Праздник 14 февраля за время своего существования так сильно успел обрасти клише, что единственным рабочим средством против них оказывается вышибание клина клином. Ко Дню всех влюблённых Виктор Непша составил список худших ромкомов для просмотра.
«Уловки Норбита» (Norbit), реж. Брайан Роббинс, 2007
Эдди Мёрфи — человек больших контрастов. В 2006 году он удивил всех критиков и, вопреки комедийному амплуа, сыграл драматическую роль в «Девушках мечты», за которую удостоился первого в карьере «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар». Казалось бы, отличный задел на реанимацию карьеры, но Мёрфи не был бы собой, если бы не подкинул противоречивый сюрприз.
Год спустя на экраны выходят «Уловки Норбита» — одна из самых странных авантюр комика. Главный герой Норбит (Эдди Мёрфи) — неудачник с детства, которого родители подбросили к китайскому ресторанчику мистера Вонга (тоже Эдди Мёрфи). Норбит регулярно подвергается насмешкам и буллингу со стороны сверстников, пока не встречает Распьюшу (и снова, в третий раз, Эдди Мёрфи!) — до гротескного корпулентную девушку, которая берёт его под свою защиту. Проходит несколько лет, Норбит всё ещё под влиянием Распьюши, которая уже стала его женой — и тиранит его ещё сильнее. Но однажды главный герой встречает любовь своего детства (разумеется, прекрасную и внешне, и по характеру) и пытается выйти из-под влияния неугомонной жены.
За свой перфоманс Мёрфи удостоился сразу трёх «Золотых малин» — по каждой на сыгранного персонажа. Фильм полон грубоватого прямолинейного (а порой и откровенно расистского или фэтфобного) юмора: здесь в чести словесные каламбуры вроде «bon appetitty». Особенно неловко смотреть на токсичную пару Распьюша — Норбит, состоящую из двух Эдди.
Почему (не) смотреть: Можно сказать: какой же это ромком? Но здесь есть комедия и романтика (какого качества и количества — другой вопрос). Возможно, вам нравится чувство юмора Эдди Мёрфи даже в его радикальных проявлениях или хочется посмотреть на антиэффект Питера Селлерса — как не надо играть несколько ролей в одном фильме.
«Джильи» (Gigli), реж. Мартин Брест, 2003
Воссоединившийся годы спустя союз Беннифер скорее вызывает умиление, но 20 лет назад критики и зрители справедливо удивлялись, как пара из Бена Аффлека и Дженнифер Лопес может показывать настолько выдающееся отсутствие химии между своими персонажами. В итоге фильм получил свои заслуженные шесть «Золотых малин», в том числе за худший фильм, худший экранный дуэт и худшую женскую роль (персонально Аффлека пощадили).
По сюжету не самый смышлёный гангстер Ларри Джильи (Аффлек) по заданию мафии крадёт умственно отсталого брата прокурора с целью шантажа. Репутация у главного героя не очень хорошая, поэтому героиню Лопес — суровую киллершу-лесбиянку (да, это акцентируется) Рики посылают приглядеть за ним. И, естественно (для плохих ромкомов начала нулевых), Рики влюбляется в Ларри несмотря ни на что.
Почему (не) смотреть: О том, насколько это плохо состарившаяся (можно даже сказать — мёртворождённая) комедия, можно судить даже по сюжету, где главный герой своей неудержимой аурой покорит кого угодно, даже если эту «кого угодно» не интересуют мужчины. Добавьте к этому стереотипы о людях с психическими проблемами и реплики вроде «В каждых отношениях есть бык и корова. И вот так сложилось, что я бык, а ты корова» — и получите идеальный анти-Валентинный фильм. И да, отсутствие хоть какой-то гармонии у персонажей Аффлека и Лопес поражает, кажется, что такую изолированность друг от друга можно изобразить только специально. Возможно, именно диковинность такого сочетания и сам факт существования подобного фильма сподвигнет на просмотр особенно эстетские пары из 2023-го.
«Секс-гуру» (The Love Guru), реж. Марко Шнабель, 2008
Майк Майерс — как экзотическая специя, бывает чрезвычайно к месту («Остин Пауэрс», «Шрек»), но при неумеренном и неограниченном использовании скорее испортит всё блюдо. «Секс-гуру» — именно такой пример.
Комик играет Питку — американца, воспитанного вне родной культуры разнообразными гуру. Герой возвращается в Америку пробовать свои силы в роли своеобразного терапевта на все случаи жизни. Первый клиент — популярный хоккеист, утративший уверенность в себе после ухода жены.
Весело от всего этого действа, кажется, только самому Майерсу, который переигрывает, кривляется, изображает нелепый акцент (хотя вроде бы его гуру — американец) и шутит про маленькие гениталии как в последний раз. Впрочем, не стоит думать, что фильм изначально блистал гениальным сценарием: соперника звёздного хоккеиста в исполнении Джастина Тимберлейка зовут Жак «Le Coq» Гранде (на некоторых ресурсах так и перевели на русский — «Лё Член»). Подобными шутками напичкана вся картина.
Почему (не) смотреть: Судить фильм по обложке нехорошо, но это наиболее близко к тому самому случаю, когда постер наглядно говорит за всё кино. Возможно, если вы хотите гыгыкать над просмотром, как Бивис и Баттхед (и над соответствующего качества юмором), Майк Майерс не пугает вас своим деструктивным лобовым юмором и вам любопытно посмотреть на камео Канье Уэста в кино, когда он ещё не до конца сошёл с ума — добро пожаловать.
«Притворись моей женой» (Just Go With It), реж. Деннис Дуган, 2011
И снова в каком-то смысле о гуру. Список плохих ромкомов был бы неполным без фильма с Адамом Сэндлером.
В «Притворись моей женой» он играет врача по имени Дэнни, который использует при знакомствах с девушками один и тот же трюк — рассказывает о своей выдуманной жене-тиране и давит на жалость, уговаривая собеседниц на любовные утехи. Несколько лет (казалось бы) трюк работает безотказно, но однажды одна из девушек (Бруклин Деккер) неожиданно просит показать эту самую монструозную жену. Дэнни приходится просить свою ассистентку (Дженнифер Энистон) ему подыграть. Догадайтесь, какой будет итоговая романтическая пара, с одного раза.
Почему (не) смотреть: Сэндлер не раз доказывал всем, что может хорошо играть, — и у Пола Томаса Андерсона, и у Ноа Баумбаха, и у братьев Сэфди, но этот фильм ещё и показывает, что он умеет отдыхать всей душой — в том числе от актёрской игры и прочих издержек профессии. Кажется, что иногда (хотя бы в глубине души) всем нам хочется отдохнуть от работы, продолжая имитировать рабочую деятельность, — и Сэндлер подаёт отличный пример.
Помимо этого, фильм пестрит жанровыми клише, от которых к началу 10-х сводило скулы даже у самых терпеливых критиков. Для любителей неловких гэгов есть несоразмерно гигантский нос Адама Сэндлера в начале фильма, гиперсексуальный друг главного героя с фальшивым немецким акцентом, очень много шуток про женскую грудь и мужские гениталии (Дэнни переучивается с кардиолога на пластического хирурга как будто только для этого).
«Парикмахерша и чудовище» (The Beautician and the Beast), реж. Кен Куопис, 1997
Ещё один обязательный пункт многих сомнительных ромкомов — ремейк классического сказочного сюжета в современных декорациях. Чудовище в данном случае представляет Тимоти Далтон, играющий набор клише об авторитарных правителях из восточной Европы (его зовут Борис Поченко, и он диктатор Словеции). Борис — суровый вдовец с двумя детьми. Вдовец к тому же парадоксальный: однажды он по ошибке приглашает парикмахершу из Нью-Йорка обучить его детей западному мышлению, чтобы они лучше понимали демократию (логику не ищите). И ей, конечно, предстоит растопить холодное сердце Бориса, да ещё и заставить взглянуть на мир, жизнь и политику более открыто.
Почему (не) смотреть: В (не) предлагаемом списке антиромкомов должен быть хотя бы один с настолько большой концентрацией нелепых стереотипов, что иначе как клюквой его не назовёшь. «Парикмахерша и чудовище» — идеальный кандидат. Здесь овцы перебегают дорогу самолётам, кровати украшены чучелами медведей, половина страны ходит в военной форме, а Поченко произносит речь, держа руку за бортом верхней одежды. При этом концентрация подобных стереотипов в фильме недостаточно высока, чтобы сделать его по-своему культовым, наподобие «Красной жары». «Парикмахерша и чудовище» пытается выдерживать баланс между абсурдной романтической историей и нелепыми национальными гэгами — и от этого получается только хуже.
«Лицензия на брак» (License to Wed), реж. Кен Куопис, 2007
Ещё одно звёздное появление режиссёра Кена Куописа в топе. Молодая пара (Джон Красински и Мэнди Мур) вот-вот собирается пожениться, но есть загвоздка: для невесты принципиально, чтобы церемония проходила в местной церкви, но очередь там расписана на несколько лет вперёд. Всё дело в специфичном подходе местного священника (Робин Уильямс): каждой паре он устраивает добрачное испытание. Главные герои тоже не избегут этой участи.
Почему (не) смотреть: Фильм примечателен хотя бы тем, что в нём можно свести Джона Красински (тогда обаятельного Джима из «Офиса») и Робина Уильямса — и всё равно всё испортить. Из достаточно хорошей по задумке идеи, которую можно обратить хоть в хоррор, хоть в боевик, получается набор плохо сыгранных конфликтных ситуаций из жизни новобрачных, сопровождаемый утомительным богохульством от Уильямса (режиссёр слишком активно пытается доказать, насколько необычен священник, — настолько, что излечивает травмы бейсбольной перчаткой и постоянно подначивает героев по поводу их половой жизни).
«Лавстори», реж. Пётр Тодоровский, 2022
Без отечественного производителя не обойтись — пусть будет свежий пример. В соответствии с названием фильма, это любовная история двух, кажется, несхожих по характеру людей, где один (Александр Петров) — немного романтик, водитель, мечтающий стать актёром, а вторая (Вильма Кутавичюте) — прагматичная и даже приземлённая девушка, которую герой Петрова везёт на её собственную свадьбу из Москвы в Сочи. Оказывается, что она — его первая любовь. Есть ли у них время, чтобы что-то изменить за время этой поездки? Конечно, есть.
Почему (не) смотреть: В отличие от других фильмов из данного топа, формальных вопросов к «Лавстори» куда больше, чем содержательных. Сама лавстори перед нами достаточно банальная и неизобретательная, но ещё хуже то, как фильм снят: как набор разрозненных сцен, смонтированный параллельно с мокьюментари-моментами, где герои Петрова и Кутавичюте рассказывают друг о друге, иногда буквально комментируя то же самое, что показывается зрителю. И если на фильмах вроде «Секс-гуру» есть риск смерти от испанского стыда, то «Лавстори» скорее достаточно непритязательное снотворное — и на этих правах отличное завершение списка. Впрочем, в фильме есть и любопытные сцены — например, кастинг героя Петрова перед режиссёром в исполнении Андрея Смирнова. Но будьте спокойны, общее марево банальной скуки это исключение не поколеблет.