Лучшие анимационные фильмы «Окна в Европу — 2024»: сказки, классика и истории взросления

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Загадочная планета», реж. Рим Шарафутдинов

В Выборге завершился 32-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Разумеется, основное внимание было приковано к игровому конкурсу, однако анимационные картины киносмотра также заслуживают внимания. Максим Ершов отсмотрел все 30 мультфильмов конкурсной программы и выбрал наиболее интересные.

На фестивале «Окно в Европу» действительно насыщенная программа. Помимо конкурсов игрового и неигрового кино, в Выборге были спецпрограммы «Год семьи», «Осенние премьеры», «Выборгский счёт» и «Сериальная пауза». При желании киноман может провести в зале весь день. Показы конкурса анимационного кино начинались раньше всего — в 10:30 утра. В пяти блоках было показано 30 короткометражных картин. Обычно каждый блок начинался с самой детской истории, а заканчивался взрослой анимацией. Куратор анимационной программы фестиваля Алёна Сычёва даже предупреждала родителей, что на последние работы сеанса детям лучше не оставаться.

Самый короткий фильм конкурса — «Ссылка» Анастасии Жакулиной — длился 3 минуты, самый длинный — «Руслан и Людмила» Матвея Лашко — 16 минут. В состав жюри анимационной программы вошли сценарист и художник Светлана Филиппова, композитор, теле- и радиоведущая Марина Ланда, а также киновед и кинокритик Нина Спутницкая. В конкурсе было показано много дипломных или даже студенческих работ молодых авторов, но общий уровень мультфильмов был всё равно высокий.

Отдельный вопрос — где сегодня смотреть отечественную анимацию. На нескольких фестивалях в год, и всё. Проката у короткометражных мультфильмов нет, онлайн-кинотеатры картины тоже покупают неохотно, так что обычно после серии показов на киносмотрах анимационные работы появляются в открытом доступе. Поэтому список наиболее интересных фильмов с конкурса «Окна в Европу» — это ещё и совет на будущее.

«Ручей, бегущий в горы», реж. Александр Храмцов

Лучший фильм.

«Ручей, бегущий в горы», реж. Александр Храмцов

Пёс, хранитель горной деревни, влюбляется в девушку из мегаполиса, которая приехала отдохнуть на природе. Когда туристка возвращается домой, влюблённый бросается за ней, но совершенно теряется в городе среди автомобилей и вечно куда-то снующих прохожих. Картина Александра Храмцова, ученика Андрея Хржановского («Нос, или Заговор “не таких”» и «Стеклянная гармоника»), весной победила на фестивале анимационного кино в Суздале, а затем участвовала в Шанхайском фестивале. Рисованный мультфильм опытного мастера был тяжеловесом в конкурсе и заслуженно победил. «Ручей, бегущий в горы» — трогательная история о любви и душевной гармонии, основанная на кавказских легендах.


«Спать хочется», реж. Игорь Волошин

Специальный приз жюри за убедительный образ всеобщего оцепенения.

«Спать хочется», реж. Игорь Волошин

После смерти отца 13-летняя Варя устраивается служанкой в дом сапожника. Весь день девочка носится по дому, но и вечером ей не уснуть — приходится убаюкивать истошно кричащего младенца. Когда Варя всё-таки засыпает, ей снятся одни только кошмары. «Спать хочется» — экранизация одноимённого рассказа Антона Чехова, а ещё это анимационный дебют Игоря Волошина. Постановщик известен по фильмам «Повелитель ветра» и «Олимпиус Инферно», а также сериалам «Коса» и «Ольга». Это редкий анимационный хоррор, который держит в напряжении от первой до последней минуты. В озвучке мультфильма участвовали Анна Михалкова и Фёдор Бондарчук.


«Дождь-подросток», реж. Мария Савенкова

Особое упоминание жюри за лёгкое касание темы одиночества, за умение отпускать и жить на паузе чувств.

«Дождь-подросток», реж. Мария Савенкова

Немолодой лысоватый мужчина просыпается и идёт готовить завтрак. Чайник на плите, яичница на сковороде. Через форточку на кухню врывается ветер, который навевает хозяину дома грустные воспоминания о близком человеке. Покадровая компьютерная 2D-анимация выглядит так, словно бы мультфильм был нарисован на холсте. Картина участвовала в конкурсе фестиваля в Суздале. Мария Савенкова снимает удивительно трогательную и знакомую историю об отношениях родителей и детей. Выросшим мальчикам и девочкам никак не найти времени, чтобы навестить папу или маму. В лучшем случае остаются телефонные звонки.


«Не включайте свет», реж. Алексей Игнатов

Особое упоминание жюри за безошибочное понимание синоптического языка детства.

«Не включайте свет», реж. Алексей Игнатов

Мальчик огорчил родителей. Девочка обиделась на маму. Молодой человек скучает на скамейке. Медвежонок вспоминает своего друга. Отношения отцов и детей в четырёх зарисовках на стихи современных поэтов. Все новеллы смотрятся совершенно по-разному. Фильм выпускника ВГИКа Алексея Игнатова участвовал в фестивале в Суздале. Выразительная картина выполнена в технике перекладной анимации — покадровой съёмки плоских фигур из бумаги или картона.


«Вчера мне было 9 лет», реж. Тимофей Скисов

«Вчера мне было 9 лет», реж. Тимофей Скисов

Взрослый голос делится ярким воспоминанием из детства. Рыжеволосый мальчик приезжает к дедушке на новогодние каникулы в деревне. Чтобы порадовать родственника, укутанный в шарф ребёнок отправляется за подарком на железнодорожную станцию. На обратном пути мальчик едва не теряется в снегопаде, как ёжик в тумане. Молодой режиссёр Тимофей Скисов несколькими обрывочными деталями точно передаёт рубеж XX и XXI веков. Взрослый помнит синий фартук продавщицы, густую бороду деда, новогоднее поздравление президента, обложки журналов с Арнольдом Шварценеггером и Сергеем Бодровым и песню Стаса Михайлова «Всё для тебя». Получается нежное путешествие по волнам памяти.


«Вернись ко мне на полку», реж. Марина Зинкевич

«Вернись ко мне на полку», реж. Марина Зинкевич

В удивительном мире из шерсти и ткани у каждого человека в груди есть специальный шкафчик, куда можно положить самые драгоценные воспоминания. Мама и дочка живут в домике вдали ото всех. Однажды мама уезжает на работу и не возвращается. Шкафчик больше не пополняется новыми памятными предметами, а жизнь дочери постепенно тускнеет. Режиссёр Марина Зинкевич ещё учится в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Картину уже показывали на международных студенческих фестивалях. «Вернись ко мне на полку» — грустная зарисовка о расставании и надежде.


«Когда выпадет снег», реж. Екатерина Асриева

«Когда выпадет снег», реж. Екатерина Асриева

После расставания с любимой парень пребывает в депрессии и не выходит из квартиры. Из грустного состояния его выводит приветливый дедушка-сосед, который читает книги на балконе дома напротив, слушает по радио передачи о Бродском, а ещё периодически гладит кошку или бросается снежками. Кукольные персонажи из ткани помещены в объёмные декорации, а освещение в кадре подчёркивает настроение героев. Точно так же, как сменяются времена года, в мультфильме чередуются добрые и печальные сценки.


«Бездна», реж. Дмитрий Некрасов

«Бездна», реж. Дмитрий Некрасов

Начало XX века. Студент и его возлюбленная гуляют по лесам и полям. Незаметно подкрадывается ночь, всё вокруг темнеет. Пара натыкается в чаще на трёх подвыпивших мужчин, сидящих у костра. Встреча заканчивается трагедией. Экранизация одноимённого рассказа Леонида Андреева стала, пожалуй, самым шокирующим мультфильмом фестиваля. С картиной может поспорить разве что работа Игоря Волошина. Это не просто частная история, а констатация смены эпох. Приходят новые порядки, к которым поглощённые личной жизнью герои оказываются не готовы. Пьяные герои в мультфильме отталкивающе смеются, что следует традиции Андреева: у писателя смех зачастую символизирует безумие.


«Чаинка», реж. Дарья Столбецова

«Чаинка», реж. Дарья Столбецова

Ёжик в красных ботинках и красной шапочке хочет попить чаю, но последнюю чаинку в банке ветер уносит на улице. Ёжик решает посадить чаинку в землю в надежде, что скоро из неё вырастет дерево. Тогда он сможет попить чаю вместе с друзьями-зверятами. В основе мультфильма лежит одноимённая сказка современной писательницы Марины Москвиной. Совсем детская, но яркая история о чуде и дружбе.


«Загадочная планета», реж. Рим Шарафутдинов

«Загадочная планета», реж. Рим Шарафутдинов

На нашу планету опустилась летающая тарелка. Пришельцы принимают вид людей и предметов. И первым, с кем инопланетяне повстречались, была маленькая девочка, которая читала книгу с загадками. Ребёнок зачитывает незнакомцам загадки, а те в ужасе улетают домой. Весёлый мультфильм, снятый в непринуждённой манере, позволяет вспомнить народное творчество, а заодно иронизирует над возможным столкновением человека и представителей инопланетной расы.


«Руслан и Людмила», реж. Матвей Лашко

«Руслан и Людмила», реж. Матвей Лашко

Добрый молодец Руслан вызволяет юную жену Людмилу из лап колдуна-басурмана Черномора. По пути в логово злодея витязь встречает громадную Голову, под которой находит древний меч для битвы с волшебником. Мультфильм создан по мотивам одноимённой поэмы Пушкина. У молодого постановщика Матвея Лашко получается настоящий анимационный экшен, да ещё и со множеством комичных ситуаций. Продюсировала фильм Юлия Мишкинене, работавшая над игровыми картинами «Брат Дэян», «Рыба-мечта» и «Ячейка общества».


«Сердце океана», реж. Наталья Харина, Алёна Рубинштейн

«Сердце океана», реж. Наталья Харина, Алёна Рубинштейн

В постапокалиптическом мире обитают одни только роботы, обычные формы жизни вроде бы вымерли. Так, океан населяют рыбы-андроиды. Неожиданно у металлической машины рождается настоящая икринка с золотой рыбкой внутри, о которой нужно заботиться. Робот сильно рискует, оберегая потомство, ведь сородичи не терпят живых созданий. Даже в стальной стимпанк-вселенной находится место добру и теплу. Рыбке-матери помогает краб-слесарь. У дуэта режиссёров получилась редкая для выборгского конкурса компьютерная 3D-анимация. При этом душевному сюжету объёмное изображение очень к лицу.

Читайте также
Сериалы июля-24: гид Татьяны Алёшичевой
Роботы, бандиты и домохозяйки-детективы.
Оперы, балет и спектакли на большом экране — что посмотреть летом?
От кукольного шоу с Евгением Цыгановым до шекспировского хита со Стивеном Фраем.
Трагедии и триумфы: как понять Олимпиаду через кино
Быстрее, выше, сильнее… больнее.
Самые ожидаемые фильмы конца 2024 года: авторское и премиальное кино
Фестивальная часть ультимативной подборки.
Самые ожидаемые фильмы конца 2024 года: локальные хиты и блокбастеры
Зрительская часть ультимативной подборки.
Также рекомендуем
«Кинотавр» закончился, а интервью с интересными людьми, которые мы успели снять, — нет. На фестивале мы пого...
Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии 6 октября в Петербурге стартует Международный...
«Кинотавр» закончился, а интервью с интересными людьми, которые мы успели снять, — нет. На фестивале мы пого...
Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии 6 октября в Петербурге стартует Международный...

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00