«Агнец» — жуткая исландская сказка о ребёнке-ягнёнке и его беспокойных родителях

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадры из фильма «Агнец»
Кадр из х/ф «Агнец»

В спартанских условиях в прокат всё-таки выходит драма Вальдимара Йоханнссона с Нуми Рапас в главной роли (В Петербурге и Москве с 8 ноября). Чарующие исландские пейзажи окутываются дымкой местной мифологии, а центральный образ чудо-малышки с телом человека и лицом овечки становится красивой метафорой проблемного материнства и отцовства. О том, что у холмов есть не только глаза, но и душа, а также о причудливой смеси библейских и сказочных мотивов рассказывает Влад Шуравин.

Мария (шведская звезда Нуми Рапас) и Ингвар (Хильмир Снайр Гвюднасон) — два фермера, живущих посреди исландской глуши. Каждый день они проверяют стадо, кормят овец и готовятся к грядущему посеву, изредка перебрасываясь бессмысленными фразами о том, что «в этом году лучше, чем в прошлом». Супруги, как нетрудно догадаться, в глубоком кризисе. Они легко могли бы стать героями депрессивных драм другого скандинавского мастера Ингмара Бергмана: правда, в их сценах из супружеской жизни нет места даже шёпотам и крикам — одно лишь гнетущее молчание, да и только. Но случается чудо: их овца рождает странное существо — эдакий гибрид человека и ягнёнка, не то сына, не то дочь по имени Ада. Мария и Ингвар постепенно смиряются с абсурдным даром то ли Господа, то ли природы и пытаются наладить такой долгожданный семейный быт с малышом.

Кадры из фильма «Агнец»
Кадр из х/ф «Агнец»

Может показаться странным, что Вальдимар Йоханнссон, который в последние годы работал над спецэффектами к, в общем-то, мейнстримным «Изгой-один» и «Ною» Аронофски, вдруг решил снять лиричное фестивальное кино с минимумом графики (самый сложный трюк здесь — создание ребёнка-ягнёнка). С другой стороны, этот же человек получал образование в киношколе Белы Тарра — автора, снимавшего многочасовые пронзительные пасторали о деревне и её молчаливых обитателях. А соавтором «Агнца» выступил Сьон Сигурдссон, видный исландский поэт, который помогал Триеру в написании текстов песен к «Танцующей в темноте». Слагаемых для создания новомодного постхоррора, кажется, удачнее и не придумать — зрелищная западная эстетика сталкивается с европейской неспешностью и скандинавской живописностью. Чем не новый хит А24 — студии, успевшей стать мемом из-за своих похожих друг на друга претенциозных elevated (возвышенных) ужасов, пугающих не джампскейрами, а пресловутыми подтекстами и гнетущей атмосферой.

В фильме Йоханнссона Ада оказывается не первым ребёнком героев — в одной из сцен зритель узнает, что Ингвар и Мария уже похоронили несколько детей. Родившийся младенец-зверёнок, в свою очередь, воскрешает чувства извечно депрессивной семьи — он не мессия, но настоящее чудо, чьё появление знаменует собой новую жизнь.

Кадр из х/ф «Агнец»
Кадр из х/ф «Агнец»

Хотя для Йоханнссона слишком просто было бы свести всё к набору библейских аллюзий. «Агнец» своей мрачной пасторальной эстетикой напоминает скорее скандинавскую сказку — извечно тревожную, населённую мифическими чудовищами и тесно связанную с природой. Кстати, кроме очевидных размышлений о родительстве и принятии инаковости своего ребёнка, фильм часто фокусируется на конфликте человека и окружающего его мира. В фильмах Крэйвена у холмов были глаза, а на неуютной исландской ферме Вальдимара у них появилась ещё и душа. Люди для режиссёра, кажется, не важнее скандинавских рассветов: чтобы запечатлеть живописные кадры, съёмочная группа вставала поздно ночью и пыталась поймать первые лучи.

Сложносочинённость «Агнца» всё только запутывает. Разбросанные тут и там символы, аллюзии и отсылки — не больше, чем набор бесполезных линз, через которые зритель может рассматривать это ультимативное кино обо всём на свете. Правда, чем больше их наслаивается, тем существеннее расфокус — в «Агнце» вообще превалирует какой-то чисто созерцательный многозначный вакуум. Истинные эмоции людей у Йоханнссона не понять — его герои говорят чуть больше пищащего ягнёнка-годовасика. Природу он познать тоже не может — только показать её необъяснимую силу.

Кадр из х/ф «Агнец»
Кадр из х/ф «Агнец»

Ему остаётся выхватывать разрозненные образы, тыкать пальцем то на родные мифы, то на книгу книг и лишь изредка всматриваться в своих персонажей. Самый эффектный эпизод «Агнца» — тот, где вся семейка (неожиданно к супругам приезжает родной брат, который тоже пытается смириться со странностью племянницы) танцует под поп-шлягер. Когда человек отдаётся естественному импульсу, он сразу становится как-то понятнее, чище во всех своих порывах: Йоханнссон, пусть и случайно, но в очередной раз показал, насколько сложно понять другого посредством околокультурных исканий и насколько просто это сделать, когда «другой» познаёт суть материнства или невольно пытается двигать бёдрами в такт музыке.


Читайте также
«Кошачьи миры Луиса Уэйна»: чудачества — наша вторая фамилия
«Кошачьи миры Луиса Уэйна» — не самый очевидный байопик...
Детство окаянное: в прокате «Маленькая мама» Селин Сьямма
Новая картина Селин Сьямма «Маленькая мама», исследующая...
Смех во время чумы: в прокате «Эвакуация» Мэллори Эвертон и Стивена Мика
Ксения Ильина рассказывает про убойный роуд-муви, в кото...
В нашем доме поселился: «По соседству» — режиссёрский дебют Даниэля Брюля
«Русский Репортаж» выпускает в российский прокат чёрную...
Фильм Тодда Хейнса «The Velvet Underground»: музыка должна длиться веками
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Х...
Фильм «Демоник»: экзорцизм, застрявший в текстурах
В прокат вышел новый фильм Нила Бломкампа, автора «Район...
Также рекомендуем
Про новую картину Седрика Клипаша.
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица афроамериканского кинематографа Спайк...
Про новую картину Седрика Клипаша.
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица афроамериканского кинематографа Спайк...

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00