Не тот еврей — Джесси Айзенберг как дурной косплей Вуди Аллена

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узнаваемых лиц. Номинант на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, успевающий играть в комиксах, европейском авторском кино и американском инди. Но, кажется, что-то с ним всё равно не так. Чтобы разобраться в недостатках Айзенберга, Зинаида Пронченко выбрала лучший повод — его день рождения, почти юбилей.


Джесси Айзенбергу 35. Снимается он с раннего детства и много. Но настоящей звездой, увы, не стал. Ни лицом поколения, ни секс-символом. Хотя, казалось бы, после «Социальной сети» Финчера перед ним должны были открыться все двери. Сверстники, Райан Гослинг, Джейк Гиленхаал или даже Пол Дано, гораздо успешнее, да и послужной список у них интереснее. Хотя и Айзенберг, допустим, роли закомплексованных неудачников в мамблкоре, жанре, у истоков которого он практически стоял вместе с Ноа Баумбахом, регулярно чередует с появлениями в блокбастерах. В чём же причина?

Один из недавних текстов о нём начинается так: Дорогой Джесси, не отвечай больше на телефон, когда тебе звонит Вуди Аллен. Можно было бы решить, что всё дело в обвинениях, в очередной раз предъявленных бывшему супругу Мией Фэрроу, но нет. Речь совсем о другом. Автор недоволен Айзенбергом, поскольку тот, на его взгляд, всю карьеру построил на подражании главному нью-йоркскому невротику, не имея на то ни таланта, ни морального права.


У Айзенберга с Алленом непростая история отношений. Первый одержим вторым буквально с младых ногтей. Поговаривают, что много лет назад Айзенберг даже получил депешу от адвокатов Вуди, недвусмысленно предостерегавшую молодого актёра-выскочку. Прекратите преследовать мистера Аллена и поминать его всуе в интервью и за пьяной болтовней в барах Ист-Виллиджа, иначе мы привлечём вас за харрасмент. Однако в 2012-м постаревший режиссёр решил: раз есть такой Айзенберг, подражатель, старательно копирующий его ужимки и прыжки, почему бы не воспользоваться случаем и не взять плагиатора на роли, которые самому исполнять уже не по возрасту. И вот в 2012-м Айзенберг сыграет Джека в «Римских приключениях», начинающего архитектора, занятого, впрочем, не работой над проектами, а флиртом с лучшей подругой своей девушки. Типичный алленовский сюжет, красной строкой проходящий через всю фильмографию, «От Ханны и её сестёр» до «Матч-пойнта». А через четыре года — Бобби в «Светской жизни», идеалиста-романтика подозрительно быстро отказавшегося от всего, во что верил и о чём мечтал. И там, и тут Айзенберг со всей очевидностью не догадывается, что он как бы на замене, что сам по себе мало кому интересен и публика ждёт от него именно пародии. Копия во всём следует оригиналу, но не оставляет ощущение, что перед нами грубая подделка. Да, Айзенберг — нью-йоркский еврей из Квинса, педалирующий при любом удобном случае свой семитский бэкграунд. Да, он тоже с юности проводит часы напролёт на кушетке у психоаналитика, фиксируя каждый чих. Да, он, наверное, интеллектуал, способный ввернуть по поводу и без цитату из Лакана или неполиткорректно пошутить про Холокост в стилистике Borscht Belt. И да, он, как и Аллен, малопривлекательный самовлюбленный фрик, с которым девушки уходят не ради голубых глаз или развитой мускулатуры, а потому что интересно и можно часами слушать его разглагольствования на любую тему. Всё вроде сходится. Кроме одного. Свою жизнь и образ мыслей он не выстрадал, а подсмотрел. Поэтому почти всегда на экране, вне зависимости от фильма или вверенного ему персонажа, он играет две роли — как если бы у Иоахима Триера, Дэвида Финчера или Келли Рейнхардт снимался Вуди Аллен. Сначала он перевоплощается в своего кумира, а потом адаптирует его к предложенным обстоятельствам.

Единственная роль, в которой Айзенберг обнаруживает своё истинное лицо, — это амплуа публичного интеллектуала левых взглядов. Он часто пишет колонки в симпатизирующей демократам прессе о том, как важно быть серьёзным в эпоху постправды или #metoo. В этих крайне пафосных, напрочь лишённых какой бы то ни было самоиронии текстах особенно хорошо видно, насколько эпигон примитивнее и скучнее своего великого предтечи.


Разумеется, какое поколение ни возьми, каждый раз его представители сетуют на времена, в которые уродились и живут, повторяют, что раньше было лучше и что сказать новое слово миру о мире уже невозможно, остаётся только косплеить. Но Джесси Айзенберг даже и не пытается, он комфортно устроился в чужом кресле и бубнит трюизмы не своим голосом. Надолго, видимо, навсегда.

Читайте также
Кино Азнавура: великий шансонье и его фильмы
В возрасте 94 лет скончался Шарль Азнавур — один из главных французских певцов, автор более тысячи песен, актёр, снимавшийся у Кокто, Трюффо, Шаброля, Кл...
Новая советская классика: почему стоит поддержать новый фильм Светланы Басковой
На сайте Planeta.ru проходит кампания по сбору средств на новый фильм Светланы Басковой («Пять бутылок водки», «Зелёный слоник», «За Маркс...
Синья Цукамото: «Видимо, у меня никогда не будет крупнобюджетного фильма»
Синья Цукамото — один из немногих режиссёров, к которым в полной мере применимо слово «культовый». Его трилогия «Тэцуо» — маргинальны...
Путешествия во времени: в прокат снова вышла «2001: Космическая Одиссея»
Спустя полвека на больших экранах — один из главных фильмов Стэнли Кубрика. Теперь в формате IMAX. Гордей Петрик рассказывает, почему ленту нельзя пропус...
Старый новый гот: Тиму Бёртону — 60 лет


25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — автор «Эдварда руки-ножницы», «Сонной лощи...
Старина. Пак Чхан Уку — 55 лет
«Луна — мечта солнца», 1992 Наталья Серебрякова выяснила, в чём рецепт популярности корейского кино у себя на родине на примере самого знаменитог...
Также рекомендуем
10 июня 1975 года состоялась премьера картины Вуди Аллена «Любовь и смерть». История о том, как русский д...
Верхняя одежда угрюмых детективов, роковых женщин, гангстеров — Дина Ключарёва продолжает разбор кинематографическо...
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли...
10 июня 1975 года состоялась премьера картины Вуди Аллена «Любовь и смерть». История о том, как русский д...
Верхняя одежда угрюмых детективов, роковых женщин, гангстеров — Дина Ключарёва продолжает разбор кинематографическо...
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли...

Последние новости

Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
Боб Айгер обещает выпускать не больше трёх фильмов Marvel в год
Глава Disney ставит на качество, а не количество.
Сэм Харгрейв снимет фильм на основе машинок Matchbox от Mattel
Режиссёр, известный по дилогии фильмов «Тайлер Рейк».
00:00