С 5 декабря в российских кинотеатрах начинается «Операция “Панда”» — новая миссия Джеки Чана, в которой ему предстоит столкнуться с преступным синдикатом и дать ему отпор во имя спасения редкого зверя по имени Ху Ху. Прославленный китайский актёр всё ещё готов к безумным трюкам, частенько выполняет некоторые из них сам и не боится выглядеть смешным и слабым на экране. По такому прекрасному поводу хочется вспомнить несколько отличных проектов с известным гонконгским актёром, знаменитые не первоклассной боевой хореографией, но и уютной, ностальгической атмосферой.
«Пьяный мастер», реж. Юэнь У-Пин
Народный герой Вонг Фей-Хун не всегда был защитником слабых, обездоленных и нуждающихся. Молодость юноши была совсем другой. Характер его был строптив и дерзок настолько, что его отец не выдержал и послал его к собственному брату, чтобы тот натуральным образом выбил из несносного сына всю придурь. Дядя оказался далеко не простым: мастер кунг-фу, большой любитель спиртного и настоящий гений в том, что касается воспитания. Не желая прогибаться, Вонг Фей-Хун сбегает только для того, чтобы получить тумаков от бандитов — и вернуться к родне ради продолжения обучения сквозь зубы.
«Пьяный мастер» Юэнь У-Пина собрал в себе всё, за что мы любим Джеки Чана, и открыл для актёра долгую, но продуктивную дорогу к пьедесталу лучших рукопашных бойцов на больших экранах. Но уже здесь было видно, что у молодого Джеки есть одна отличительная черта, которая выделяет его среди остальных: он всегда умел искренне смеяться над собой.
Первоклассная комедийная составляющая идеально переплетается с мастерски поставленными боевыми сценами, порождая одного из лучших представителей жанра гонконгских комедийных боевиков.
«Полицейская история», реж. Джеки Чан и Чэнь Чи-Хва
Полицейская облава заканчивается успехом: в руки хранителей порядка попадает наркобарон Чи. Но до дня суда ещё далеко, и полицейскому Кевину необходимо найти пропавшую секретаршу схваченного преступника: без неё всё дело вместе с обвинительной базой может рассыпаться.
Джеки лично занимался режиссурой картины: уж больно болезненным был его опыт работы над «Покровителем», который также вышел в 1985 году. Фильм должен был стать отправной точкой в карьере актёра к голливудской славе, но не получилось: кассовый провал, плохая пресса, ужасная хореография боёв. Работа с голливудским постановщиком Джеймсом Гликенхаусом принесла лишь расстройство: бедная хореография боёв, скудная постановка сцен и слабое понимание жанра стали тем, что не понравилось пришельцу, приехавшему из Китая. Плюнув на попытки пробиться на Запад, актёр взялся за камеру, чтобы показать, как правильно снимать дерзкие криминальные боевики. И у него получилось.
Конечно, все мы знаем, что Джеки Чан станет фигурой мирового уровня чуть позже, но если бы не тот промах, «Полицейская история» могла бы оказаться куда менее изобретательной, ураганной, смешной и динамичной.
«Доспехи Бога», реж. Джеки Чан и Эрик Цан
Известный авантюрист, которого именуют Азиатским ястребом, похитил в Африке ритуальный меч, не предполагая, что за этим последует череда самых опасных событий в его жизни. Меч оказался частью древнего артефакта — Доспехов Бога, и если их уничтожить, то над миром воцарится тьма.
«Доспехи Бога» стали неотъемлемой частью видеотеки в каждой постсоветской квартире, а количество раз, когда ленту крутили по телевидению, и вовсе невозможно сосчитать.
«Доспехи Бога» не только являются одним из самых знаковых и высокооценённых комедийных боевиков в кинокарьере Джеки Чана, но также это первый из многих раз, когда один из опаснейших трюков чуть было не стоил жизни актёру. При прыжке со стены замка на дерево Джеки не смог удержаться и упал на камень головой. По итогу он получил травму основания черепа и мозговое кровоизлияние, вылившееся в частичную глухоту левого уха. Медики сказали актёру, что такое безрассудство едва не стоило ему жизни, но вся фильмография Джеки говорит о том, что к совету он не прислушался. И, возможно, только полностью отдавая себя любимому делу, можно стать настоящим мастером.
«Мистер Крутой», реж. Саммо Хун
Даже будучи ведущим кулинарного телешоу в Мельбурне, Джеки не может не попадать в неприятности. В его руках оказывается видеокассета, на которой запечатлена кровавая разборка банд наркоторговцев. С этой секунды всё в его жизни меняется: спокойствие теперь ему лишь снится, герой посвящает всего себя бесконечной гонке со временем ради выживания.
Молниеносные погони чередуются с безумно смешными комедийными сценами, причём первое в «Мистере Крутом» не может существовать без второго. Не менее известный гонконгский актёр Саммо Хун очень бережно подошёл к попытке передать характерные черты амплуа Джеки Чана, поэтому разговоров в криминальном комедийном боевике, снятом в Австралии, стало ещё меньше, а ураганных сцен, в которых протагонист набивает одну шишку за другой, больше.
Заканчивается «Мистер Крутой» большим взрывом, за которым, кроме обломков, сажи и пыли, остаётся лишь очевидное понимание того, что делать боевики столь же весёлыми, несерьёзными и одновременно зубодробительными умеют только в Гонконге.
«Час пик», реж. Бретт Рэтнер
Инспектор Ли отправляется в Лос-Анджелес, чтобы спасти малолетнюю дочь китайского консула. Агенты ФБР, которые считают, что справятся с этим делом без вмешательства азиатского коллеги, приставляют к нему самого никудышного сотрудника — полицейского Картера. Откуда им было знать, что своими руками они создали совершенно взрывной коктейль из двух неудержимых оперативников, объединение которых сулит проблемы злодеям.
Редко бывает, что звёзды на небе сходятся в такой же идеальной последовательности, как это было с первым и вторым «Часом пик». Дилогия стала эталоном комедийного криминального боевика, а дуэт Джеки Чана и Криса Такера по праву считается одним из лучших в истории жанра бадди-муви. Искусные боевые сцены соседствуют с откровенным дурачеством американского коллеги гонконгского актёра, а несколько музыкальных номеров и вовсе стали классикой для пересмотра в компании ностальгирующих.
Первый «Час пик» стал кассовым хитом, а Джеки Чан наконец-то стал суперзвездой мирового масштаба. За следующий голливудский фильм («Шанхайский полдень») Джеки получил 5 миллионов долларов, а за сиквел боевика с Крисом Такером — 15 миллионов.
Триквел считается далеко не настолько удачным, как первые две картины, но он собрал достаточно денег, чтобы четвёртая часть ежегодно всплывала в новостных сводках.
«Иностранец», реж. Мартин Кэмпбелл
Цюань мечтает о тихой жизни, открывая собственный ресторан в южной части Лондона. Его главная гордость — дочь. С каждым годом она становится красивее и мудрее. Но герою не суждено увидеть взросление дочери: она погибает в результате теракта, устроенного ИРА. Столкнувшись с бездействием властей, Цюань решает самостоятельно разыскать и уничтожить террористов.
Мы видели Джеки Чана в самых разных амплуа. Но образ в «Иностранце» стал новым шагом в его фильмографии, замеченным мейнстримным зрителем. Выступившие с годами на лице актёра морщины, седина и другие благородные атрибуты старости позволили ему с головой погрузиться в более разнообразные драматические образы, одним из которых стал ветеран Вьетнамской войны Цюань. Его герой не произносит ни единой шутки, а улыбка лишь единожды мелькает на лице Джеки, и в ней считывается больше грусти, чем счастья.
«Кунг-фу жеребец», реж. Ларри Ян
В прошлом востребованный гонконгский каскадёр Ло Чжилун уже давно перестал заниматься съёмками. Его заработок связан с верным конём по кличке Огонёк, они развлекают туристов и делают с ними совместные фото. Когда коллекторы решают забрать жеребца за долги, Ло и Огонёк дают им бой. Видео быстро захватывает соцсети, и вот ветерана в отставке снова зовут в кино. Жизнь налаживается, но лишь временно. На пути Ло Чжилуна и его верного друга встают новые трудности, и для того, чтобы их решить, придётся обратиться к родной дочери, отношения с которой испортились давным-давно.
Чтобы хлёстко и лаконично описать ленту Ларри Яна, нет более подходящего слова, чем «байопик». «Кунг-фу жеребец» — это отражение стыка эпох, искренний трибьют и огромный комок любви к китайской легенде. Дань уважения традициям гонконгского кинопроизводства и одному-единственному человеку в лице Джеки Чана. Его жизни, успехам и каскадёрским подвигам. Подаётся история под иным именем с немного другим соусом, из-за чего изменены некоторые обстоятельства, но провести параллели с жизнью самой легенды и сюжетными элементами фильма не составляет никакого труда.
В каких-то из них Джеки счастливее, чем в жизни (в отношениях с дочерью), в других — сделал лишний шаг на пути к завоеванию мировой славы и не оступился, оставшись уважаемым, но пережитым архаизмом. «Кунг-фу жеребца» можно рассматривать как очередной жизненный эпизод «Что, если…?», после которого искренне хочется порадоваться тому, что успел стать свидетелем фигуры, ставшей иконой для миллионов в рамках масштабного и неприветливого кинематографа.
«Операция “Панда”», реж. Чжан Луань
Под опеку международной звезды кунг-фу Джеки попадает детёныш панды Ху Ху. У животного необычные глаза, и это привлекает преступный синдикат. Они жаждут заполучить редкий ген, объявляя награду за Ху Ху. Но синдикат просчитался в одной важной детали: детёныша оберегает Джеки, а на его пути лучше не вставать. Особенно негодяям.
Комедийный боевик, довольно неплохо выступивший в китайском прокате, работает по всем лекалам родного для Джеки Чана жанра. Злодеи выглядят максимально злодейски, а сама легенда китайского кинематографа возвращается к привычному для себя амплуа: доброго, весёлого и неконфликтного человека, втянутого в большие неприятности. Уже совсем немолодой актёр (а Джеки сейчас 70 лет) не жалеет себя, из раза в раз проверяя своё тело на прочность. Но зато боевые сцены выглядят максимально аутентично. Само же кино — чистая дань уважения классике, уходящая корнями к комедиям о кунг-фу начала нулевых, в которых безумные трюки сочетались с уморительными сценами.
«Операция “Панда”» не станет финальной вехой в карьере героя комедийных боевиков, но определённо займёт особое место. Как минимум в сердце самого актёра, ведь сняться в фильме он решил ради того, чтобы напомнить миру, как важно оберегать панд.