«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса: а монстры кто?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Бедные-несчастные», Searchlight Pictures

На Amazon Prime Video и Apple TV+ состоялась цифровая премьера одного из самых титулованных и долгожданных фильмов 2023 года — фантасмагории Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Картина победила на Венецианском фестивале и претендует на «Оскар» в 11 номинациях. Греческий режиссёр снимает необычную женскую версию истории о чудовище Франкенштейна. Подопытная отказывается жить по чужим правилам, путешествует по миру и ищет себя. Максим Ершов объясняет, как Лантимос создаёт жутковатую живописную сказку о смелой Белле, которая обретает свободу во всех её проявлениях.

Альтернативный викторианский Лондон. Гениальный и, естественно, безумный хирург с изуродованным лицом Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) вылавливает из Темзы тело только что покончившей с собой беременной молодой женщины. Едва ли её жизнь была счастливой. В порыве сумасшедшей фантазии Годвин пересаживает девушке мозг её же нерождённого младенца и оживляет её с помощью электрического тока. Так рождается Белла Бакстер (Эмма Стоун). Поначалу подопытная едва может прямо ходить и не в состоянии сложить полное предложение, но она быстро учится. Вскоре родитель удивительного создания приставляет к Белле студента-медика Макса (Рами Юссеф), который с любопытством поглядывает на подопечную. Однако девушку соблазняет и увозит в длительное путешествие юрист Данкан Веддербёрн (Марк Руффало).


Белла открывает для себя плотские удовольствия — и несправедливости мира. Мисс Бакстер растёт физически и духовно, чем в основном вызывает у окружающих раздражение.


Кадр из фильма «Бедные-несчастные», Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Бедные-несчастные», Searchlight Pictures

«Бедные-несчастные» — новый фильм Йоргоса Лантимоса, режиссёра, который привык удивлять. Ещё в греческий период постановщик помещал персонажей в абсурдные миры, посмеивался над социальными устоями и впечатлял выдумками. Вслед за «Клыком» и «Альпами» последовал прорывной англоязычный «Лобстер», в котором люди были обязаны иметь пару или превращались в животных. «Убийство священного оленя» и «Фаворитка» утвердили Лантимоса в статусе одного из самых оригинальных авторов современности. Кажется, новая работа уже стала наиболее успешной в карьере режиссёра. «Бедные-несчастные» победили на Венецианском фестивале, попали во всевозможные списки лучших фильмов 2023 года, завоевали два «Золотых глобуса» и претендуют на 11 «Оскаров».

Фильм Лантимоса является экранизацией романа шотландского писателя Аласдера Грея, опубликованного в 1992 году. Как и в случае с «Фавориткой», над сценарием постановщик вновь работал с Тони МакНамарой, оператором выступил замечательный ирландец Робби Райан («Я, Дэниел Блэйк», «Камон Камон» и «История о супружестве»), а у Эммы Стоун теперь полноправная главная роль. И никого другого в образе Беллы Бакстер теперь не представить.


Стоун поражает и детской естественностью, и органикой необычных движений, и непосредственностью, смелостью и умением трансформироваться в кадре из зажатой почти что куклы в своенравную женщину.


Кадр из фильма «Бедные-несчастные», Searchlight Pictures

В первую очередь обращает внимание на себя художественный язык фильма. Лантимос, как и его главная героиня, не боится ничего, пробует новое и нарушает любые навязанные извне законы. Повествование начинается в доме профессора Бакстера в монохроме и с широкоугольным объективом. По саду хирурга бродят диковинные животные: к телу пса пришита голова гуся и наоборот, лает петух, ждёт угощения собакокурица. Когда Белла вырывается из-под опеки отца, которого она называет Богом (God от «Годвин»), мир вокруг раскрашивается в яркие краски. Лантимос легко соединяет антураж викторианского Лондона с элементами cтимпанка, а небо то и дело становится словно холстом для очередной картины Эдварда Мунка. Ретрофутуристические Лиссабон, Александрия и Париж, которые посещает Белла с Данканом, показаны в искажающем пространство «рыбьем глазе». Это и не прошлое, и не будущее, а волшебная страна, где трамвайчики могут ползти по небосводу, а фантастические круизные лайнеры пересекают Средиземное море.

Однако Белла не только познаёт свою сексуальность, но и начинает анализировать мир вокруг. Почему-то нельзя говорить людям правду в лицо, раздражающему младенцу не положено отвешивать пощёчину, невкусную еду не принято выплёвывать в тарелку. А ещё свободу Беллы ограничивают властные мужчины. Сначала девушке всё запрещал Годвин, потом Данкан. Да и вообще, никому не нужна субъектность Беллы, все смотрят на неё как на диковинную зверушку, удивительный эксперимент. Тот же Данкан хочет посадить девушку в золотую клетку: удовлетворяй партнёра в постели, не говори глупостей, веди себя прилично, не высказывай своего никому не интересного мнения.


Родившаяся с разумом младенца Белла не понимает, почему должна слушаться всех этих правил и не получать удовольствия от жизни. Она хочет большего.


Танцевать, помогать бедным, сама себя содержать, улучшать положение женщин в обществе. Мужчины в ужасе, не таким они себе представляли уютный патриархальный мир.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные», Searchlight Pictures

Конечно, всех затмевает Стоун, но и на вторых ролях достаточно отличных актёров. Марк Руффало прежде никогда ещё не был настолько смешным. Его Данкан сначала чувствует себя королём мира, а потом теряет от Беллы голову и жалко унижается перед возлюбленной. Маргарет Куэлли играет второй и менее удачный эксперимент Годвина, которому, как и Максу, скучно без мисс Бакстер. Кристофер Эбботт примеряет роль придурковатого генерала-злодея, из-за которого будущая Белла покончила с собой.

«Бедные-несчастные» вызывают множество литературных и киноассоциаций. Это «Кандид» Вольтера, в котором простак обнаруживает все пороки общества. Конечно, нельзя пройти мимо «Франкенштейна», «Алисы в стране чудес» и даже «Волшебника страны Оз». Белла и совершает удивительное путешествие, и открывает в себе новые черты характера. Фантасмагория Лантимоса также похожа на мрачные сказки Тима Бёртона и антиутопии Терри Гиллиама. Однако при столь богатом бэкграунде «Бедные-несчастные», безусловно, являются самостоятельным и оригинальным авторским высказыванием. Все неожиданные придумки дополняют друг друга, а не вступают в конфликт.

Читайте также
«Аватар: Последний маг воздуха»: да придёт спаситель
С большой силой приходит большая ответственность.
Четвёртый сезон «Настоящего детектива»: тайны на грани весны
Как раскручивается спираль мистического морока и насилия.
«Свет»: трагедия, которая всегда с тобой
Чуткая драма о связи прошлого и настоящего.
Берлинале-74: как гламурному Киллиану Мёрфи удалась роль бедного работяги
Добрая, но небрежная картина открытия фестиваля.
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Холодный расчёт»/Focus Features...
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в...
Странный киноальманах от «странного» грека.
Кадр из фильма «Холодный расчёт»/Focus Features...
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в...
Странный киноальманах от «странного» грека.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00