Собрали небольшую подборку фильмов, напоминающих: «Стиль вечен, а мода быстротечна». То, что мир от кутюр жесток и благоволит интригам — секрет Полишинеля. Решили вспомнить картины про тех, кто решил противостоять заданному порядку и на пьедестал вывел (или пытался) искусство и творчество, а не похоть и порок, но, конечно, без жертв не обошлось. В общем, это подборка скорее про людей, нежели про моду как таковую.
«Неоновый демон» (The Neon Demon), реж. Николас Виндинг Рефн, США, Бельгия
Джесси, юная девушка из маленького города, не успев закончить школу, приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать супермоделью. Заручившись поддержкой начинающего фотографа и распечатав их совместную фотосессию, она приходит в агентство, где в ней разглядели «что-то». Чистая красота, наивное сияние, алмаз среди стёкол — Джесси будто и не осознаёт своей уникальности. Известный фотограф соглашается сделать для неё снимки, ведущий дизайнер приглашает поучаствовать в показе. Такой стремительный взлёт и невероятное восхищение, конечно, злят и раздражают других моделей, чей путь был более тернист и жесток. Весь фильм Николаса Виндинга Рефна — будто один модный перфоманс сродни показам Маккуина. Оформлена картина, конечно, в стиле режиссёра и под стать истории: блёстки, неон, ритмичная электронная музыка и обворожительная Эль Фаннинг, разыгрывающая карту наивной провинциалки, внутри которой пылает демонический огонь.
Бертран Бонелло, возможно, снял самый богемный фильм о синдроме самозванца. Его Ив Сен-Лоран, уже будучи пожилым, признанным и успешным модельером, облачённый в дорогие костюмы, в практически дворцовых декорациям размышляет о том, что он, возможно, никакой не художник, а в жизни у него была всего одна прекрасная коллекция, дальше лишь повторы, поиски, провалы. Модный дом YSL c самого начала был против задумки режиссёра, ему категорически запретили использовать при создания фильма документы, эскизы, рисунки Сен-Лорана. Художники восстанавливали коллекции и образы по архивным фото из журналов и видео, сохранившимся до наших дней. Понять опасения друзей и партнёров модельера можно, в жизни Ива были неоднозначные, провокационные эпизоды. Но, в конце концов, не эти минуты и часы интересовали Бонелло, но портрет эпохи 60-х: костюмы, музыка, напитки, любовь, споры и всепоглощающее опьянение из-за успеха, из-за людей, из-за времени и идей.
До знаменитого маленького чёрного платья, женского брючного костюма и ошеломительной модной империи Chanel была просто Габриэль Шанель, выбравшая для себя игривое Коко по названию песни, которую она исполняла со сцены в одном из французских кабаков. Вечером — певица, днём — швея. Одним прокуренным вечером жизнь сталкивает Коко с бароном Бальзаном, которому будто судьбой было уготовано стать для Габриэль проводником в мир французской богемы. Сначала Коко покорит богатеев дизайном шляпок, а после оденет весь высший свет в свои наряды. Но на пути к этому успеху её ждут великая последняя любовь, великая, но не последняя трагедия.
«Маккуин» (McQueen), реж. Иэн Бонхот, Питер Эттедги, Великобритания
Откровенный, завораживающий и драматичный документальный фильм о выскочке-самоучке, который смог добиться звания главного дизайнера Givenchy, а после вышить своё имя на полотне истории моды. Режиссёры фильма ведут повествование об Александре Маккуине с момента его первых попыток заявить о себе, через безумные и шокирующие модные показы, представляющиеся актами гениального авторского высказывания, до трагического дня, когда мир потерял Александра, но не его искусство. Интервью с друзьями, домашние съёмки, честные истории о проблемах с наркотиками, низкой самооценке, погоне за недостижимым идеалом. Если вы ничего не знали о Маккуине до этого, то после просмотра фильма, возможно, вам будет известно даже слишком многое.
«Призрачная нить» (Phantom Thread), реж. Пол Томас Андерсон, США, Великобритания
Рейнольдс Вудкок — ведущий, обожаемый кутюрье со сложным характером, как и заведено у творцов. Он меняет муз быстро и решительно, избавляясь от женщин, когда те перестают его вдохновлять. Сестра кутюрье помогает ему расставаться с опечаленными любовницами, предлагая захватить с собой перед уходом из модного дома несколько платьев из прошлой коллекции. На дворе 1950-е. Погружённый лишь в создание женских нарядов, чтобы немного отвлечься, Рейнольдс, уезжает за город, где встречает в ресторане лёгкую, обворожительную официантку Альму. С этого момента он наречёт её своей новой музой. Альма искренне полюбит этого капризного, временами холодного, заносчивого мужчину и не позволит ему избавиться от неё, как от предыдущих жительниц дома. Девушка поймёт, что в моменты эмоционального истощения, безвольной апатии кутюрье начинает нуждаться в ней, подпускает Альму к себе, снимая оборону, распахивает объятия и сердце. Поэтому муза решит периодически «тормозить» творческий ураган своего любимого, подсыпая в чай отравленные грибы. И у его постели, выхаживая Рейнольдса, она нащупает призрачную нить, которая свяжет их навсегда.
Конечно, радикально не подходящая для этого фильма адаптация названия. The Dressmaker в первую очередь фильм не про месть, а про человеческую жестокость и беспощадность судьбы. 1951 год, героиня Кейт Уинслет возвращается в родной захолустный город, откуда сбежала, сверкнув пятками, много лет назад. Вернее, её попросили уехать после несчастного случая с одноклассником. Закончив интернат, девушка перебралась в Европу, где блистательно освоила искусство портнихи. И теперь, вооружившись хорошим вкусом, стильными нарядами и швейной машинкой, она приехала поставить точку в истории, но главное — проучить тех, кто хладнокровно обвинил в убийстве десятилетнюю девочку. Это стандартное противостояние чванливых провинциальных консерваторов и свободомыслящей, но тотально травмированной личности в декорациях богом забытого австралийского городка.