![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/30d/o2gwwsxsoneaa2o3dc4v237bv3trncv2.jpg.webp?168275791441186)
27 апреля завершился 45-й Московский международный кинофестиваль. Главный приз в основном конкурсе получила картина «Три брата» режиссёра Франсиско Папарельи, (копродукция Чили и Аргентины). А в конкурсе «Русские премьеры» лучшим назван фильм «Край надломленной луны» Светланы Самошиной, о котором написано в первой части нашего обзора. Лента «Тайное влечение» Стаси Венковой, которую мы также выделили, получила специальное упоминание жюри этого конкурса. Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ продолжает рассказ о российских картинах, которые нас впечатлили, и начнём с той, которая получила один из главных призов фестиваля в 2023 году.
«История российских тюрем. Владимирский централ», реж. Юлия Бобкова
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/6e4/lgabl98zdia90dzu2ouljv8c1czxg2e8.png.webp?168275791541530)
Эта лента названа лучшей в конкурсе документального кино ММКФ. Ещё один фильм из этого цикла — «Бутырский замок» Сергея Попова — вошёл в программу документальных фильмов 45-го ММКФ. Эта внеконкурсная программа традиционно одна из самых сильных на фестивале. Лента, которая открывает цикл, «Кресты», вышла в 2020 году и стала первым российским документальным фильмом на Netflix. Продолжение тоже должно было там появиться, но... в другие времена. Сейчас же председатель жюри на международном кинофестивале в Москве, объявляя победителя, не могла сдержать эмоции. В адрес картины молодого, но уже опытного автора были произнесены самые лестные слова. Можно уже и самим убедиться, насколько было правильным решение жюри: в день закрытия ММКФ, 27 апреля, оба фильма, и «Бутырский замок» Сергея Попова, и «Владимирский централ» Юлии Бобковой, вышли в онлайн-кинотеатре Kion. «Владимирский централ» — российская тюрьма для особо опасных преступников. Но ранее там отбывали срок политзаключённые — политики и революционеры, учёные и философы, военные и писатели. Герои фильма — сотрудники «Централа», заключённые и ветераны, которые когда-то вели надзор, например, за сыном Сталина Василием или певицей Лидией Руслановой. В этой тюрьме в разное время также отбывали наказание американский лётчик-шпион Фрэнсис Пауэрс, идеолог Белого движения Василий Шульгин, киноактриса Зоя Фёдорова, несколько нацистских генералов… перечислять можно долго. И, конечно же, криминальные авторитеты. Автор сценария и продюсер Сергей Мирошниченко и сопродюсер Ангелина Голикова подчёркивают, что фильмы из цикла рассказывают, прежде всего, об уровне свободы.
«Голова-жестянка», реж. Иван Капитонов
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/a63/fo6v3hq7p0habakoaz39g677zg6p3snr.jpg.webp?168275791765926)
На американском кинофестивале независимого кино Sundance в этом году был сделан акцент на фильмах, которые рассказывают о молодёжи на понятном ей языке. Ведь ясно, что поколению любителей коротких видео в интернете или процесса «стриминга» в соцсети неинтересно, когда с экрана с ними общаются по старинке, используя уже опробованные приёмы. Авторы фильма «Голова-жестянка» — экранизации одноимённой книги Серафимы Орловой — говорят с молодым зрителем по-другому, чем создатели большинства российских картин. И, что любопытно, у них это получается — всего в меру. И спецэффектов, и находок в плане костюмов и грима (отметим замечательную работу художника-постановщика Златы Калминой). Но если бы картина отличалась только этим — она была бы похожа на киножурнал для подростков. История 15-летней Жени, которую все зовут Жесть (в этой роли Варвара Володина), и её друга по фамилии Приходько (Олег Чугунов) заставляет задуматься о многом не только подростков, но и взрослых. Очень хорошо говорит об этом режиссёр Иван Капитонов: «Это фильм о том, как мы проживаем момент разрыва с некогда самым близким человеком. Чувство потери чего-то невероятно прекрасного, что не удалось сохранить. Детское стремление восстановить всё так, как было — неважно, какой ценой. Отрицание собственных чувств, игра в “мне и без тебя хорошо!”, демонстративное поведение, сарказм, отчаяние и принятие. Это очень горький, но очень живой и в некоторой степени полезный человеческий опыт. Фильм о том, что важно каждое сказанное слово. И о том, что некоторые люди умеют совершать поступки, а некоторые — пока нет». Остаётся отметить, что Иван Капитонов и Святослав Подгаевский набили руку на создании довольно успешных российских «ужастиков». «Пиковая дама: Чёрный обряд», «Русалка. Озеро мёртвых», «Яга. Кошмар тёмного леса», «Пищеблок», «Пансион». Но тут они радикально меняют жанр и свежий подход к подростковой драме — всем на пользу. Продюсер и актриса Татьяна Яковенко также повлияла на данную картину, в которой, если можно так выразиться, «сошлись все звёзды». И речь не только об актёрах, хотя и о них тоже. В фильме также снимались Сергей Гилёв, Наталья Кудряшова и другие.
«Кино 3.0», реж. Лана Дружинина и Никита Карцев
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/708/nypp0trr0zcbh89go223rt649neymc2d.jpg.webp?1682757919119152)
На ММКФ была показана первая серия трёхсерийного проекта. И она вызвала огромный интерес — зал кинотеатра «Художественный», где смотрела фильм автор этих строк, был заполнен. После просмотра фильма, конечно, появились некоторые колкости — например, не всем было понятно, для чего в документальное кино ввели персонажа — девочку, своеобразную «гостью из будущего». Ответим, что, на наш взгляд, придирчивое отношение неизбежно, потому что все, кто связан с кино, так или иначе, не говоря уже о зрителях, прекрасно знают, о ком идёт речь в картине. Они смотрели фильмы этих творцов, знали тех людей, которые ушли (Балабанова, Бодрова и других), и знакомы с большинством ныне живущих спикеров-современников, среди которых Сергей Члиянц, Фёдор Бондарчук, Сергей Сельянов, Владимир Хотиненко, Жора Крыжовников, Александр Зельдович, Джаник Файзиев, Андрей Кравчук и другие. Особое умиление вызывает герой киновремени — Гоша Куценко, особенно когда на экране он предстаёт молодым.
Авторы говорят, что «Кино 3.0» — это попытка посмотреть на историю страны в тесной связи с её кинематографом. Повествование в картине строится в хронологическом порядке: от 1992 года, когда вышел первый фильм, где в выходных данных значилась «Россия» вместо «СССР», до наших дней. В фильме, кстати, очень стильно сделаны хронологическая шкала и титры. Всю историю кино, конечно, не уместишь в три серии (проект выйдет на Kion уже в этом году), остаётся доверять вкусу и умению создателей. В любом случае за попытку сделать такой масштабный труд, за который возьмётся далеко не каждый, следует сказать им спасибо.
«Единица Монтевидео», реж. Татьяна Лютаева
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/5a5/a4o81rt2fpldals6aewuz7agqicljr5a.jpg.webp?168275792091188)
Вторая режиссёрская работа известной актрисы также отмечена специальным упоминанием жюри конкурса «Русские премьеры». Эта картина зрительская и рассматривает моральные дилеммы. В главной роли — Алексей Серебряков. Его герой пытается наладить отношения с дочерью (Агния Дитковските), но доверия между ними нет и, казалось бы, быть не может. Всё потому, что его, талантливого хирурга Лунина, обвинили в убийстве жены (Ксения Раппопорт). Дочь замужем. Её муж — его играет Евгений Ткачук — не может помирить её с отцом. Но молодая женщина ждёт ребёнка, и талант врача помогает совершить, казалось бы, невозможное.
Смотреть этот фильм стоит, прежде всего, из-за игры Алексея Серебрякова. По сюжету, придуманному известным сценаристом Ильёй Тилькиным, хирург Лунин из-за моральной травмы теряет голос и не может разговаривать. И Серебряков без слов играет так, что мы видим перед собой врача, который в определённом смысле лечит всё общество, каждого зрителя от того, что у того болит. Серебрякову не впервой играть врача, но он со временем всё убедительнее смотрится в этой роли. И, конечно, можно пожалеть, что на ММКФ нет приза за актёрский ансамбль, но у картины есть возможность получить такой приз на другом фестивале.
«Немая жизнь. История женщины в чёрном», реж. Влад Козлов
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/3d3/xecxorqw7mr9x7qca6ux23vyj5pm2dma.jpg.webp?16827579411794388)
У фильма — режиссёр с российскими корнями, поэтому причисляем картину к российскому кино. Влад Козлов ранее снял такие фильмы, как «Имморталист», «Дуэль», «Убийцы». Этот же фильм вошёл в программу «Рецепт успеха» и был тепло принят и зрителями, и даже самыми строгими критиками. Лучшие человеческие качества проявлялись и при создании фильма. Режиссёру помогали Роберт Де Ниро, Изабелла Росселлини, Франко Неро и Шерилин Фенн. Формулировка фразы такова, потому что у картины явно не было большого бюджета, чтобы оплатить работу звёзд такого масштаба. А работа главной звезды картины Терри Мур, которой 94 года, вообще неоценима, учитывая то, что эта актриса — звезда ещё немого кино. Кстати, интересно, что на роль, которую в итоге сыграла Мур, Козлов пробовал Ширли Маклейн, Ванессу Редгрейв, Типпи Хедрен, Эву Мари Сейнт и Джоан Коллинз. Фильм — своеобразный оммаж секс-символу немого кино Рудольфу Валентино. Его играет сам Козлов, и он мечтал об этой роли всю жизнь. По сюжету девяностолетняя женщина в чёрном с лицом, закрытым вуалью, приходит на голливудское кладбище к могиле Валентино. Она приносит красную розу кумиру в день его смерти уже более 70 лет. О ней слагают легенды, ей подражают другие, но правды не знает никто. Кинематографисты, снимающие документальную ленту о звёздах старого Голливуда, убеждают её открыть секрет. Её история начинается в 1926 году, но, когда загадочная незнакомка начинает её рассказывать, оживает дух самого Рудольфа Валентино (его озвучил Франко Неро).