16 и 17 ноября в «лекторий’порту» на «Севкабеле» прошли показы 11 фильмов, посвящённых современной восточной культуре и повседневности. Картины представила команда фестиваля Daira и международного фестиваля документального кино «Докер». Рассказываем, что показала зрителям программа «Ветер. Яблоки. Чёрный Дождь».
«Переправа», реж. Настя Тарасова
«Переправа» — история двух героев, молодой китайской студентки и тренера восточных единоборств, о том, как разные культуры могут взаимообогащаться, а люди приграничных городов — проникаться привычками и стилем жизни друг друга. Молодая китаянка, будущий бакалавр экономики, ходит на свидания под песни группы «Комиссар», собирает и активно раздаёт долги, играет в русскоязычной постановке сказки «Вершки и корешки». В то же время тренер почему-то инспектирует работающий в китайском городке музей русского художника Александра Тихомирова и попутно учит целые делегации снимать русских моделей в славянском стиле. Фильм о выстраивании связей завершается «разведением» мостов. Мост Благовещенск — Хэйхэ, строительство которого обозначено на вторых планах фильма, замораживают. Что происходит с сообщением между городами сегодня, не совсем понятно: по мосту вроде бы ездят только грузовые машины, но это лишь подчёркивает тему человеческих связей.
«Тишина на озере», реж. Цзышо Вей
Сюжет выстроен вокруг жизни китайской пары с одним нюансом — оба героя слепоглухонемые. Пара придерживается установленного распорядка, передавая друг другу впечатления от вкуса жареной рыбы или цветения деревьев, но только за счёт прикосновения рук. Насколько сложна, но синхронизирована и непрерывна эта коммуникация, мы понимаем в тот момент, когда супруг героини хочет подольше пообщаться со знакомыми и вынуждает её подолгу стоять без его руки. Женщина обижается на него до глубины души. В финале режиссёр вселяет в зрителя мысль, что будущее способно подарить паре приятные изменения, однако хеппи-энда не случается. Главное, что удаётся донести, — это веру в настоящее чувство: люди могут не отрывать друг от друга рук вовсе не потому, что в этом есть жизненная необходимость, а потому, что за этим стоит большая любовь.
«Колесо обозрения», реж. Омер Гюмюзер
О том, что индустрия счастья и развлечений далеко не всегда является таковой для персонала, можно догадаться без предисловий. Турецкий режиссёр Омер Гюмюзер создаёт поэтичное кино, в центре истории — парк развлечений, успех и популярность которого резко схлопнулись после пандемии. Персонал живёт прямо на территории парка: в обед они пьют кофе и едят рис под колесом обозрения, после чинят насосы и чистят детали. Жалуются сотрудники аттракционов разве что на шею — она болит больше всего, так как приходится долго следить за тем, как конструкции поднимаются и опускаются вниз. Калейдоскоп из диалогов сменяется плавными дневными и ночными кадрами луна-парка, съёмкой огней и веселящихся людей. И это очень красивая метафора то ли сна, то ли момента праздника, когда осознаёшь, что все гости вот-вот разойдутся.
«Дело не в кетчупе», реж. Нассер Саид
Короткометражный док Нассера Саида о психологии в паре — это попытка нарисовать портрет семьи через отношение к еде и не только. Комедийная зарисовка выглядит как интервью с психологом, если бы он молчал весь сеанс: влюблённые рассказывают, как обижаются, когда с ними флиртуют другие, не меньше расстраивает партнёр, когда поглощён соцсетями. Герой уточняет, что не умеет извиняться, а героиня — что у неё тоже есть свои недостатки. Незатейливый сюжет приводит зрителя к мысли, что любые разногласия могут завершиться перемирием, если люди по-настоящему любят друг друга.
«Против ветра», реж. Татьяна Соболева
Документальное кино способно отражать повседневность, не произнося ни слова и полностью полагаясь на картинку, и это также верно в случае фильма «Против ветра». Без лишних слов в картине передаются отношение к браку в восточной культуре, безоговорочное чувство долга перед семьёй, селом и даже страной целиком. Зависимость женщины от мужа и его семьи, суровость быта. Глобально этот фильм о том, как смерть сосуществует с жизнью и наоборот, ведь главное дело его героини Гульфиры — рассадка растения джузгун в степных дюнах в надежде на то, что их корни сдержат движение песков на село. В финале ленты современные реалии добавляют новый сценарный поворот, обостряя драматизм. Фильм Татьяны Соболевой был отмечен на фестивалях «Послание к человеку», «Флаэртиана», «Человек и природа», но также его показывали в тех самых дагестанских сёлах, где он и снимался.