Семь фильмов 31-го кинофестиваля в Выборге

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Одним днём», реж. Стас Иванов

Завершился 31-й по счёту кинофестиваль в Выборге, два раза за три месяца сменивший своё название. Из «Окна в Европу» переименовали в «Выборг» и обратно. Из нововведений: первый приз «Выборгский счёт» (присуждается по голосованию зрителей) теперь будет носить имя Армена Медведева. А президентом фестиваля с этого года, сменив Медведева, стал Сергей Урсуляк (он же в 2023-м работал как председатель жюри).

Основной конкурс фестиваля в этом году был достаточно сильным и включал в себя работы как дебютантов, так и признанных мастеров. Специально для КИНОТВ Сусанна Альперина выделила семь картин из одиннадцати конкурсных, которые, несомненно, ещё прозвучат и на других фестивалях (в «Выборге» — правило премьерности), и в отношениях с профессиональной и зрительской аудиторией. В любом случае каждая из этих картин заслуживает того, чтобы о ней рассказать.

«Нина», реж. Оксана Бычкова

Кадр из фильма «Нина», реж. 

Новую долгожданную работу режиссёра Оксаны Бычковой, рабочее название которой было «Джонджоли», коротко можно охарактеризовать как попытку снять новый фильм «Питер FM» в Тбилиси. Режиссёр сконцентрировалась на создании атмосферы настолько, что её потянуло в сторону гида. Меж тем в локации Грузии нужно было «вписать» историю любви молодой женщины Нины (Юлия Пересильд), которая разрывается между прошлым (Евгений Цыганов) и настоящим (Кирилл Кяро). Причём речь не только о мужчинах, но и о самой жизни. В прошлом — Тбилиси и не только, безбашенность и отношения с их болью и ненадёжностью. В настоящем — стабильность, похожая на рекламный сон. Вокруг фильма открытия («Нина» открывала киносмотр) разгорелся самый громкий на фестивале скандал. Режиссёр, услышав первые отзывы, писала в соцсетях, что завершала работу не она. Тем не менее фамилию из титров не сняла. Продюсер Екатерина Филиппова долго хранила молчание, но в конце концов разразилась подробным ответом. Несмотря на выяснение отношений, фильм получил две награды — приз Гильдии продюсеров России и второе место в конкурсе «Выборгский счёт» (зрительское голосование). Фильм заявлен уже в начале сентября на другом кинофестивале «Новый сезон» в Сочи. Дата проката ещё неизвестна. А затем лента эксклюзивно выйдет на онлайн-платформе Kion, представители которой — в числе её продюсеров.


«Привет, мама», реж. Иля Малахова

Кадр из фильма «Привет, мама», реж. Иля Малахова

Онлайн-кинотеатры всё больше места занимают в программах кинофестивалей — и в мире, и в России. Так, дебютная лента «Привет, мама» Или Малаховой, ранее известной как сценаристка фильмов «Охотник», «Брат Дэян», «Вызов», выйдет на платформе Start. Исполнительница главной роли Дарья Савельева получила на фестивале приз как лучшая актриса. Такая награда дорогого стоит — конкуренция именно за неё была в этот раз очень высокой. На «Золотую ладью» (так выглядит приз в Выборге) претендовали Юлия Пересильд, Елена Яковлева, Елизавета Струнина, Дарья Коныжева, Милана Владыкина, Виктория Исакова, Мария Смольникова, Мария Мацель и другие.

Савельева сыграла молодую женщину Киру — сотрудницу колл-центра аэропорта «Пулково», которая никак не хочет взрослеть и ведёт себя как маленькая девочка. Это привлекает к ней мужчин определённого типа. И жизнь течёт сама по себе, но никак не наладится. Кира ещё и старшая сестра, и у неё есть младшая, Вера (её играет Аглая Тарасова), и племянники. А вот мама куда-то исчезла. И надежда, что пропавшая мама вернётся, играет с Кирой дурную шутку — она всё ждёт, что ей не придётся ни за что отвечать. Фильм довольно затянут — на любителя, но от Савельевой не оторваться. Любопытные факты: часть сцен Иля Малахова снимала в собственной квартире, и в фильме снимались её дети: Александра (Дуся) Бакурадзе играет племянницу, а Лери Бакурадзе — соседа-аутиста, который застрял в детстве на всю жизнь. Фильм отобран на кинофестиваль в Сан-Себастьяне (Испания) и в сентябре будет представлен в секции молодых режиссёров.


«Лунатики», реж. Юрий Мороз

Кадр из фильма «Лунатики», реж. Юрий Мороз

Новая работа Юрия Мороза — одна из самых сильных конкурсных работ. Ей вручён приз за сценарий. Написан он самим Юрием Морозом — он пытался предложить историю разным авторам, но каждый раз оставался недоволен результатом. Жена Юрия Мороза — актриса Виктория Исакова — сыграла главную роль и впервые стала продюсером — именно на этом фильме. Лента основана на реальных событиях, и Мороз задумал снять её давно, но именно сегодня она поразительно звучит в контексте времени. Речь о матери — богатой разведённой женщине, которая вначале вовсе не думала о своём единственном сыне (в этой роли Степан Белозёров), а потом, когда тот стал героиновым наркоманом и снять его с иглы было практически невозможно, задумала его спасти. Она выбрала новейшую методику влияния на подсознание, которую разработали в специальном институте, и, не спросив у сына разрешения, даже не поставив его в известность, сдала его врачам. Дело попало к следователю (Алексей Филимонов) — об исчезновении парня написала заявление в милицию его девушка, и из криминальной драмы фильм переходит в плоскость психологической дилеммы — оправдать мать или наказать её.

У зрителей есть шанс увидеть фильм уже в этом году — за ним стоит платформа «Иви». Картина заявлена в программе фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в сентябре. А на фестивале «Короче», который пройдёт с 15 по 20 августе в Калининграде, будет показана короткометражная лента «Родительский день», которая является ответвлением, или «дополненной реальностью», фильма «Лунатики».


«Свет», реж. Антон Коломеец

Постер фильма «Свет», реж. Антон Коломеец

Этот фильм не только признан лучшим на фестивале в 2023 году, но и получил приз имени Армена Медведева «Выборгский счёт», завоевав первое место в зрительском голосовании. Также у картины особое упоминание жюри — отметили за лучший актёрский ансамбль. Действительно, вторая полнометражная работа режиссёра Антона Коломейца никого не оставила равнодушным. Впрочем, как и первая — фильм «Ваш репетитор», в числе продюсеров которого был Валерий Тодоровский, попал несколько лет назад в конкурс дебютов «Кинотавра». Елена Яковлева играет в фильме «Свет» соцработника Татьяну Сергеевну — её компания опекает пожилых и больных подопечных. В один из дней к ним обращается молодой мужчина Дмитрий, чтобы нанять сиделку для близкой родственницы. Но передумывает, что задевает Татьяну Сергеевну. А дальше события начинают разворачиваться мистическим образом. Дело как раз происходит накануне 60-летия Татьяны Сергеевны, и перед ней проносится вся её молодость, к которой, как оказывается, Дмитрий тоже имеет отношение.

У Елены Яковлевой давно не было главной роли в кино. К тому же такой человечной и пронзительной. В фильме достоверно показаны 70-е годы прошлого века — работать режиссёру помогали родители. За картиной стоит платформа Wink. И нельзя не отметить, что у продюсера фильма Анны Шалашиной в этом году не только «Свет» в Выборге, но и многообещающая работа на предстоящем фестивале «Короче» — фильм «Крецул».


«Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов

Кадр из фильма «Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов

Такой фильм просто обязан был появиться в современном российском кино, и, к счастью, его снял Роман Михайлов — режиссёр, который существует в своём мире, не похожем ни на какие другие. Это кино о кино, о традициях, преемственности, исканиях и кризисе. И сделано оно в жанре псевдохоррор с элементами мистики. А как ещё рассказывать о современном кинопроцессе (шутка). То есть формально в фильме Михайлова соблюдены все принципы фильма ужасов — ночь, туман, тёмные аллеи, красный свет, непонятные люди, заброшенное место, заключённые и надзиратели с собаками. На самом деле всё это не пугает, потому что понятно — фильм должен вызвать совсем другой страх. Абсурдности и несовершенства творческого процесса. Актриса Мария Мацель — меланхоличная малышка современного российского кино — спит. Режиссёр словно смакует, показывая её спящую, и переносит действие то ли в явь, то ли в сам сон. Этого поначалу зритель не понимает. Героиня Марии — актриса Света, типаж зависимой девушки, поддающейся влиянию. Рядом с ней доминирующая подруга, которая постоянно втягивает Свету в сомнительные предприятия. Вот и на этот раз: она подписалась на съёмки, которые, как обещано, приведут российских актёров в Болливуд, и тащит Свету за собой, что, впрочем, не мешает ей бросить подругу на полпути одну.

Роман Михайлов включил в свой фильм элементы мюзикла. Так, из рэпа, который исполняют подружки на одном из кастингов в Москве, или из сцены, где они танцуют в троллейбусе, вполне можно сделать вирусное видео и запустить его в Сеть, привлекая внимание к картине. В мнимом Болливуде — можно трактовать по-разному, был он или нет на самом деле, — также есть парочка необычных музыкальных номеров. Но съёмки с бандитами из 90-х и красавицами в красных платьях, которые проходят в заброшенной российской глубинке, — это не главное. Самое основное — это тайная игра в советское кино, которая идёт параллельно. В компанию посвящённых Свету и её нового друга-актёра (Геннадий Блинов) приводит эпатажный диджей — в этой роли Евгений Ткачук, и ему удаётся создать образ человека, который с помощью музыки — иногда дикой, иногда красивой — задаёт звучание и ритм жизни. А сами сцены, которые из советского кино перетекают в современность, несомненно, позволяют провести аналогию, связанную с традициями и преемственностью. И ужас в фильме на самом деле в том, что иногда становится понятно, что до высот советского кино нынешнее поколение так и не добралось, — с одной стороны. С другой — никак не может вырваться из его плена. Фильм заявлен в прокате 26 октября. На фестивале он не получил никакой награды, что выглядит несправедливым. Но впереди будут другие фестивали, где, понадеемся, не пропустят эту работу. Отметим, что предыдущий фильм Романа Михайлова «Наследие» выиграл в июле «Горький fest», что проходил в Нижнем Новгороде.


«Одним днём», реж. Стас Иванов

Фильм режиссёра Стаса Иванова (он известен по сериалам «Немцы» и «ЮЗЗЗ») о том, как успешный человек, живущий в Москве, пытается спасать Родину в отдельно взятом городке (Родина — ещё и фамилия главной героини), но потом понимает, что проще на это забить и закрывать глаза на очевидные вещи — целее будешь. Главный герой — играет Антон Васильев — успешный предприниматель, занимается поставками икры, работает сам на себя. Он приезжает в родной городок Буй, поскольку позвонила мама (Ольга Лапшина) и сказала, что у отца (Сергей Колесников) плохо с сердцем. Планировал обернуться одним днём, но застрял, простите за каламбур, заплыв за буйки. Потому что нашёл дочку своей первой любви. В своё время он не вернулся к девушке по фамилии Родина после армии — бросив её. Жизнь бедняжки не удалась и рано оборвалась, осталась дочь, удивительно похожая на неё. Он пытается наладить жизнь 17-летней девушки, которая тоже, похоже, пошла во все тяжкие, используемая каждым встречным. Привлекает друзей — силовика и кандидата в мэры. Но... как говорится, хочет как лучше, а получается как всегда. «Одним днём» — типичное кино платформ: за фильмом стоит онлайн-кинотеатр Kion. Балансирует между авторским и зрительским, больше кренясь в сторону последнего. Любопытно, что картина получила на фестивале специальный приз жюри именно с формулировкой «За сближение авторского кино со зрительским».

Нельзя не отметить молодую актрису Елизавету Струнину — она играет и мать, и дочь Родину, причём так, что понятно, почему любому мужчине её хочется защитить. Девушке можно предрекать большое будущее в кино. Дата проката пока неизвестна.


«Лиссабон», реж. Светлана Филиппова

Кадр из фильма «Лиссабон», реж. Светлана Филиппова

«Хорошая ученица» — так можно охарактеризовать режиссёра фильма Светлану Филиппову. «Лиссабон» — её дебют в полном метре, но Филиппова известна как аниматор. В фильме зафиксирована семья периода полураспада. Отец ушёл, но по ночам приходит и сидит напротив окна на скамейке. В этой роли Олег Ягодин, отца, который оставляет семью, ему играть не впервой — достаточно вспомнить фильм «Асфальтовое солнце». Мать играет Мария Смольникова, её образ — чеховская барышня в наши дни. Детей двое. Старшая дочь, которая вот-вот уедет учиться в Лиссабон. Отсюда и название — как символ чего-то другого, отличного от представленной реальности. Дочь играет Евгения Бурмака — актриса из Екатеринбурга, и это её кинодебют. Ярчайшая заявка — девушке явно должны поступать предложения сниматься и дальше. Сыну (Степан Харченко, тоже дебют) гораздо сложнее. Лиссабон ему не светит, судьба может быть поломана. Возможно, спасением станут книги, сцена с мокнущими под дождём книгами — самая сильная в картине. Молодому актёру отлично удаётся сыграть сыновние метания — от ненависти к отцу до буквально щенячьего желания, чтобы тот был рядом. Фильм больше и сконцентрирован на мальчишке. Название картины могло бы быть и «Оставленные», потому что и мать, и дочь, и сын — каждый выживает как может. Счастливое воссоединение невозможно: ещё одна запоминающаяся сцена, прекрасно сыгранная Ягодиным и Смольниковой, — о том, как бывшие муж и жена и тянутся друг к другу, и при этом дерутся, не в состоянии обуздать чувства. В целом же картина — тщательная копия работ великих киноклассиков. В ней есть отсылки и к Кире Муратовой, и к Андрею Тарковскому, и к Алексею Федорченко (он продюсер фильма), и к другим. Так бывает в живописи — блестяще удаётся копирование, но свой стиль ещё предстоит выработать, чего искренне хочется пожелать режиссёру, при том что она сняла весьма запоминающийся и качественный дебют.

Читайте также
6 новых российских фильмов, которые вы могли пропустить
Рассказываем о хорошем российском кино.
7 знаковых хорроров студии A24
Вспоминаем главные хиты.
Сериалы июля-23: гид Татьяны Алёшичевой
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотней в Среднекамске, и социальный детекти...
Хождение по мукам: 7 важных драм о зависимостях
3 августа в повторный прокат выходит семейная драма Феликса ван Грунингена «Красивый мальчик», основанная на реальной истории. Пронзительное и честное кино ра...
Во власти страха: 10 лучших фильмов ужасов фестиваля «Сандэнс»
До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Новая глава» Даины Рейд, премьера которого состоялась этой зимой на фестивале независимого...
Лихие погони и горы трупов: 8 корейских экшенов, которые могут затмить голливудские блокбастеры
Сегодня, когда голливудские студии ушли из России, корейские боевики могут стать достойной заменой американского зрелищного кино. В азиатских фильмах традицио...
Также рекомендуем
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ.
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ.
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00