Пренебречь, вальсируем: лучшие проекты о танцевальной терапии

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

13 февраля на Kion вышла драма «Танго на осколках» Сергея Сенцова («1703») с Юлией Снигирь и Денисом Шведовым. На первый взгляд, танцевальная история оборачивается серьёзной семейной драмой, герои которой ищут способ вернуть былую радость и вкус к жизни. В честь премьеры кинокритик Елена Зархина рассказывает про этот и другие проекты, в которых танец — не просто набор ритмичных движений, а настоящее спасение в невероятных жизненных обстоятельствах.

«Танго на осколках»

«Танго на осколках», кадр: KION

Нора (Юлия Снигирь) — настоящая воротила бизнеса, по законам которого упорядочена вся её жизнь. Но если в карьере всё работает как швейцарские часы, личная жизнь давно дала трещину. Однажды ночью Нору будит внезапный телефонный звонок, вырывающий её из тёплой постели в совершенно иную реальность. Героиня приезжает в незнакомую квартиру, которую, как выясняется, втайне снимал её муж Иван (Денис Шведов) для встреч с любовницей. Но теперь Иван мёртв, и придавленная трагедией Нора решает разобраться, как так получилось, что она совершенно не знала своего близкого человека.

Копаясь в вещах супруга, она выясняет, что тот не просто ходил на сторону, а вёл настоящую двойную жизнь. В той, что была скрыта от взора и участия жены, он танцевал танго и, кажется, был невероятно счастлив. Нора, которой призрак мужа отныне видится повсюду, идёт по его стопам: отправляется в ту же школу танго, и вихрь танца выносит её в новую реальность, где ей предстоит узнать многое не только про покинувшего её мужа, но и про себя. «Танго на осколках» — сериал терапевтического свойства, в компании которого можно отгоревать что-то важное и трудно преодолимое. Но после, смахнув с лица горькие слёзы, непременно пуститься в пляс, оставляя позади всё пережитое и наболевшее.


«Танец-вспышка»

«Танец-вспышка», кадр: Paramount Pictures

Алекс (Дженнифер Билз) мечтает стать профессиональной балериной, а потому готовится к прослушиванию в престижную танцевальную школу, учёба в которой поможет ей реализовать свою мечту. Однако, чтобы выжить, ей приходится крутиться на нескольких работах: днём работать сварщицей на заводе, а вечерами танцевать экзотические танцы в ночных клубах. Фильм Эдриана Лайна отчётливо разделён на яркие и незабываемые танцевальные номера, в каком-то смысле вытесняющие основную сюжетную линию.

«Танец-вспышка» — завораживающее кино про современную Золушку, мечтающую вырваться из серой действительности и рвануть прямиком к звёздам. Фильм неоднократно становился объектом подражания: от клипов Дженнифер Лопес I’m Glad и Джери Халлиуэлл It’s Raining Men до пародийного постера второго «Дэдпула», в котором герой Райана Рейнольдса в точности повторяет рекламный плакат оригинального фильма Лайна. Картина прославила исполнительницу главной роли (впоследствии она отказалась от съёмок в продолжении) и принесла «Оскар» Айрин Каре — исполнительнице титульной песни Flashdance… What a Feeling. Песня, к слову, тоже пережила несколько реинкарнаций, время от времени становясь клубным хитом в новых обработках.


«Билли Эллиот»

«Билли Эллиот», кадр: Universal Pictures

Выдающаяся работа британца Стивена Долдри про 11-летнего Билли Эллиота (Джейми Белл): сына шахтёра, которого суровый родитель отправляет в секцию бокса, а мальчик тайком меняет спорт на занятия балетом. Разумеется, в какой-то момент правда становится известна взрослым, что приводит к бесконечным семейным конфликтам. Однако маленький Билли так влюблён в танец и бесстрашен в своём стремлении танцевать вопреки всему, что никакие скандалы и запреты не способны его остановить. Тем более если парень всерьёз нацелен поступить в Королевскую балетную школу.

Картина Долдри выиграла четыре премии (включая главные категории) британской киноакадемии BAFTA, получила три номинации на «Оскар» и две на «Золотой глобус», а также собрала охапку призов европейских кинофестивалей. В 2001 году вышла книжная версия фильма в формате одноимённой новеллы, а в 2005-м на лондонских подмостках презентовался мюзикл по мотивам картины. Следом театральный проект продолжил покорять мир: от Бродвея до Сеула. Оказалось, что история про танец как акт свободы универсальна и понятна на любом языке.


«Грязные танцы»

«Грязные танцы», кадр: Vestron Pictures

Слоган фильма Эмиля Ардолино говорит сам за себя: «Танцуй в ритме сердца». И ровно в зрительские сердца сюжет картины и устремлён. 1963 год, юная Фрэнсис (Дженнифер Грэй) отдыхает с семьёй в курортном отеле, где знакомится с профессиональным танцором Джонни (Патрик Суэйзи). Постепенно герои становятся партнёрами в танце и в жизни, влюбляясь друг в друга, несмотря на социальные и иные запреты.

«Грязные танцы» задумывались как малобюджетное кино, на которое никто не делал большую ставку в прокате. Но внезапно лента возглавила бокс-офис, буквально озолотив своих создателей: при бюджете $6 млн сумела заработать почти $65 млн. Облачённая в танцевальную мелодраму история про современных Ромео и Джульетту (а Фрэнсис и Джонни разделяет не только разница в возрасте, но и классовая пропасть) оказалась близка зрителю. У проекта было несколько наследников, но самой успешной из них оказалась картина «Грязные танцы 2: Гаванские ночи» 2004 года, события которой происходят на Кубе накануне революции.


«Плоть и кости»

«Плоть и кости», кадр: Starz

Проект шоураннера Мойры Уолли, до этого работавшей сценаристкой над сериалом «Во все тяжкие». По сюжету приехавшая из глубинки Клэр (Сара Хэй) получает уникальный шанс присоединиться к престижной балетной труппе в Нью-Йорке. Но мало попасть в ряды избранных счастливчиков — важно суметь там задержаться. На новом месте Клэр привыкает к совершенно иной жизни — в другом городе, с новыми людьми — и учится адаптироваться к почти что садистским методам работы балетмейстера — человека не просто строгого и грубого, а временами жестокого и беспощадного. Однако главная работа Клэр происходит внутри — девушка старается разобраться со своим мрачным прошлым, которое следует за ней, куда бы она ни сбежала.

Сериал «Плоть и кости» в некотором смысле напоминает производственный роман — проект подробно исследует беспощадное закулисье мира профессионального балета. Порхающие на сцене балерины замучены изнурительными физическими тренировками и диктаторским отношением балетмейстера, не прощающего ни единой ошибки. Это грубый и бескомпромиссный мир с огромной конкуренцией, в котором выживает не просто самый одарённый, но и самый отчаянный хищник.


«Давайте потанцуем»

«Давайте потанцуем», кадр: Miramax

Выгоревший в профессии юрист Джон однажды оказывается на пороге танцевальной студии. Заглянул он туда скорее из праздного любопытства, но задержался надолго. Теперь втайне от близких, которым он не решается признаться в своём новом увлечении, Джон вечерами отправляется разучивать новые па, готовясь к предстоящему конкурсу. Этот опыт не просто дарит ему новую цель в жизни, распаляя сердце, но и помогает привнести яркую искру в отношения с женой, с которой они заново влюбляются друг в друга.

Фильм 2004 года с Ричардом Гиром и Дженнифер Лопес стал голливудским ремейком одноимённой японской драмы, вышедшей на экраны за девять лет до этого. Оба фильма исследуют через танец личный кризис человека, запутавшегося в жизни и отношениях с ближними. Танец в данном случае не просто развлечение, а то, что помогает взбодрить жизнь героев, пробудить от затянувшегося сна, какой ощущается их скучная бытность. И вспомнить, какого это — ощущать себя счастливым и успешным в том, что ты делаешь с такой любовью.


«Белые ночи»

«Белые ночи», кадр: Guliver/CoverImages

Редкий пример того, как танец может органично вписаться даже в политический сюжет. Уехавший на Запад советский танцовщик Николай Родченко (Михаил Барышников, совершивший в реальной жизни аналогичный «переход») волею злого рока вновь оказывается в Советском Союзе, в руках КГБ. Особисты фактически берут героя в заложники, реализовывая свой коварный план. Силовики хотят показать стране процесс исправления танцора-перебежчика. Для этого он должен выступить на сцене с новой программой и фактически «покаяться» перед публикой. Лишённый альтернатив Родченко вынужден покориться, не оставляя мыслей о новом побеге.

В помощь к нему на репетициях ставят американца и чечёточника Реймонда (Грегори Хайнс). Тот некогда, напротив, сбежал из США в Союз, отказываясь отправляться на войну во Вьетнаме, и теперь очарован идиллическими образами коммунизма. Так кардинально разные герои вынуждены танцевать вместе, рассчитывая на разный итог этой авантюры. Но оказывается, что танец способен объединить людей разной культуры, менталитета и исторического бэкграунда. Ведь танцу всё равно, кто ты и откуда. Важно лишь то, чтобы движение, а с ним и сама жизнь, никогда не прекращались.


«Чёрный лебедь»

«Чёрный лебедь», кадр: Searchlight Pictures

Оскароносная драма Даррена Аронофски, в которой танец — это ужас, затаившийся на кончиках пуантов. Но традиционный сюжет про страшную кухню большого балета Аронофски снабжает элементами достоевщины: в частности, проводит аллюзии с «Двойником» писателя про опасных доппельгангеров, от которых нет спасения.

Молодая балерина Нина (Натали Портман) намеревается стать примой нью-йоркской балетной труппы и исполнить главную партию в предстоящей постановке «Лебединого озера». Но чем сильнее давление и ответственность, которые испытывает девушка, тем сложнее становится её ментальное состояние. С каждым днём ей всё сложнее отличать реальность от вымысла, и кажется, что в процессе репетиций она слилась со своей героиней, превратившейся из красивой белой птицы в пугающего чёрного лебедя. Сыгранная с максимальной самоотдачей роль принесла Натали Портман заветный «Оскар».


«Танцы без правил»

«Танцы без правил», кадр: Miramax

Главный герой — танцор-бальник Скотт (Пол Меркурио), готовящийся к Большому тихоокеанскому танцевальному турниру. Однако чем ближе конкурс, тем своенравней ведёт себя герой на танцполе. После дисквалификации Скотт знакомится с начинающей танцовщицей Фрэн (Тара Морис), готовой не просто последовать за ним на паркет, но и рискнуть вывести традиционный танец на новый уровень, наделив его более современным прочтением. Так, вместе нарушая правила, герои движутся к заветной мечте. Фильм является первым в «Трилогии красного занавеса» Лурмана, которую позже пополнили «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж!».

Обожающий бурлеск, красочные декорации и эффектные номера Баз Лурман задолго до экспансии в Голливуд снял в родной Австралии скромное, но красивое кино, в котором танец — движение самой жизни. «Танцы без правил» — чувственное и зажигательное кино про то, что всякие мечты достижимы. Но добираться до заветного олимпа приятней в компании любящих и любимых людей. Перефразируя известную пословицу: если хочешь добраться куда-то быстро, танцуй один, если хочешь добраться как можно дальше — танцуйте вместе.


«Шаг вперёд»

«Шаг вперёд», кадр: Buena Vista

Не просто фильм, а целая многомиллионная франшиза, насчитывающая шесть полных метров и один сериал. Стартовала серия с картины 2006 года, запустившей карьеры Ченнинга Татума и Дженны Дуан. Сюжет ленты прост: танцор-хулиган Тайлер, отбывая наказание в виде 200 часов исправительных работ уборщиком в школе, в перерыве между мойкой полов пускается в пляс. Это замечает студентка Нора, готовящаяся к танцевальному конкурсу. Постепенно герои сближаются и становятся парой: в жизни и на танцполе.

«Шаг вперёд» на языке страстного танца сумел передать процесс зарождения чувств героев (исполнители главных ролей Татум и Дуан после съёмок поженились, но через несколько лет развелись) — таких разных, но притягательных друг для друга. Заработав в мировом прокате свыше полумиллиарда долларов ($670 млн, если быть точнее) франшиза «Шаг вперёд» не только наплодила множество проектов-подражателей, но и личным примером доказала, что танец — всему голова.