На Netflix вышла одноимённая экранизация исторического романа ирландской писательницы Эммы Донохью «Чудо». В главной роли Флоренс Пью, а режиссёром картины выступил чилиец Себастьян Лелио. Максим Ершов рассказывает, чем может понравиться размеренная драма о жизни верующих ирландцев.
1862 год. В Ирландии только что закончился массовый голод. В небольшой деревушке 11-летняя Анна О’Доннелл (Кайла Лорд Кэссиди) ничего не ест уже четыре месяца, при этом остаётся бодра и весела. Местные священник (Киран Хайндс), доктор (Тоби Джонс) и другие важные члены общины уверены, что перед ними настоящее чудо. Чтобы зафиксировать его, вызываются монахиня (Джози Уокер) и медсестра из Англии Либ Райт (Флоренс Пью).
Двум женщинам предстоит в течение 14 дней посменно следить за Анной, чтобы подтвердить, что девочка действительно ничего не ест.
«Чудо» — экранизация одноимённого романа ирландской писательницы Эммы Донохью. Книга переведена на русский язык. Творчество Донохью не первый раз привлекает кинематографистов — ранее был экранизирован роман «Комната». За роль в фильме Ленни Абрахамсона Бри Ларсон завоевала «Оскар». Шансы на номинацию есть и у прекрасной Флоренс Пью.
«Чудо» снял чилийский автор Себастьян Лелио. После оскаровского успеха «Фантастической женщины» это уже третий англоязычный фильм режиссёра. Ранее он представил историю запретной любви в ортодоксальной еврейской общине «Неповиновение» и зажигательную мелодраму о приключениях дамы средних лет «Глория Белл». Лелио известен как мастер создания глубоких и интересных женских образов, так что «Чудо» — подходящий для чилийца материал. Премьера фильма прошла на фестивале в Торонто, а затем картина участвовала в основном конкурсе киносмотра в Сан-Себастьяне, где осталась без наград жюри.
Поначалу фильм легко принять за религиозную драму на фоне межнационального противостояния. Как известно, англичане и ирландцы не любят друг друга, а уж после голода нервы накалены. В других обстоятельствах на отказывающуюся от еды девочку могли бы и не смотреть как на святую.
В 1862 году жители захудалой деревеньки видят в Анне Божье провидение, знак. Лелио противопоставляет английскую медсестру и её подопечную. Пока 11-летняя девочка ничего не ест, Либ ежедневно уплетает различные блюда, а камера пристально следит за каждой её трапезой. И если ирландцы хотят увидеть чудо, то скептически настроенная англичанка как будто ищет повод лишить соседей веры.
Но общего у миссис Райт и Анны гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Ирландская девочка недавно потеряла брата, а английская медсестра овдовела. И это не единственное горе Либ. До работы в больнице она успела увидеть войну во всех её кошмарных проявлениях, так что от Бога женщина отдалилась раз и навсегда. К противостоянию двух наций добавляется потенциальная борьба верующих и атеистов. Но на самом деле и религиозная подоплёка, и взаимная нелюбовь англичан и ирландцев — лишь сеттинг для жёсткой семейной драмы, развивающейся во второй половине картины.
Лелио сразу задаёт повествованию условность — да, это рассказ о голодающей, но продолжающей жить девочке, но сюжет можно воспринимать как метафору. Меняются обстоятельства — остаётся вопрос о границе между правдой и ложью. Да и может ли сегодняшний зритель вообще поверить в чудо?
Неспособна на слепую веру и английская медсестра середины XIX века. Как Агата Кристи, Эркюль Пуаро или Бенуа Блан, Либ подходит к заданию как к расследованию. Никакого чуда нет, девочку точно кормят, нужно только понять, для чего всё это устроено и кто передаёт Анне еду. По классике детективного жанра круг подозреваемых очерчен пределами дома. Это могут быть родственники или приходящие местные, желающие уверовать в чудо.
Камера отличной австралийской женщины-оператора Эри Вегнер («Власть пса») покидает деревянный дом, только чтобы прогуляться вместе с Анной и Либ по ветреным пустынным равнинам.
Затхлость помещения, набитого близкими, против бесконечного простора. Тут обнаруживается другой конфликт фильма: девочку фактически заперли в четырёх стенах, и она стала экспонатом, на который ходят посмотреть. Спрашивал ли кто-нибудь её мнение? Да и вообще 11-летняя девочка в религиозной ирландской семье связана по рукам и ногам, едва ли она принимает какие-либо решения без ведома матери и отца. Медсестра Райт ищет природу чуда в бытовой драме, перенося разговоры о высоком на бренную землю.
«Чудо» — бенефис Флоренс Пью. Если вдруг вы ещё сомневались в актёрском таланте британки, Лелио наглядно демонстрирует её огромные возможности. Пью на экране почти что в каждой сцене фильма, и только она способна удерживать напряжение. Если бы не магнетизм актрисы, «Чудо» превратилось бы в тусклую томительно медленную драму. А событий в картине на самом деле немного. Лелио словно бы пытается погрузить современную аудиторию в неспешный быт середины XIX века.
Картина чилийского режиссёра едва ли войдёт в списки лучших по итогам года. В «Чуде» любопытно не столько наблюдать за исходом главной загадки, сколько подмечать условия жизни. В кадр не попадает солнечный свет, и фильм лишён малейших юмористических пауз, это беспримесная драма. И зрителям, и героиням хочется поскорее вырваться из серости и тоски ирландской жизни.