![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/27f/zvkyh7hipkm93sxh3og13q0044pymxtp.jpg.webp?1660316145409778)
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о фильмах фестиваля «Окно в Европу», который только что завершился в Выборге.
В Выборге завершился 30-й юбилейный фестиваль «Окно в Европу», который взял на себя повышенную «двойную нагрузку». С одной стороны, заменил отсутствующий «Кинотавр» по части главного фестиваля авторского кино. С другой, выполнил функцию фестиваля дебютов: из 11 фильмов конкурса игрового кино восемь — дебютные работы.
Дебютам вдвойне сложнее, ведь им приходится соревноваться с признанными мастерами. Тем не менее в конкурсе игрового кино все награды распределились именно между дебютантами. Попробую пояснить логику жюри, в составе которого работала. А также рассказать, что заслуживающего внимания есть в других конкурсных фильмах, премьеры которых состоялись в Выборге.
«Экспресс», реж. Руслан Братов
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/365/u15fgca7ctkul2k1oopl4divxakk1mms.jpg.webp?1660295271244464)
Получил сразу три награды. Первая — «Лучший фильм», плюс два Специальных приза жюри: за лучший актёрский ансамбль и за лучшую операторскую работу (оператор Александр Худоконь).
У Руслана Братова был вызов. Либо остаться автором нашумевшей короткометражки «Лалай-Балалай», покорившей множество зрителей и фестивалей, либо доказать, что его полнометражный дебют может быть по уровню не ниже. Режиссёр «взял высоту». В «Экспрессе» всеми возможными выразительными средствами рассказана история о парне по кличке Сос (полное имя — Сослан), который заполнил в букмекерской конторе карточку «экспресс», сделав сразу несколько ставок, и они постепенно начали выигрывать. Даже если захотеть найти в этой картине недоработки, что называется, не придерёшься, настолько всё выдержано в одном авторском стиле. Каждый из персонажей вполне мог появится в картинах Тарантино. Настолько яркие типажи. Девушка, которая принимает ставки в букмекерской конторе, «душевный» парень, что встречает Сослана в полиции, любимая главного героя — бегунья Нина... Можно смело рекомендовать этот фильм друзьям и знакомым. Если они не испугаются мрачного изображения действительности, будут вас потом благодарить.
«Накануне», реж. Алиса Ерохина
![Кадр из фильма «Накануне»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/b59/4anf9vrq4rgrh5hvnhy4n2l0ig62raqp.png.webp?166029527662026)
Получил Специальный приз жюри за лучшую женскую роль, который вручили актрисе Дарье Екамасовой.
Фильм чёткой границей разделён на две части. Герой первой — подросток Макс, которого играет новый актёр с фактурной внешностью Артём Яковлев. Макс никому не нужен настолько, что зрителю порой хочется взять его под опеку. Героиня второй части — любовница отца, который, впрочем, и так уже ушёл из прежней семьи (от Макса и его мамы), а теперь под угрозой распада и его новая. Любовницу, профессия которой — заводчица собак, играет Екамасова. Фильм — довольно интересная дебютная работа, в которой есть весьма яркие эпизоды, но смотрелась бы она лучше, если бы была несколько покороче.
«Велга», реж. Анастасия Нечаева
![Кадр из фильма «Велга»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/927/057f5oz0kt5nyxgb6dxt6zqw73ivct2o.jpg.webp?166029527750586)
Удостоен особого упоминания жюри за лучшее музыкальное решение (композитор Антон Силаев).
Эту картину стоит посмотреть, чтобы потом прочитать рассказ Ивана Бунина, который лёг в её основу, оценить внешность и игру Ольги Бодровой, дочери Сергея Бодрова — младшего, и полюбоваться тем, как сняты пейзажи в Мурманской области — в сочетании с музыкой лауреата это что-то невероятное. В остальном у зрителя может возникнуть множество вопросов. Из приметного: в фильме снимались Сергей Шакуров и Алексей Гуськов. Из эмоционального: финал, который может довести до слёз.
«Император», реж. Альфия Хабибуллина
![Кадр из фильма «Император»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/b1f/ieyu1uu2q41s0bsivlfflp8k0t0vi0db.png.webp?166029527844390)
Две награды. Особое упоминание жюри за «дуэт антагонистов» (актёры Владимир Сарапульцев, Данил Тябин). И приз «Выбор критиков».
Яркий дебют, после которого хочется пристально следить за дальнейшим творчеством режиссёра. Сарапульцев играет Арсения, Арса, новенького в провинциальной школе — воплощение ангела на земле. Тябин — грозу класса, безбашенного Неженку. Однако кто оказывается кем на самом деле, зритель так и не может понять. Библейские мотивы в фильме переплетаются с восточной философией. У каждого героя — несколько лиц. Картина, кстати, снималась в Выборге, и в ней звучит музыка известной группы «Химера», что доставит немалую радость её фанатам.
«Волны», реж. Михаил Брашинский
![Кадр из фильма «Волны»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/766/1corhklpqoih36a4evjb43cgrtsvqual.png.webp?1660295279114622)
Приз Президента фестиваля Армена Медведева.
Ленте не хватило несколько шагов, чтобы она оказывала на зрителя такое же воздействие, как, например, книги братьев Стругацких. Это авторское кино смешивает жанры — мистический триллер и научная фантастика. Главный герой в исполнении Владислава Абашина попадает в некое сообщество, подобное секте. Находит там любовь — Виктория Толстоганова убедительна везде — и наставницу — актриса Ирина Бразговка — лучшее, что есть в фильме. В нём появляется и звезда «Битвы экстрасенсов» Александр Шепс, и это очень настораживает. Но где Шепс — там поклонники.
Теперь — об остальных картинах игрового конкурса, которые не стали лауреатами, но попали в программу фестиваля. За что их можно было бы наградить?
«Тысяча дешёвых зажигалок», реж. Ирина Обидова
![Кадр из фильма «Тысяча дешёвых зажигалок»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/efb/yxoiaxqhmord4wjh06azid7cyae6n3b2.png.webp?1660295280198002)
Кино скорее зрительское — единственное в конкурсе, сделанное с участием онлайн-платформы (в данном случае Kion). Прекрасная роль Павла Чернышёва, который играет студента техникума — «шараги», доморощенного специалиста по технике и взрывным устройствам. Тема подростков, взросления и поиска своего места в жизни — одна из главных в выборгском конкурсе в этом году. И именно из-за героя Чернышёва в голове рождается образ молодёжи, которая взрывает памятники прошлого. Он может послужить и символом конкурсной программы фестиваля. Две эпизодические женские роли, сыгранные Анной Вартаньян (директор техникума) и Юлией Марченко (мама), запоминаются надолго и выделяются в этом фильме. Обе актрисы — настоящие королевы эпизода.
«Живитедолго», реж. Юсуп Разыков
![Кадр из фильма «Живитедолго»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/8e4/cidx8d0jhv5jpteueou23rea6zhenl1j.png.webp?166029528163692)
Известный режиссёр и сценарист представил в Выборге свою новую работу, которая вполне могла бы получить приз за идею и сценарий. Речь в ней о городе, в котором живут самоубийцы. Следователь из столицы, которая приезжает разобраться с большим количеством смертей, оказывается также из их числа. Прекрасная аллегория с реальной жизнью, в которой некоторые только и заняты тем, что убивают своё время и таланты. В картине есть несколько ярких новелл. Героиня одной из них — плакса-балерина, танцующая в квартире, которую заполняет газ. Другой — замечательная актриса Елена Сусанина (она играла главную роль в другой картине Разыкова — «Керосин»). Появление Сусаниной на экране наполняет светом всё пространство, несмотря на то что связанная с ней история поднимает тему эвтаназии. Однако перед тем как будет принято роковое решение, всегда можно успеть встретить свою любовь.
«На тебе сошёлся клином белый свет», реж. Игорь Поплаухин
![Кадр из фильма «На тебе сошёлся клином белый свет»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/884/s49suohr6ob5bxdasbffhjaqatgdd58v.png.webp?166029528251258)
Пожалуй, самый ожидаемый фильм конкурса, рассказывающий о певице Янке Дягилевой. Картину вполне можно было бы поощрить хотя бы за выбранную тему: жизнь Дягилевой, Егора Летова, Александра Башлачёва — это то, что должно быть переосмыслено и запечатлено. Но в фильме есть ещё как минимум два плюса. Первый — Кира Пиевская, сыгравшая главную роль. А второй — тот, что Поплаухин — это, безусловно, самобытный режиссёр со своим стилем и видением. В картине он исследует тему смерти так, что зритель словно сам «умирает», глядя на жизнь и потери героев. Всё снято в мрачных тонах, грусть «переливается» через экран. Поймут фильм не все. Но это же можно было сказать о короткометражном фильме Поплаухина «Календарь», а его, между прочим, отобрали пару лет назад в Канны.
«Песни лета», реж. Дмитрий Давыдов
![Кадр из фильма «Песни лета»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/598/q1tmzndh9dhlwislswgr786cnokgpc55.png.webp?166029528277686)
Новую работу известного якутского режиссёра тоже многие ждали. На Московском кинофестивале будет очередной его фильм, «Молодость», — Давыдов плодовит. Первые 15 минут фильма «Песни лета» веселят и дарят надежду. В гости к колоритному старику, собственному деду, приезжает внук, по типу якутский Иван-дурак. И старик в главной роли и вправду очень колоритный. То ли из-за того, что дед гонит самогон, то ли из-за прихоти режиссёра героев посещают разные фантазии, от которых устаёшь минут через сорок просмотра. А фильм всё не кончается — он идёт два часа. И круговерть от клоунады «якутского Полунина» в голове ещё та. Посреди шуток, гэгов и клоунады запоминается сцена, когда герои членами ловят рыбу.
«Рядом», реж. Тамара Дондурей
![Кадр из фильма «Рядом»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/c37/24ibkwp14lp495i7qcdcwemre2nlgmwk.png.webp?166029528357714)
Картина успела в этом году съездить в Роттердам, где была представлена в одной из программ. Лента исследует проблемы тридцатилетних, в частности — отношения с родителями. Актёрский дебют Киры Ермишиной, которая, кстати, играет небольшую роль и в фильме про Янку Дягилеву. Но тут она — в главной роли. В ленте яркая работа Ингеборги Дапкунайте в роли эгоистки-матери, увлечённой собственной работой больше, чем детьми. Также снимались Максим Стоянов и Татьяна Друбич. Стоит отметить, что отношения с родителями — ещё одна тема, которая проходила через все фестивальные работы: похоже, дебютанты ещё не успели с этим разобраться в собственной жизни. Психотерапия, депрессия, первые потери (личные и профессиональные). Тамара Дондурей высказывается на эту тему так, что во всём чувствуется недосказанность, — ей явно хотелось сказать больше.