27 июня — красный день календаря для поклонников Супермена. Джеймс Ганн официально анонсировал исполнителей ролей Кларка Кента и Лоис Лейн в грядущем фильме о последнем сыне Криптона — «Супермене: Наследие», который выйдет 11 июля 2025 года. Роль могущественного супергероя возьмёт на себя Дэвид Коренсвет, а Рэйчел Броснахэн сыграет репортёра Daily Planet Лоис Лейн. Также 28 июня завершился 3-й сезон сериала «Супермен и Лоис», фильму «Возвращение Супермена» исполнилось 17 лет, а накануне, к огромному сожалению, были найдены останки актёра Джулиана Сэндса, который сыграл Джор-Эла в сериале «Тайны Смолвиля». В честь такого потока событий, связанных с Суперменом, Ярослав Головня решил вспомнить главные сольные проекты о Человеке из стали.
«Супермен», реж. Ричард Доннер, 1978
В народе принято считать, что именно «Супермен» Доннера открыл эру высокобюджетных экранизаций комиксов. Лента моментально приобрела культовый статус, собрав солидные деньги, и помогла взрастить целое поколение любителей персонажа. Спустя десятилетия киноделы по-прежнему относятся к ней как к эталону фильма о супергерое. Неудивительно, что все последующие проекты о Супермене так или иначе если не опирались на наследие Доннера, то как минимум относились к нему с уважением. Окружённый киномастодонтами Марлоном Брандо и Джином Хэкманом, Кристофер Рив превратился из никому не известного тощего паренька в звезду мирового масштаба и кумира миллионов на десятилетия вперёд.
«Тайны Смолвиля», шоураннеры Альфред Гоф и Майлз Миллер, 2001–2011
90-е и 00-е — бум на молодёжные фантастические сериалы. Продюсерам приходит гениальная идея сделать приквел известной истории в процедуральном и популярном тогда формате. Молодой Кларк Кент познаёт свою невероятную силу, разбирается с метеоритными фриками и имеет все типичные подростковые проблемы. Шутка ли, но сериал был настолько популярен, что в какой-то момент стал самым долгим фантастическим проектом в истории телевидения, прожив целых 10 лет, а Кларк уже успел перестать быть мальчиком с фермы. Взгляд авторов был примечателен тем, что частенько рушил устоявшиеся каноны, делая историю действительно современной и свежей. Объяснялось это просто — проблемами с авторскими правами. Warner Bros. много запрещали, вот и приходилось крутиться: самое сладкое всегда оставалось для большого экрана. С годами эти ограничения становились меньше, поэтому финал сериала всё же подвёл нас к классическому Супермену.
«Возвращение Супермена», реж. Брайан Сингер, 2006
В конце ХХ века неоднократно были предприняты попытки снять ребут Супермена. Например, Тим Бёртон собирался сделать из Николаса Кейджа непобедимого супергероя, а также всерьёз рассматривалась идея противостояния с Бэтменом. Был даже проект режиссёра МакДжи, который почти взял молодого Генри Кавилла на главную роль. Культовость «Супермена» Доннера не отпускала продюсеров очень долго, а в особенности режиссёра Брайана Сингера, который после своей успешной дилогии «Люди Икс» отказался от съёмок триквела о мутантах. Возвращение героя не удалось — лента не собрала нужной кассы для того, чтобы отбить бюджет, а зрители прохладно встретили продолжение культовой классики. В 2013 году усилиями отечественной релиз-группы «Несмертельное оружие» была выпущена неофициальная уникальная режиссёрская версия фильма.
«Человек из стали», реж. Зак Снайдер, 2013
Через тернии к звёздам, но годы спустя Супермен всё-таки получил современную адаптацию, которая максимально далеко ушла от классики. Зак Снайдер, имея за плечами солидный опыт работы с экранизациями комиксов, подарил миру не того самого простого бойскаута, но достаточно сложного и противоречивого героя. Максимальный уход от конкурентов Marvel удался на славу: хоть у Снайдера и вышел блокбастер о спасении мира от внешней угрозы, зато со своим уникальным холодным стилем и перспективами на будущую вселенную. Не все поклонники были довольны новым мрачным Суперменом, но время расставило всё по своим местам — «Человек из стали» считается одним из самых успешных фильмов DC за последние 10 лет. Из-за неумелых постоянно меняющихся управленцев DCEU ждало мрачное будущее: возвращение и увольнение Генри Кавилла, «СнайдерКат» и множественные отмены анонсированных проектов.
«Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена», шоураннер Дебора Джой Ливайн, 1993–1997
Времена, когда на троне были такие хиты, как «Команда “А”», «Квантовый скачок», «Альф» или «Секретные материалы». Авантюрный и достаточно лёгкий сериал, который показывали в 90-х на российском телевидении, определённо имел своего зрителя. Незатейливая история о Лоис и Кларке — ещё один пример того, каким разным может быть взгляд на одного и того же персонажа. Шаблонный недорогой процедурал с секс-символами в лице Дина Кейна и Тери Хэтчер раскрывал большую библиотеку врагов Супермена, но не перегружал зрителя чем-то сложным и создавал ощущения уюта при просмотре.
«Супермен», шоураннер Пол Дини, 1996–2000
Первая полноценная комиксовая вселенная на экранах — именно анимационная. И начал её нуарный, достаточно взрослый мультсериал «Бэтмен» (Batman: The Animated Series), который в итоге привёл сольные проекты к масштабному кроссоверу в мультсериале «Лига справедливости». Анимационная вселенная DC оживила сюжеты книжек с картинками и подарила поколению юных зрителей устоявшийся взгляд на то, какой должна быть супергероика. Роли Супермена и Бэтмена озвучили легендарные Тим Дейли и ныне покойный Кевин Конрой.
«Супермен и Лоис», шоураннеры Грег Берланти, Тодд Хелбинг, 2021–
Киновселенная, анимационная вселенная (и не одна!) и, конечно, настоящий бриллиант кинематографа — телевизионная вселенная DC от CW. Удивительным является тот факт, что «Супермен и Лоис» остались единственным сериалом ныне мёртвой/закрытой линейки проектов «Сидаба». Шоу получило значительный бюджет и явно выделялось на фоне других проектов вроде «Флэша» или той же «Супергёрл», где как раз дебютировал Тайлер Хёклин в роли культового персонажа. Идя вразрез с политикой канала и заручившись поддержкой крупных компаний спецэффектов, авторы сумели показать, пожалуй, самого каноничного Супермена в этом веке.