«Анора» Шона Бэйкера: обаятельное драмеди с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Картину режиссёра Шона Бэйкера «Анора», которая вошла в конкурс 77-го Каннского кинофестиваля, ждали с нетерпением. Часть аудитории — из интереса, что нового снял Бэйкер после «Проекта Флорида» и «Красной ракеты». Другая, которая имеет отношение к России, из-за участия в проекте артистов из этой страны — Марка Эйдельштейна, Дарьи Екамасовой, Юры Борисова, Алексея Серебрякова и других — в ролях меньшего калибра. Во время просмотра у автора этих строк сложилось впечатление, что весь зал Дворца фестивалей знал если не сам русский язык, то по крайней мере крепкие выражения — настолько молниеносной была реакция. Но важнее было то, что зал и плакал, и хохотал, что означает — трагикомедия получилась. Тем более что к моменту показа «Аноры» каннская публика, выбирающая конкурсные показы, уже порядком устала от напыщенных фильмов именитых режиссёров-старцев и вычурных экспериментов тех, кто помоложе. Запрос был на понятное кино и чётко рассказанную историю — их и получили.

После премьеры сарафанное радио разнесло по Каннам новость, что картину нужно смотреть обязательно. И уже на показе кинорынка «Марше дю Фильм» очередь на «Анору» превзошла все остальные, растянувшись на три этажа Дворца фестивалей. Что же так привлекло в фильме и почему его не привезут в российские кинотеатры?


Сразу ответ на второй вопрос — Шон Бэйкер продолжает исследовать тему сотрудников порноиндустрии. Фильм «Красная ракета» рассказывал о порноактёре, который вышел в тираж, приехал к бывшей жене и попытался зажить новой жизнью. Кино и печальное, и смешное, и, точно так же как и в «Аноре», где речь о ситуации, в которую попала девушка-эскортница, «интимная тема» — лишь затравка и способ выражения режиссёрской, авторской идеи, но на самом деле разговор о другом.

Как ни парадоксально звучит, но он о семейных ценностях и о том, что одному человеку не позволено использовать другого, даже если он сказочно богат.


Шон Бэйкер. Le Pacte

Завязка фильма: в ночном клубе знакомятся девушка Эни с узбекскими и русскими корнями и Ваня Захаров — как потом выяснится, единственный сын российского олигарха. Эни играет Майки Мэдисон, молодая актриса, которая уже успела сняться, например, у Квентина Тарантино в фильме «Однажды в... Голливуде». Ваню Захарова играет Марк Эйдельштейн, у которого до сих пор в фильмографии не было такой яркой комедийной роли. Тут Марк предстаёт как балбес и обалдуй, маменько-папенькин сынок. Но Эни пока этого не знает. Юноша, который младше её на два года (ей 23, ему 21), её просто смешит — он очень забавный, к тому же предлагает огромные деньги. И за 15 тысяч долларов Эни соглашается на неделю стать его девушкой. В этом месте в «Аноре» начинают отчётливо звучать нотки фильма «Красотка», но не только они.

Ваня Захаров — это любимый российскими зрителями и читателями Митрофанушка — такой есть и в фильмах «Мажор» и «Холоп», и ещё во множестве картин и книг. «Недоросль» в чистом виде. Работать не хочет, жизнь проматывает. За компьютерными играми проводит всё свободное время. Зрители начинают надеяться, что речь в «Аноре» — о перевоспитании такого типа, но Шон Бэйкер уводит их совсем в другую сторону.

Кадр из фильма «Анора», NEON

На волне безудержного веселья, подогреваемого горячительными напитками и наркотиками, с друзьями и Эни Ваня Захаров едет в Вегас, где вся компания догулялась до того, что решили — пришла пора жениться. Ваня делает Эни предложение, дарит кольцо с бриллиантом в 4 карата, и они немедленно становятся мужем и женой. По правилам Вегаса это можно.

Зритель с российским менталитетом уже чувствует подвох. Но не Эни, которая, хоть и осторожная, но, как большинство девушек, мечтает выйти замуж и создать семью. Когда после женитьбы она приходит в ночной клуб и сообщает, что увольняется, завистливая конкурентка кричит ей вслед, что даёт её браку неделю, возможно, две.

Конкурентка ошиблась. Не прошло и четырёх дней новоиспечённого брака, как весть о женитьбе Вани докатилась до его родителей — олигарха Николая Захарова (Алексей Серебряков) и его жены Галины Степановны (Дарья Екамасова). И дальше фильм из жанра «молодёжный угар» превращается в криминальную комедию. Жена олигарха из России звонит помощнику-армянину Торосу (Карен Карагулян), сообщает, что они с мужем вылетают, и требует немедленно выяснить, правда ли, что Иван женился на проститутке, и если да, то незамедлительно принять меры. Помощник бежит изо всех ног, но, чтобы успеть, вперёд посылает своего человека Гарника (Ваче Товмасян), а тот, в свою очередь, прихватывает русского гопника, которого играет Юра Борисов.

Maxence Parey / FDC
Getty Images

События в фильме начинают крутиться, как в барабане. Все орут, бегут, дерутся, разбивая всё на своём пути. И у каждого героя своя цель. У Вани — спрятаться от гнева родителей и желательно напиться, чтобы ни за что не отвечать. У армян и гопника — проверить документы, найти сбежавшего Ваню и быстро развести молодых. У олигарха и его жены — исправить ситуацию и провести с сыном воспитательную работу. А Эни, она же Анора, продолжает верить в семью и семейные ценности. Она, как тигрица, цепляется за брак и верит, что удастся сохранить семью. Причём делает это не ради денег. Невероятно смешной и горький момент, когда она начинает орать как ребёнок в тот момент, когда помощники отбирают у неё кольцо.


У девушки теряется смысл жизни, выбивается почва из-под ног, её лишают мечты, будущего — всего, на что она делает ставку в своей жизни.


В этой истории неадекватно ведут себя все. Но то, что кажется экзотикой зрителю иностранному, для российского, к сожалению, зачастую привычные реалии. Зритель не успевает мыслить логически — казалось бы, дело происходит в Америке. Анора могла бы моментально побежать и подать в суд только за то, что к ней прикоснулись без её ведома. Но девушка верит в любовь и семью так сильно, что даже кажется странным для эскортницы. Эни хочет поговорить с Иваном, посмотреть ему в глаза, но они уже прочно залиты алкоголем. Ваня привык себя вести так, как говорит мама...

Галина Степановна в исполнении Дарьи Екамасовой представляет собой тот тип российских женщин, которые не просто могут позволить себе последнюю коллекцию любого иностранного бренда, но крепко держат в кулаках весь мир вокруг: мужа, сына, прислугу... Всё должно быть так, как она того хочет. Любой ценой! «Я разрушу весь твой мир, всё, что тебе дорого», — говорит она Аноре, когда та пытается проявить характер и отказывается поехать разводиться в Вегас, — можно только там, где заключался ранее брак. И Анора вынуждена сделать то, что нужно Галине Степановне.

Алексей Серебряков не впервые играет олигархов. Но тут — такой, которого зрители не видели прежде. Российский мужичок — закомплексованный и затравленный собственной женой, который начинает хохотать как сумасшедший только оттого, что Галине Степановне хоть кто-то попытался возразить и поставил её на место. А Анора сделала это! «Ваш сын так ненавидит вас, что готов из ненависти жениться!» — бросает она в лицо властной мамаше.

Pascal Le Segretain / Getty Images

Родители возмущены, сын-недоросль боится, помощники тоже в страхе. Анора мечется, как тигрица в клетке. Но лишь один герой остаётся на территории моральных принципов. Это тот самый гопник Игорь, которого играет Юра Борисов. Он видит, как на его глазах разрушают веру девушки в любовь и порядочность, и жалеет её, как умеет такой, как он. Раскурит сигарету, даст шарф, чтобы согреть... Игорь произнесёт сакральные для семьи Захаровых слова: «Мне кажется, что Ваня должен извиниться». По молодости он не знает, что такие, как Захаровы, не извиняются. Они к людям относятся как к мусору. Им все должны по жизни. Но именно то, что Игорь остался нормальным и порядочным, в итоге спасёт Анору. Из криминальной комедии фильм превратится в драму со светлым финалом, Анора успела разглядеть настоящего рыцаря на фоне того, что её принц оказался фейком.

Юра Борисов в фильме «Анора» — герой, о котором мечтают женщины во всем мире. Надёжный и верный защитник. Для поколения постарше он в роли Игоря в «Аноре» напоминает чем-то Алексея Баталова, сыгравшего Гошу в картине «Москва слезам не верит». Кредиты актёра на международном уровне растут от картины к картине на Каннском кинофестивале. Перед этим Борисов представлял в Каннах «Купе номер шесть» Юхо Куосманена. Есть все основания предполагать, что после «Аноры» спрос на и без того востребованного Юру вырастет в разы. Глядя на то, как Борисов играет, напрашивается сравнение с фильмом «Кентавр» Кирилла Кемница, что вышел в прошлом году. Там, напомним, в машину к молчаливому таксисту (Борисов) садится красивая девушка в провокационной одежде (Анастасия Талызина). Вся поездка — это, как выясняется, проверка, и герою Борисова тоже придётся помогать беззащитной красавице.

Если в «Кентавре» в герое Борисова подозревали маньяка, то в «Аноре» Эни заявляет Игорю, что у него глаза насильника. Происходит это во время запоминающейся сцены — разговора по душам, который умеют вести только русские. И то, каким окажется в итоге Игорь, во многом пояснит, почему Шону Бэйкеру в его истории были нужны именно русские артисты. А то, что каст был проведён так, что лучше и не придумаешь, — об этом не раз будут говорить все поклонники этой картины и в Америке, и в России, и в других странах, где покажут кино.

Читайте также
Турист без причины: «Нужды путешественника» Хон Сан-су
Изабель Юппер не фиксирует, но чувствует обаяние повседневности — и учит этому нас.
Новый фильм Али Аббаси: от неблагодарного «Ученика» — благодарному учителю
Похоже, что байопик режиссёра в этом году тоже не останется без наград.
«Претенденты»: зови меня своим лаки-лузером
Жюль и Джим «Ролан Гарроса»
«Майор Гром: Игра»: комплекс вины и ответственности
Рассказываем, каким получился сиквел популярной франшизы.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: драма в песках, но не «Дюна»
Рассказываем о триумфальном возвращении режиссёра к любимой вселенной.
Также рекомендуем
Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица афроамериканского кинематографа Спайк...
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
Делится мнением программный директор «Читки» и Original+ — Сусанна Альперина.
Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица афроамериканского кинематографа Спайк...
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
Делится мнением программный директор «Читки» и Original+ — Сусанна Альперина.

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00