Перед авторами любого байопика всегда стоит дилемма — попытаться по возможности упаковать в несколько часов экранного времени всю жизнь своего персонажа или же ограничиться каким-то отдельным, но максимально важным, знаковым эпизодом. Екатерина Марковец рассказывает о том, получилось ли у создателей фильма «Быть Сальвадором Дали» скрестить оба способа и стоит ли обращать на ленту внимание.
Главным героем фильма о Сальвадоре Дали они весьма неожиданно делают некоего придуманного молодого помощника художника по имени Джеймс. И уже через его взаимодействия с самим Дали, его женой Галой и ближним кругом маэстро пытаются объять необъятное. Показать характер художника, его непростые отношения с женой, деньгами, славой и окружающим миром впридачу. Да ещё и пересказать скороговоркой, казалось бы, давно всем известные анекдоты из жизни великого мистификатора.
Действие фильма начинается в 1974 году в Нью-Йорке. Дали находится в зените славы. Но, кажется, в его жизни и творчестве намечается некий кризис. Подробности, однако, уходят на второй план. Создатели недаром делают упор на фигуру помощника в исполнении юного Кристофера Брини. Словно расчётливо рассуждают, что на старого и морщинистого фрика с подкрученными усами смотреть публике будет не так интересно.
Картину, премьера которой состоялась в прошлом году на престижнейшем фестивале в Торонто, можно, в принципе, назвать типичным продюсерским проектом. «Быть Сальвадором Дали» не предлагает ярких авторских решений. Гениальный художник Сальвадор Дали и его не менее яркая супруга Гала — одна из самых известных семейных пар в истории цивилизации. Не снять кино о таких знаменитостях было бы просто глупо. Тем более что, на первый взгляд, сделать это не так и сложно. Достаточно пригласить на роли известных актёров и зафрахтовать опытного постановщика. Всё остальное, по идее, должны сделать громкие имена на рекламном постере и ряд известных сюжетов из жизни селебрити в сценарии.
В случае с «Быть Сальвадором Дали» произошло именно так. На роль звёздной пары Дали — Гала пригласили Бена Кингсли и Барбару Зукову. А режиссировала ленту Мэри Хэррон. Она уже прикасалось к историям знаменитостей в «Я стреляла в Энди Уорхола», «Так сказал Чарли». Отличной феминистской историей, впрочем, без идеологических перегибов и деклараций, оказалась её картина об американской стриптизёрше пятидесятых «Непристойная Бетти Пейдж». Наибольшую известность Мэри Хэррон принесла экранизация знакового романа певца пороков заокеанской золотой молодёжи и разоблачителя яппи Брета Истона Эллиса «Американский психопат» с гениальным Кристианом Бэйлом в главной роли. Снимала она и ряд известнейших сериалов вроде «Грейсленд» и «Клиент всегда мёртв».
В фильме про Галу и её Сальвадора Мэри Хэррон действует как раз ближе к телевизионной манере. «Быть Сальвадором Дали» — картина разговорная, ровная по ритму и построенная на игре актёров. На две трети она разворачивается в интерьерах любимого нью-йоркского отеля Дали, лишь в последней части перемещаясь в его родную Каталонию.
Красоты и следования стилю у фильма не отнять. Оператору Мартину Зискинду и художникам картины удалось без особых затрат (фильм не выглядит дико дорогим) передать семидесятые, что называется, близко к тексту, в том числе поработав с самим изображением. Тусовка Дали, конечно, не Studio 54. Но какое-то количество селебрити и частичка духа легендарной эпохи на экран тоже помещаются. В кадре действуют фанат Дали, молодая рок-звезда Элис Купер и близкая подруга и в какой-то момент муза художника Аманда Лир.
Для сэра Бена Кингсли роль Сальвадора Дали, думается, была не самой сложной в карьере. Фактически его Дали — маска, известная широкому обывателю по популярным передачам и виртуальным энциклопедиям. Для тех, кто давно не обращался к последним, автор сценария, малоизвестный Джон Уолш, приберёг многочисленные истории из жизни маэстро. Все действия художника и его жены поданы в гротесковой, близкой к таблоидной, скандальной манере. Известного анекдота про «Танец с саблями» и советского композитора Хачатуряна в фильме, к счастью, нет, зато там есть многое другое, о чём создатели скороговоркой, словно отрабатывая обязательный номер, сообщают с экрана. Вроде знаменитых автографов мастера на пустых листах, текущих часов-камамбера или его эпатажных выходок. Есть в фильме и вставки-флешбэки, своеобразные видения. Последние посещают Дали и (одновременно) его юного помощника в самые пафосные и ответственные моменты и рассказывают об отношениях с главным человеком в жизни художника. Молодых Дали и Галу исполняют Эзра Миллер и Авиталь Львова. Разглядеть их как следует не удаётся, разыграться этим актёрам в коротких эпизодах — тоже.
Супруга художника Гала в зрелом возрасте в исполнении Барбары Зуковой — ещё большая маска, чем сам Дали. Постоянно поправляющая знаменитый парик-причёску и хватающая молодых самцов за причинное место, она ближе к концу фильма постепенно выдавливает самого Дали из кадра, становясь даже более интересной для глаза фигурой. Впрочем, и Кингсли, и Зуковой достаются слишком плоские актёрские схемы. Дали и Гала предстают перед зрителем похотливыми стариками, нарциссами, непрерывно алчно желающими молодых поклонников и зелёных купюр. Именно на последние пытается опереться слабенький конфликт фильма. Юный Джеймс уверен, что творчество важнее денег, Дали и Гала, похоже, обратного мнения. Впрочем, творчества создатели фильма за редкими моментами не касаются, останавливаясь на аттракционах вроде обнажённых ягодиц натурщиц, которых Дали заставляет садиться на чистые холсты. Вопрос, почему Дали всё-таки стал такой важной фигурой для искусства, авторы оставляют для других экранизаторов.
Оригинальное название фильма — «Далилэнд». Известно, что свой парк развлечений художник всё-таки построил. И даже похоронен в нём. В родном городе Фигерасе он купил здание старого театра и соорудил там грандиозный музей-аттракцион, посвящённый самому себе и своим фантазиям. А вот получилось ли у создателей «Быть Сальвадором Дали» перенести на экран хотя бы частичку духа великого мистификатора — вопрос открытый.
В любом случае от Дали в кино отдохнуть не получится. Следующую попытку приобщить мир к имени художника делают создатели испанского фильма «В ожидании Сальвадора Дали», который выйдет на экраны уже в следующем месяце. Но там будет уже совсем другая история.