Куда уходит детство: новые российские фильмы и сериалы о взрослении

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

алиса не может ждать
Промо сериала «Алиса не может ждать»/START

Тема взросления — вечный источник вдохновения для режиссёров. Одни кинематографисты показывают этот период в ярких красках, другие прибегают к максимальному реализму. В последние пару лет в российском кино случился настоящий бум фильмов и сериалов о переходном возрасте. Повышенный интерес к миру подростков легко объяснить: режиссёры либо пытаются понять нынешнее поколение, либо хотят отреферировать эмоциональное состояние тинейджеров прошлых эпох, в которые, возможно, выросли сами. Рассказываем про новые российские картины и сериалы о взрослении. Одни из них сняты в светлых тонах, другие отражают всю многогранность прощания с детством.

«Алиса не может ждать», реж. Наталия Мещанинова, 2022

15-летняя Алиса (Елизавета Ищенко) бросает учёбу и перестаёт слушаться маму (Анна Михалкова), нарушая все её запреты. Причина кардинальных перемен в жизни девочки-подростка заключается в том, что она узнала о неотвратимости скорой слепоты. Алиса решила резко стать взрослой и уехать в мегаполис, но это оказывается не так-то просто.

Наталия Мещанинова, поставившая неординарный сериал об экстренном взрослении, — одна из главных женских фигур в истории современного российского кино наряду с Валерией Гай Германикой, исследовавшей хрупкий и жестокий мир подростков в «Школе» и «Все умрут, а я останусь». К теме одиночества, нагрянувшего вместе с трудным возрастом, обращаются и создатели проекта «Алиса не может ждать». Вот только история главной героини сериала Мещаниновой отсылает к реальному случаю из статьи психолога Катерины Мурашовой: 15-летняя девушка по имени Инга, которая с детства знала, что рано или поздно лишится зрения, бросила школу, собираясь стать элитной содержанкой. От школьницы Алисы, которую сыграла Елизавета Ищенко, мама долгое время скрывала диагноз, и эффект от внезапного известия о неизбежном будущем оказался катастрофическим. Мещанинова показывает стремительно меняющуюся реальность глазами подростка, который отчаянно пытается прочувствовать и запомнить этот мир со всей его красотой и болью, пока не стало слишком поздно. Алиса из переходного возраста сразу пытается перепрыгнуть во взрослую жизнь, чтобы не тратить впустую ни минуты, но, увы, на пути к полной сепарации она оказывается совсем одна — без поддержки и понимания близких. Помимо трагической истории подростка, в сериале обличают дискриминацию слабовидящих людей в обществе, а также говорят о домогательствах и эксплуатации женщин. «Алиса не может ждать», в котором яркие образы главной героини, вдохновлённые эстетикой «Эйфории», не заглушают ощущение безнадёжности, не оставит равнодушным ни своими темами, ни актёрской игрой.


«Страна Саша», реж. Юлия Трофимова, 2022

Знойные летние дни. 17-летний Саша (Марк Эйдельштейн) ещё не подал документы в вуз — он вообще не из тех, кто делает что-то потому, что «так надо». Парень живёт с мамой Софией (Евгения Громова), с которой общается как с подругой, а ещё у него проблемы с девушками: он избегает любых романтических отношений и считает, что в его комплексах виноват оставивший его в детстве отец. Но этим летом жизнь Саши круто изменится, ведь в ней появится очаровательная Женя (Мария Мацель).

Дебютная картина Юлии Трофимовой, основанная на книге Галы Узрютовой и успевшая побывать на Берлинском кинофестивале в 2022 году, — воздушное и солнечное кино о том, каково это — быть семнадцатилетним. Главный герой Саша в исполнении Марка Эйдельштейна противится ответственности, которая идёт в комплекте с окончанием школы. Вместо поступления в университет он выбирает бесконечное лето, которое сулит первую любовь и множество интересных открытий. Работа Юлии Трофимовой — кино отнюдь не совершенное. В нём много сценарных запинок и чересчур сказочных моментов, но в этих огрехах и нескрываемой наивности и заключается вся прелесть «Страны Саши». Фильм будто живёт своей жизнью — неидеальной, в которой герои спотыкаются и набивают шишки, но продолжают плыть по течению и мечтать. Режиссёр снял лавстори, пропитанную солёным морским воздухом, в которой семнадцатилетние Саша и Женя просто наслаждаются тёплыми деньками и чуть-чуть беспокоятся о будущем. Кстати, о нём — картина Трофимовой передает ту самую турбулентность, неизбежно настигающую всех вчерашних школьников, которые задаются вопросом: «Кем же я хочу стать?» Режиссёрский посыл прост: главное — быть собой и выбирать сердцем, и тогда всё точно сложится.


«Китобой», реж. Филипп Юрьев, 2020

В чукотский посёлок, где живёт подросток Лёшка (Владимир Онохов), зарабатывающий на жизнь китобойным промыслом, наконец провели Интернет. Жизнь парня изменилась в один момент: он по уши влюбился в американскую вебкам-модель (Кристина Асмус) из Детройта, которую увидел в видеочате. Теперь Лёшка готов переплыть Берингов пролив, чтобы встретиться с девушкой из Зазеркалья.

Дебютная картина режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» в 2020 году побывала на Венецианском кинофестивале и получила награду в программе «Дни авторов». Трогательная история взросления подростка с Чукотки Лёшки, в которой читается дух независимого кино, напоминает «Одиссею», обречённую на провал. Фильм, в котором сказочный эскапизм иногда слишком неуклюже пересекается с суровой реальностью, цепляет своей искренностью и непосредственностью, свойственными первой любви. В «Китобое» Юрьева переживания мальчика-подростка, связанные с новыми для него сильными чувствами, становятся двигателем сюжета. От влюблённости Лёшке сносит крышу: одержимость девушкой из Сети заставляет мгновенно повзрослеть и вдохновляет его отправиться на другой конец света, чтобы увидеть виновницу бессонных ночей и сладких грёз. Вот только любовной лодке героя суждено разбиться о быт ещё в Беринговом проливе, а парня ждёт первое большое разочарование в жизни. Для ответственного не по годам подростка, который может позаботиться и о себе, и о деде, нежные чувства к эфемерному образу вебкам-модели стали призрачной надеждой на побег в другой мир, по представлениям Лёшки, — абсолютно сказочный. Но в итоге герой обнаруживает, что счастье всегда было дома. «Китобой» — красивое и живописное кино об удивительных открытиях, сделанных в период взросления, которое своей атмосферой напоминает фестивальную инди-драму.


«Ника», реж. Василиса Кузьмина, 2022

8-летняя Ника Турбина была известна во всём СССР: вместе с мамой она разъезжала по стране и целым стадионам читала свои удивительные стихи. И вот поэтессе (Лиза Янковская) исполнилось 27 лет. С детства она не написала ни строчки и теперь пытается понять, куда пропал её знаменитый талант и можно ли его каким-то образом вернуть. Внезапно в жизнь Ники врывается энергичный Иван (Иван Фоминов), с которым она на время почувствовала себя окрылённой и счастливой.

В пронзительной драме, посвящённой последним годам жизни советской поэтессы-вундеркинда Ники Турбиной, вошедшей в «клуб 27», не стоит искать биографических точностей. Картина режиссёра Василисы Кузьминой — вовсе не байопик, а попытка разобраться, что могла чувствовать девушка, на чьи хрупкие плечи ещё в восемь лет свалился груз славы, — её стихи чуть позже выучит наизусть весь Советский Союз. В фильме сделан акцент на психологическом состоянии главной героини, которая так и не сумела себя реализовать и занимается саморазрушением, не веря в то, что в её жизни что-то может измениться. Несмотря на то что «Ника» — не история взросления в чистом виде, а скорее страшная сказка о потере дара и неутешительных поисках своего места в мире, в кино Кузьмина проводит чёткую параллель между детством Ники и её зыбким настоящим. Вместе с Турбиной, часто вспоминающей о прошлом, мы возвращаемся в реальность 8-летней поэтессы и находим в ней тревожные ситуации, сформировавшие героиню. Нику, которая по сути так и осталась потерянным ребёнком, поразительно воплотила Лиза Янковская. Картина Василисы Кузьминой — рефлективная история о тех, кто слишком рано повзрослел.


«Разжимая кулаки», реж. Кира Коваленко, 2021

Девушка по имени Ада (Милана Агузарова) вместе с отцом и братом живёт в небольшом шахтёрском городке Мизур в Северной Осетии. Героиня, давно вступившая в переходный возраст, поскорее хочет ускользнуть от пристального внимания родных. Ада всерьёз подумывает сбежать из дома и с надеждой ждёт возвращения своего старшего брата Акима, который давно перебрался в Ростов. Но освободиться от родительского контроля будет непросто.

Драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки» получила приз в программе «Особый взгляд» на 74-м Каннском кинофестивале в 2021 году. Выпускница экспериментальной мастерской Сокурова сняла жёсткий и прямолинейный фильм о взрослении девушки на Северном Кавказе. «Разжимая кулаки» своей давящей обстановкой, в которой будто не хватает воздуха, ассоциируется с «Теснотой» Кантемира Балагова. Юная героиня фильма Ада живёт в патриархальном обществе, где каждый её шаг контролируют мужчины — строгий отец Заур и младший брат Дакко. Оба не без причин всеми силами опекают и защищают девушку-подростка — она выжила во время теракта в Беслане. Но для Ады любовь и чрезмерная забота близких — тяжёлые оковы, от которых она мечтает однажды освободиться, однако её будущее тоже зависит от мужчины — старшего брата Акима. История девушки, желающей вырваться на волю и узнать о жизни за пределами отцовского дома, пронзает своей честностью и неистовой жаждой взросления вдали от осуждающих взглядов.


«Мир! Дружба! Жвачка!», реж. Илья Аксёнов, Антон Фёдоров, 2020–2023

На дворе лето 1993 года. Саньке Рябинину (Егор Губарев) четырнадцать. Жаркие дни он проводит на крыше вместе со своими верными друзьями — Вовкой (Егор Абрамов) и Илюхой (Фёдор Рощин). Позже к ним присоединяется дерзкая и смелая Женька (Валентина Ляпина). С друзьями Санька удирает от хулиганов, угоняет тачку, впервые выдерживает нападение бандитов и учится давать сдачи. Ребят, детство которых выпало на эпоху радикальных перемен, ждут незабываемые приключения, а в них главное — остаться живым.

Сериал о взрослении в лихие 1990-е стал настоящим хитом ещё в 2020-м, а совсем недавно состоялась премьера третьего сезона проекта. «Мир! Дружба! Жвачка!» — ностальгическая история, посвящённая тем, кто вырос в страшные для страны времена. Комедийно-драматический сериал, рассказывающий о приключениях трёх товарищей и их рыжеволосой подруги, невозможно не полюбить из-за детального воссоздания эпохи — в интерьерах, костюмах, саундтреке (помимо современных Mujuice и «Электрофореза», звучит много старых песен) и характерных для 90-х персонажах вроде воров в законе, главарей криминальных группировок и торгашей на рынках. Юность главных героев расцветает на фоне бандитских разборок и внутрисемейных кризисов. Подростки жуют жёвку и пьют газировку, как завещал герой Юры Борисова, настоящего талисмана проекта, вот только повзрослеть им придётся очень рано — в опасные времена школьникам приходится защищать не только друзей, но и близких. Герои сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» понимают, что завтра может и не быть, ведь некоторые из них уже ощутили близость смерти. Поэтому Санька, Вовка, Илья и Женя живут на полную: от рассвета до заката тусуются вместе, лишь бы не упустить очередную авантюру, открывают сомнительный бизнес, пьют всё, что течёт, и курят всё, что горит, признаются в любви, пытаются переслушать все новые песни, записанные на кассеты, и засмотреть любимого «Терминатора» до дыр, ценят каждое мгновение и просто хотят как можно дольше не меняться. Проект «Мир! Дружба! Жвачка!», сделанный с огромной любовью, оценят те, кому нравятся простые человеческие истории.

Читайте также
Хоррор-терапия: фильмы ужасов про психологические травмы
Мария Ракитина про работы Ари Астера, Дэвида Кроненберга и Фрэнсиса Форда Копполы.
Сериалы апреля-23: гид Татьяны Алёшичевой
Главные сериалы апреля.
10 российских картин 45-го Московского кинофестиваля (часть 2)
Сусанна Альперина («Российская газета» специально для КИНОТВ).
10 российских картин 45-го Московского кинофестиваля
Сусанна Альперина («Российская газета» специально для КИНОТВ).
Из тайги с любовью: советуем сильное якутское кино
Фильмы из Республики Саха, разрушающие стереотипы о фильмах из Республики Саха.
Также рекомендуем
Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» получил главный приз в Венецианской программе Venice Days,...
Кинокритик Наталья Серебрякова так любит гороскопы, что представила своих любимых персонажей фильмов и с...
От лавстори Луки Гуаданьино до байопика священника Падре Пио с Шайей ЛаБафом.
Максим Ершов выбрал наиболее интересные фильмы из Международного и Национального конкурсов.
Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» получил главный приз в Венецианской программе Venice Days,...
Кинокритик Наталья Серебрякова так любит гороскопы, что представила своих любимых персонажей фильмов и с...
От лавстори Луки Гуаданьино до байопика священника Падре Пио с Шайей ЛаБафом.
Максим Ершов выбрал наиболее интересные фильмы из Международного и Национального конкурсов.

Последние новости

00:00