В этом году в программе Beat Film Festival — фильмы не только о музыке, но и о книгах, моде, стрит-арте, политических активистах и далее по списку. Наталья Серебрякова выбрала десять любопытных премьер фестиваля, который открывается 1 августа.
«Книготорговцы», реж. Д. В. Янг, США, 2019
Интернет и экологи, берегущие деревья, вовсю пытаются выжить профессию букиниста. Но в мире остались ещё удивительные люди, торгующие книгами. Например, Дейв, которому принадлежит крошечная книжная лавка. Каждое утро он садится на велосипед и едет на любимую работу. Сдувает пыль с полок и до самого вечера продаёт книги. Потом вновь седлает велосипед и возвращается домой, проделывая этот нехитрый трюк на протяжении уже девятнадцати лет. О таких скромных, но глубоко идейных людях — фильм «Книготорговцы» Д. В. Янга. Кто-то из появляющихся на экране собирает гигантские книги, кто-то управляет самым старым книжным магазином в Нью-Йорке, кто-то организует ежегодную книжную ярмарку. Все эти люди отчаянно сражаются против тех, кто пользуется «киндлом» и прочими электронными книгами.
«Сейчас или никогда», реж. Джим Ракете, Германия, 2020
О Грете Тунберг, возможно, снимут ещё немало фильмов (в том числе игровых), но это — один из первых. И он рассказывает не только о самой знаменитой школьнице в мире, но и о десятке таких же, как она, её коллегах. Под прицелом камеры опытного немецкого документалиста Джима Ракете — школьники-экоактивисты, которые ещё заплетают волосы в косички и не бреются, но уже выступают на собраниях ООН. Запомните эти имена: Феликс Финкбейнер, Луиза Нойбауэр, Вик Барретт. Эти молодые люди ставят на карту всё ради спасения планеты (кто-то даже оставил идею учиться в колледже). Помимо юных экспертов, в кадре появляются более опытные: учёные, которые вовсю трубят о климатических изменениях, могут заставить вас действительно волноваться. К ним подключаются голоса селебрити — Патти Смит и Вима Вендерса.
«Говорит Трумен Капоте», реж. Эбс Бёрноу, Великобритания, 2019
Режиссёр-дебютант Эбс Бёрноу на самом деле политтехнолог. Ему удалось раздобыть архивные аудиозаписи дневников Трумена Капоте. С этого начался фильм — исследование жизни одного из самых американских литераторов. Трумен писал с юных лет, пытаясь как-то отвлечься от трудной жизни, лишённой материнской ласки (вначале мать отправила его от себя жить к родственникам, а потом покончила с собой). Первой его работой была курьерская служба в журнале «Нью-Йоркер». Однако с тех пор он зашёл так далеко, как только может позволить американская мечта. Бёрноу уделяет много внимания ранним романам Капоте «Другие голоса, другие комнаты» и «Завтрак у Тиффани», а также рассказывает про скандал, разгоревшийся вокруг книги «Услышанные молитвы». Будучи геем, Капоте дружил со многими женщинами из высшего света, и когда вышли первые главы этой книги, некоторые узнали себя в неприглядных героинях.
«Colette, любовь моя», реж. Хьюс Лоусон-Бади, Франция, 2020
Культовый парижский магазин «Колетт» не выдержал конкуренции с онлайн-шоппингом и закрылся три года назад, под Рождество. Куча знаменитостей высказывала по этому поводу свои горестные замечания. Уилл Феррелл, например, сетовал на то, что это то самое место, где возможно было купить своё будущее. Действительно, «Колетт» — не просто концепт-стор, это был магазин мечты, в котором объединялись любовь к моде и искусству. Все двадцать лет своего существования «Колетт» управляла Колетт Руссо, бывшая писательница. Делала она это в паре со своей лучшей помощницей — дочерью Сарой Андельман. Колетт и Сара придумали сделать в магазине бар, арт-галерею и концертную площадку. Большое количество селебрити посетили «Колетт» за всё это время, включая Катрин Денёв и Джастина Тимберлейка. Но любая красивая история когда-нибудь заканчивается.
«В погоне за Бэнкси», реж. Аурелия Рувье, Шеймас Хейли, Франция, 2020
Кажется, мировой кинематограф уже перенасытился документальными фильмами о Бэнкси. Но вот ещё один, очень хороший, от французских режиссёров Аурелии Рувье и Шеймаса Хейли. Все знают, что Бэнкси — это художник, использовавший технику трафарета на улицах Бристоля ещё в 1990-е. Кто же такой на самом деле Кларк Кент, этот супермен с аэрозольным баллончиком? Фильм — больше пример хорошей журналистики, нежели кинематографическая история, и в довесок эта вразумительная отправная точка для непосвящённых. Картина предлагает очень чёткое и краткое изложение истории Бэнкси, рассказанной с использованием информативных «говорящих голов» и архивных материалов. Он содержит сводку лучших хитов Бэнкси: блиц на стенах и машинах Нью-Йорка и Сан-Франциско, израильско-палестинская сегрегационная стена, создание отеля The Walled Off в Иерусалиме, уничтожение картины «Девочка с воздушным шаром» через несколько минут после того, как она была продана на «Сотбис» более чем за 1 миллион евро, художественные работы в Порт-Талботе — протест против легкомысленного обращения человека с природой, создание Dismaland как издёвка над «Диснейлендом». В общем, недаром Бэнкси называют Пикассо современности.
«По волнам: искусство звука в кино», реж. Мидж Костин, США, 2019
«По волнам» — история эволюции звука в кино по версии авторки фильма (номинантки на премию «Оскар») Мидж Костин, работавшей звукорежиссёром на картинах Джона Уотерса и Тони Скотта. Этот фильм — об эволюции кинотехнологий в эпоху «Нового Голливуда» и не только. Фильм рассказывает о целостной, эстетической стороне технологий: не просто о кнопках и циферблатах, но о технике как о выражении чего-то человеческого. Костин, ветеран звукового монтажа, исследует знаковые моменты в истории звука. Например, знали ли вы, что современный звуковой дизайн действительно начался с «Кинг-Конга» (1933), в котором впервые применили эффекты, используемые в кино и сегодня? Или то, что именно Барбра Стрейзанд подтолкнула кинотеатры к использованию стереофонических систем? Или тот факт, что Бен Бёртт посвятил почти год тому, чтобы придумать правильные модифицированные звуки животных для голоса Чубакки? А могли вы догадаться, что шум истребителей в «Top Gun» был также модифицированным звуком из мира зверей?
«Сон Макса Рихтера», реж. Натали Джонс, Великобритания, США, 2019
Пять лет назад композитор Макс Рихтер выпустил восьмичасовую колыбельную, сочетающую в себе фортепиано, струны с тонкими электронными штрихами с вокалом, повторяющим рисунок мозговых волн в состоянии сна. Это было невообразимой попыткой соединить музыкальное сознание с миром. В картине Натали Джонс показан процесс организации самого амбициозного живого выступления «Сна»: концерта под открытым небом в гранд-парке Лос-Анджелеса, где более 500 человек в унисон прослушали работу композитора не на стульях, а на настоящих кроватях. Джонс использует монтаж крупных планов, изображающих музыкальные инструменты, и математические уравнения, очерчивающие сложные формулы, которые Рихтер использует для создания композиции состояния сна. Исполнение «Сна» требует беспрецедентной выдержки от его музыкантов. Интересно, что Рихтер исполнял свою колыбельную в разных уголках мира, включая соборы и парки. Первое выступление с полуночи до 8:00 утра состоялось 27 сентября 2015 года в Лондоне, в читальном зале в рамках трансляции BBC.
«Майкл Хатченс: Mystify!», реж. Ричард Ловенштейн, Австралия, 2019
Документальный фильм Ричарда Ловенштейна о Майкле Хатченсе создавался долго и упорно: на протяжении десяти лет. В некотором смысле опытный инди-автор начал делать свою картину ещё задолго до этого, сняв несколько музыкальных клипов для INXS — австралийской рок-группы, которую возглавлял известный певец. Ловенштейн, похоже, изо всех сил пытается найти лучшие повествовательные зацепки, с помощью которых можно сформулировать историю Хатченса. Возможно, это тот самый случай, когда режиссёр был слишком близок к своему материалу. «Mystify» — это написанный крупными мазками портрет очень талантливого и сложного человека, который взлетел практически в космос и резко упал в необъятную пропасть (покончив жизнь самоубийством). Множество домашних видеороликов и интервью с людьми, близкими к теме, отрывки из представлений и видеоклипов возводят фильм в ранг обязательных к просмотру для фанатов группы INXS.
«Американский сектор», реж. Кортни Стивенс, Пачо Велес, США, 2020
Берлинская стена, возможно, «пала» в ноябре 1989 года, но она никогда не была разрушена — только демонтирована. Более 30 лет спустя фрагменты бетонной границы, которая когда-то разделяла Восточную и Западную Германию, теперь разбросаны по всему миру. Эти одинокие каменные плиты торчат из земли, словно холодные серые монолиты, и рассказывают нам о событиях другого времени. Десятки из них можно найти только в Соединённых Штатах. Один прячется в зелёных лесах Пенсильвании. Другой экспонат выставлен в Президентской библиотеке Джорджа Буша в Колледж Стейшн (штат Техас). Отель «Хилтон» в Далласе выставил фрагмент прямо в вестибюле. В Universal Studios во Флориде тоже есть один — за Hard Rock Cafe. В картине «Американский сектор» Кортни Стивенс и Пачо Велеса, возможно, не успевают найти каждый участок Берлинской стены (фильм длится всего 65 минут), но этому лёгкому и вдумчивому путешествию удаётся составить исчерпывающую картину того, каким стал сегодня реликт холодной войны.
«Разбитый нос, пустые карманы», реж. Билл Росс, Тернер Росс, США, 2020
Премьера фильма «Разбитый нос, пустые карманы» состоялась в рамках документального конкурса на фестивале «Сандэнс», где картина была представлена как портрет последней ночи в дайв-баре в Лас-Вегасе. На самом деле фильм снимали несколько ночей в баре в Новом Орлеане, не по сценарию, а по некой схеме, с сюжетами, выбранными создателями ленты. Так что этот фильм — не строгая документальная форма. Братья-кинематографисты Билл Росс IV и Тернер Росс снимали посетителей бара, членов невольного сообщества. У этих героев разные возраст, раса, пол, ориентация и идентичность, что позволяет фильму стать будто бы серией полароидных снимков всей Америки. Россы уже более десяти лет являются одними из самых эксцентричных и захватывающих режиссёров-документалистов, снявших в том числе фильм «45365» (снимок небольшого города), «Чупитулас» (портрет совершеннолетия) и «Современный цвет» (фильм-концерт).