
20 ноября в прокат выходит «Сущность» — мрачный хоррор о скорби с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Британский актёр всегда отличался драматической пластичностью и любовью к жанровым экспериментам. Камбербэтч одинаково харизматично играет высокомерного аристократа, гениального математика, могущественного мага и легендарного сыщика.
Специально к премьере «Сущности» кинокритик Мария Ракитина составила рейтинг лучших ролей Бенедикта Камбербэтча, включая его театральные перформансы.
Джулиан Ассанж, «Пятая власть»
реж. Билл Кондон, 2013

В биографическом триллере «Пятая власть» Камбербэтч в очередной раз доказывает свой талант к искусному перевоплощению в реальных личностей. Мужчина с белоснежными волосами, опухшими глазами и параноидальным взглядом — так выглядит Джулиан Ассанж в исполнении британского актёра. Журналист, обнародовавший тысячи секретных материалов, выступал против фильма, называя его «массированной пропагандистской атакой». В ответ на претензии Ассанжа Камбербэтч заявил в интервью, что «Пятая власть» «демонстрирует его идеи, честность и самопожертвование».
Основателя WikiLeaks Камбербэтч запечатлевает в нескольких состояниях: отчаянным борцом за правду и безумным эгоистом, одновременно святым и грешником. Актёр гениально воспроизводит манеры, речь и привычки Ассанжа, копирует его потрёпанную жизнью харизму, оказываясь в шкуре журналиста. Жаль только, что сам фильм выходит довольно сдержанным и не позволяет отцу WikiLeaks показать зубы.
Ричард III, «Пустая корона»
реж. Доминик Кук, 2016

В телеадаптации исторической пьесы Шекспира Камбербэтч играет одну из самых сложных и запоминающихся ролей в карьере. Его Ричард III, узурпировавший английский трон, предстаёт опасным, хитрым и безумным человеком без нравственных ограничений. Язвительные реплики и признания в грязной игре, обращённые напрямую к зрителю, помогают Камбербэтчу создать сокрушительный образ злодея. Однако актёр всё же обнаруживает у Ричарда здравое самосознание — он всё про себя понимает и не питает иллюзий. «И если я умру, ни одна душа не пожалеет меня… Да и с какой стати им это делать, если я сам не нахожу в себе жалости к себе?» — с внутренним надрывом произносит Камбербэтч знаменитый монолог короля.
Доктор Стрэндж, «Доктор Стрэндж»
реж. Скотт Дерриксон, 2016

Камбербэтч безупречно подошёл на роль доктора Стивена Стрэнджа в киновселенной Marvel. Магнетическая харизма и толика сарказма стали главными достоинствами Верховного мага Земли, помимо его профессиональных достижений. Камбербэтч пережил убедительную трансформацию из высокомерного нейрохирурга в супергероя-колдуна, чьё истинное предназначение — защищать другие миры и человечество.
Сам актёр описывает Стрэнджа как «очень сложного человека». Несмотря на могущество, обретённое его героем за шесть фильмов Marvel, Камбербэтч не считает Стрэнджа всесильным. «Он не бог. У него просто действительно острый ум, одержимый потребностью контролировать определённые вещи любой ценой, а это всегда имеет свою цену», — объясняет актёр.
Ван Гог, «Ван Гог: Портрет, написанный словами»
реж. Эндрю Хаттон, 2010

В документальном фильме «Ван Гог: Портрет, написанный словами» Камбербэтч очень нежно постигает душу художника-постимпрессиониста. В картине, созданной на основе писем Ван Гога к брату Тео, актёр правдоподобно передаёт состояние человека, полностью поглощённого искусством передачи «впечатлений» на холсте.
Художник в видении Камбербэтча отделяет себя от людей, которых не понимает, чтобы до конца жизни запечатлевать красоту мира с помощью кисти и красок. Одиночество, творческая изоляция, маниакальная фаза — ключевые этапы на пути к трагическому финалу жизни Ван Гога. Камбербэтч абсолютно честен и неузнаваем в роли художника, портрету которого он отдаёт всего себя.
Алан Тьюринг, «Игра в имитацию»
реж. Мортен Тильдум, 2014

За роль гениального математика Алана Тьюринга, который во время Второй мировой войны взломал шифр нацистов, Камбербэтч получил первую в карьере номинацию на «Оскар». Актёр мастерски передал одержимость своего героя цифрами и кодами, показав его как обладателя исключительного интеллекта. В то же время Камбербэтч постарался раскрыть и другую сторону личности Тьюринга: уверенный в математике профессор испытывал неловкость в общении с людьми и вынужденно скрывал себя настоящего.
Чтобы узнать как можно больше о жизни математика, актёр прочитал его биографию и общался с племянницами гения. К перевоплощению в Тьюринга Камбербэтч готовился со всей тщательностью, в том числе внешне. Актёр носил зубные протезы, чтобы не только выглядеть как Тьюринг, но и подражать его манере речи. Помимо физических манипуляций, Камбербэтч задействовал мозг, узнав всё об устройстве машины, которую математик построил для расшифровки секретного кода Германии. Несмотря на старания, «Оскар» у Камбербэтча «увёл» Эдди Редмэйн, сыгравший Стивена Хокинга.
Гамлет, «Гамлет: Камбербэтч»
реж. Робин Лок, 2015

Гамлет — знаковая театральная роль Камбербэтча. Меланхоличная задумчивость, резонансный голос и саморефлексия позволили актёру стопроцентно попасть в образ принца датского. Камбербэтч говорил, что на эту роль его вдохновили «возраст, жизненный опыт и возможность стать новой аудиторией для 400-летнего шедевра».
Читайте также: 100 лет со дня рождения Иннокентия Смоктунвского, главного отечественного Гамлета
Некоторые зрители придирались к возрасту актёра: мол, герою пьесы Шекспира около 30 лет, а играющему его Бенедикту скоро 40. Камбербэтч не видел в этом проблемы, заявив, что опыт отцовства пробудил в нём воспоминания о взрослении, которые помогли ему сыграть рефлексирующего принца. Гамлет в представлении Камбербэтча иронично копается в себе и ищет изъяны в других, самозабвенно произносит экзистенциальный монолог «Быть или не быть» и мечется от восторженного высокомерия к неуверенности в собственных действиях. Театральные критики окрестили перформанс Камбербэтча «электризующим».
Патрик Мелроуз, «Патрик Мелроуз»
реж. Эдвард Бергер, 2018

Роль праздного аристократа, пожинающего плоды пережитого в детстве насилия, считается самой смелой в карьере Бенедикта Камбербэтча. Поначалу актёр показывает Патрика Мелроуза безнадёжно самоуверенным бонвиваном с зависимостями. Однако не стоит делать поспешных выводов о характере британца из высшего общества. Камбербэтч неторопливо подбирается к причине многолетнего саморазрушения героя, с каждым эпизодом всё больше погружаясь в его чудовищное прошлое.
Примеряя психологически тяжёлое амплуа, актёр ни разу не фальшивит. Cам Камбербэтч говорил, что мини-сериал «Патрик Мелроуз», основанный на серии популярных романов, — не просто исследование многогранного характера персонажа, но также суровый анализ британских нравов. «В нём отражены лицемерие, цинизм и болезни лживого и скрытного высшего общества», — объясняет актёр.
Виктор Франкенштейн и Существо, «Франкенштейн: Камбербэтч»
реж. Дэнни Бойл, 2011

Гений Бенедикта Камбербэтча в том числе кроется в актёрской пластичности на театральной сцене. В спектакле «Франкенштейн», поставленном Дэнни Бойлом для Королевского национального театра, британец попеременно играл безумного учёного и сотворённое им Существо и, естественно, был ужасно хорош в обеих ипостасях.
Читайте также: Как развивалась экранная история монстра Франкенштейна
Виктор Франкенштейн, возомнивший себя богом, в исполнении актёра казался хладнокровно целеустремлённым и не знающим сострадания. Играя чудовище, Камбербэтч демонстрировал мастерство физической трансформации (чего только стоила 10-минутная сцена «рождения» Существа). Актёр эволюционировал на глазах у зрителя, двигаясь от детской неуклюжести к обретению исполинской силы и яростного голоса. Душераздирающие метаморфозы монстра Франкенштейна в спектакле доказали, что Камбербэтчу подвластны роли любой сложности.
Шерлок Холмс, «Шерлок»
шоураннеры Стивен Моффат, Марк Гэтисс, 2010–2017

Роль Шерлока стала визитной карточкой актёра и принесла ему мировую известность. В современном сериале по детективам Артура Конан Дойла знаменитый сыщик предстал высокофункциональным социопатом в элегантно распахнутом пальто Belstaff. Резкие перемены настроения, бравадные речи, одержимость расследованиями и чертовское обаяние Камбербэтча определили личность Шерлока.
«Играя его, получаешь огромный заряд энергии из-за объёма слов в голове и скорости мысли — приходится невероятно быстро устанавливать связи. Он всегда на шаг впереди зрителей и окружающих [его людей] с нормальным интеллектом», — говорит актёр о Шерлоке. Камбербэтч оказался настолько убедительно умным на экране, что зрители безоговорочно поверили в гениальность сыщика. Шерлок в исполнении актёра относится к тому типу персонажей, которые очаровывают своей бесцеремонностью. Сериал принёс Камбербэтчу премию «Эмми» и армию поклонниц, которые провозгласили себя Cumberbitches.
Фил Бёрбэнк, «Власть пса»
реж. Джейн Кэмпион, 2021

В вестерне Джейн Кэмпион «Власть пса» Камбербэтч сливается с образом жестокого и скрытного владельца ранчо Фила Бербэнка, который отгородился от внешнего мира за маской токсичной маскулинности. Герой унижает и оскорбляет тех, кого считает слабее (выпивающую жену брата и её хрупкого сына), но его неконтролируемая агрессия по отношению к другим — следствие травмы отверженности.
Ковбой Фил только на первый взгляд кажется аморальным социопатом. Камбербэтч просто не способен быть картонным злодеем, поэтому он слой за слоем раскрывает травмированную личность своего персонажа. «Я думаю, он представляет любого [человека] из тех, кого не видели, не слышали или не понимали», — отзывается актёр о Филе. За ювелирное перевоплощение в отчуждённого мужчину с ранчо Камбербэтч получил номинацию на премию «Оскар».









