсегда. К противостоянию двух наций добавляется потенциальная борьба верующих и атеистов. Но на самом деле и религиозная подоплёка, и взаимная нелюбовь англичан и ирландцев — лишь сеттинг для жёсткой семейной драмы, развивающейся во второй половине картины.


Лелио сразу задаёт повествованию условность — да, это рассказ о голодающей, но продолжающей жить девочке, но сюжет можно воспринимать как метафору. Меняются обстоятельства — остаётся вопрос о границе между правдой и ложью. Да и может ли сегодняшний зритель вообще поверить в чудо?


Неспособна на слепую веру и английская медсестра середины XIX века. Как Агата Кристи, Эркюль Пуаро или Бенуа Блан, Либ подходит к заданию как к расследованию. Никакого чуда нет, девочку точно кормят, нужно только понять, для чего всё это устроено и кто передаёт Анне еду. По классике детективного жанра круг подозреваемых очерчен пределами дома. Это могут быть родственники или приходящие местные, желающие уверовать в чудо.


Камера отличной австралийской женщины-оператора Эри Вегнер («Власть пса») покидает деревянный дом, только чтобы прогуляться вместе с Анной и Либ по ветреным пустынным равнинам.


Затхлость помещения, набитого близкими, против бесконечного простора. Тут обнаруживается другой конфликт фильма: девочку фактически заперли в четырёх стенах, и она стала экспонатом, на который ходят посмотреть. Спрашивал ли кто-нибудь её мнение? Да и вообще 11-летняя девочка в религиозной ирландской семье связана по рукам и ногам, едва ли она принимает какие-либо решения без ведома матери и отца. Медсестра Райт ищет природу чуда в бытовой драме, перенося разговоры о высоком на бренную землю.

Кадр из фильма «Чудо»
Кадр из фильма «Чудо»

«Чудо» — бенефис Флоренс Пью. Если вдруг вы ещё сомневались в актёрском таланте британки, Лелио наглядно демонстрирует её огромные возможности. Пью на экране почти что в каждой сцене фильма, и только она способна удерживать напряжение. Если бы не магнетизм актрисы, «Чудо» превратилось бы в тусклую томительно медленную драму. А событий в картине на самом деле немного. Лелио словно бы пытается погрузить современную аудиторию в неспешный быт середины XIX века.

Картина чилийского режиссёра едва ли войдёт в списки лучших по итогам года. В «Чуде» любопытно не столько наблюдать за исходом главной загадки, сколько подмечать условия жизни. В кадр не попадает солнечный свет, и фильм лишён малейших юмористических пауз, это беспримесная драма. И зрителям, и героиням хочется поскорее вырваться из серости и тоски ирландской жизни.

Читайте также
Ласковое безразличие мира: рецензия на аниме «Человек-бензопила»
Сергей Сергиенко рассказывает про один из самых ожидаемых аниме-сериалов года.
Фильм «Эмили»: признание в любви от поклонницы и превосходный актёрский перформанс Эммы Маккей
Карина Назарова рассказывает о байопике о писательнице Эмили Бронте.
У зеркала два лица: рецензия на фильм «Дела человеческие»
В картине сыграли Шарлотта Генсбур, Матьё Кассовиц и Бен Атталь.
«Сверхъестественное. Знаки»: лучший сай-фай года с теориями заговоров и летающей пепельницей
Влад Шуравин рассказывает о многогранной работе авторов «Паранормального».
«Мост через озеро»: тихая драма с Дженнифер Лоуренс от студии А24
Кино о встрече двух людей, застрявших на стадии принятия личных катастроф.
«Невероятно, но факт»: сказка о потерянном времени
Фильм озорного Квентина Дюпьё.
Также рекомендуем
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (каж...
Как Кристофер Нолан снял главную картину кинопремии этого года.
Внезапный камбэк в эру сентиментальных мелодрам.
Как актрисе удалось стать настоящей кинозвездой и почему мы так ждем её появления в фильмах.
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (каж...
Как Кристофер Нолан снял главную картину кинопремии этого года.
Внезапный камбэк в эру сентиментальных мелодрам.
Как актрисе удалось стать настоящей кинозвездой и почему мы так ждем её появления в фильмах.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00