Хоррор-терапия: фильмы ужасов про психологические травмы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Дом на другой стороне», реж. Дэвид Брукнер, 2020/Phantom Four Films

В последние несколько лет в фильмах ужасов прослеживается устойчивый тренд на психологизм. Хоррормейкеров стали куда больше волновать личные драмы людей и влияние непростого жизненного опыта на их эмоциональное состояние. К психоанализу в ужасах обращались ещё в 1980-х, взять, к примеру, того же Дэвида Кроненберга, но таким массовым явлением это не было. Сейчас в хоррорах всё страшное и жуткое чаще всего является отражением психологических травм, которые есть почти у каждого, — они могут быть связаны с детством, отношениями с близкими и партнёрами или тяжёлыми обстоятельствами. Вспоминаем новые и культовые фильмы ужасов про травмирующий опыт. Некоторые из них обладают терапевтическим эффектом.

«Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023

все страхи бо
Кадр из фильма «Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023/A24

У сорокалетнего Бо Вассермана (Хоакин Феникс) тревожное расстройство личности. Его до смерти пугает всё на свете — от звонка матери до выхода на улицу. Мужчина регулярно посещает психотерапевта, с которым разбирает свои страхи и проблемы. Врач назначает Бо новые антидепрессанты, надеясь, что пациенту станет лучше, но того абсолютно выбивает из колеи предстоящая поездка к властной матери. Но Вассерман так долго разбирался с внезапно возникшими трудностями, что женщина за это время успела трагически погибнуть. Теперь Бо предстоит отправиться не в гости к матери, а на её похороны. Путешествие в родной дом обернётся для героя безумным приключением, которое он никогда не забудет.

Последняя работа Ари Астера, одного из самых интересных хоррормейкеров современности, — трёхчасовая сессия у психотерапевта, во время которой в деталях разбирают, как нарциссическая мать, воспитавшая героя Хоакина Феникса, испортила тому жизнь. В этом нестандартном кино, по жанру больше напоминающем сатирический хоррор, всё, от исследования последствий детских травм до поездки на похороны, обретает гротескную форму. «Все страхи Бо» — сюрреалистическая картина, почти полностью построенная на громоздких метафорах, отсылающих к Фрейду, Юнгу и Гомеру. В фильме всё ужасное соседствует со смешным, а поэтичное — с неприглядной реальностью. Новое кино Астера — настоящий кошмар всех людей с mommy issues. Тревожные и неуютные «Все страхи Бо» — один из лучших фильмов на тему травмирующих отношений с авторитарной матерью.


«Цензор», реж. Прано Бейли-Бонд, 2021

все страхи бо
Кадр из фильма «Цензор», реж. Прано Бейли-Бонд, 2021/Vertigo Releasing

1980-е, Великобритания. Девушка по имени Инед (Нив Алгар) работает в цензурном комитете и вырезает чрезмерно жестокие и эротические сцены из дешёвых фильмов ужасов. Из-за скандальных статей, в которых журналисты пишут о том, что уровень насилия в обществе растёт, а убийцы находят вдохновение в слэшерах, руководство требует от героини большей самоотдачи. В один из вечеров, посвящённых просмотру очередной картины категории Б, Инед натыкается на фильм, напоминающий о её прошлом, а в главной героине она узнаёт свою пропавшую много лет назад сестру.

Кино с «Сандэнса-2021», пропитанное неоновым светом и пронизанное эстетикой Британии 1980-х, посвящено всем ностальгирующим по эпохе расцвета дешёвых ужасов. В «Цензоре» размышляют о границах допустимого насилия в хоррорах, причинах повального интереса общества к низкому жанру и иронизируют над тотальной цензурой, часто граничащей с абсурдом. Кино Бейли-Бонд, вдохновлённое нуарной драмой «Новый кинотеатр Парадизо», — не только синефильское ретро с многочисленными отсылками к треш-картинам вроде «Техасской резни бензопилой» и «Ада каннибалов». «Цензор» завязан вокруг истории девушки Инед из цензкомитета, которая так и не смогла смириться с тем, что у неё больше нет сестры. Фильм, в котором со временем стираются границы между пугающими видениями героини и реальностью, — метафора непроработанного ПТСР, а ещё напоминание о том, что шрамы после некоторых психологических травм никогда не заживают.


«Выводок», реж. Дэвид Кроненберг, 1979

выводок
Кадр из фильма «Выводок», реж. Дэвид Кроненберг, 1979/New World Pictures

Нола (Саманта Эггар) проходит курс лечения в институте психоплазматики — доктор Рэглан (Оливер Рид) испытывает на ней свой новый метод. В это время на мужа героини Франка Карвета (Арт Хиндл) и их пятилетнюю дочь ведут охоту странные и кровожадные существа, отдалённо напоминающие детей.

«Выводок», как и «Связанные насмерть», — картина легенды боди-хоррора Дэвида Кроненберга, корнями уходящая в психоанализ. В основу психологического фильма ужасов 1979 года лёг развод режиссёра с Маргарет Хиндсон, который он очень тяжело переживал. В «Выводке» Кроненберг, в отличие от драмы «Крамер против Крамера» Бентона, без прикрас показывает трудности борьбы за опеку над ребёнком и последствия болезненного разрыва. Хоррор точно передаёт нестабильное эмоциональное состояние людей, которые перестали друг друга понимать. Неконтролируемая ярость главной героини — лишь её защитная реакция на травмирующие обстоятельства, которые она не в силах пережить.


«Дом на другой стороне», реж. Дэвид Брукнер, 2020

дом на другой стороне
Кадр из фильма «Дом на другой стороне», реж. Дэвид Брукнер, 2020/Searchlight Pictures

После внезапной смерти мужа Бет (Ребекка Холл) остаётся совсем одна. Она живёт в красивом доме у озера, который для неё построил супруг. После похорон Бет сталкивается с проявлением потустороннего. Она видит призрачный образ мужа, слышит его голос и замечает отпечатки его ног. Женщина думает, что сходит с ума, пока среди вещей супруга не находит странные предметы, связанные с чёрной магией.

Камерный детективный фильм ужасов Дэвида Брукнера, как и его фолк-хоррор «Ритуал», — попытка разобраться в том, что чувствует человек, потерявший близкого друга или партнёра. «Дом на другой стороне» представляет из себя мистическую историю о женщине, которая так сильно любила мужа, что даже после его смерти ощущает его сверхъестественное присутствие. Но всё-таки это не мелодраматическое кино вроде «Привидения» с Патриком Суэйзи, а мрачный психологический хоррор о разрушающем чувстве вины за произошедшую трагедию, которое бок о бок идёт с нездоровой идеализацией партнёра. Фильм в принципе развенчивает миф о существовании идеальных браков и в пугающем формате показывает, к чему приводят непроработанные со специалистом травмы.


«Род мужской», реж. Алекс Гарленд, 2022

род мужской
Кадр из фильма «Род мужской», реж. Алекс Гарленд, 2022/A24

На глазах у Харпер (Джесси Бакли) погиб её муж. Чтобы оправиться от трагедии, женщина решает на время перебраться в тихую деревушку. Но перевести дух после утраты у Харпер вряд ли получится: почти сразу после заселения в уютный дом её начинают преследовать мужчины с одинаковыми лицами.

В своём психологическом хорроре Алекс Гарленд обращается к теме влияния длительных абьюзивных отношений на жизнь тех, кто в них состоял. Постоянный контроль и вербальное насилие со стороны мужа главной героини оставили свой отпечаток: после трагической гибели партнёра женщина нигде не чувствует себя в безопасности. В своём фильме Гарленд транслирует идею о том, как глубоко может травмировать совместная жизнь с абьюзером. По этой причине у героини, на время переехавшей в деревню, проявляется мания преследования — ей кажется, что за ней следят мужчины с одинаковыми лицами, склонные к манипуляциям и насилию. В финале вместо них женщина видит своего мужа и наконец разрывает психологическую связь в ним. «Род мужской» — убедительная и временами шокирующая история об освобождении от травмирующего прошлого.


«Близнец», реж. Танели Мустонен, 2022

близнец
Кадр из фильма «Близнец», реж. Танели Мустонен, 2022/Nordisk Film

Рэйчел (Тереза Палмер) вместе с мужем и маленьким Элиотом отправляются в новое место, чтобы восстановиться после пережитой трагедии. Супруги, несколько лет назад потерявшие ребёнка, хотят двигаться дальше ради своего второго сына. Семья, которая надеялась найти умиротворение в уединённом городке, сталкивается с тёмными сверхъестественными силами, угрожающими Элиоту.

Фолк-хоррор финского режиссёра Танели Мустонена — авторский взгляд на тему переживания матерью утраты ребёнка. Фильму, который, увы, не блещет оригинальными идеями, удаётся удержать внимание зрителя своим психологизмом. Режиссёр пишет душераздирающий портрет женщины, которая не смогла оправиться после смерти сына и создала свою безопасную реальность, где она может общаться с ним. Мустонен снял довольно жуткий фильм, в котором посттравматическое стрессовое расстройство вытеснило всё остальное из жизни главной героини. «Близнец» — честный хоррор о безграничном материнском горе.


«Оно 2», реж. Энди Мускетти, 2019

оно 2
Кадр из фильма «Оно 2», реж. Энди Мускетти, 2019/Warner Bros. Pictures

Прошло 27 лет с того момента, когда члены Клуба Неудачников в первый раз одолели инопланетное существо, которое чаще всего появляется в обличье клоуна Пеннивайза. Подростки из Дерри давно выросли, покинули родные края, сделали карьеру и обзавелись собственными семьями. Но тревожный звонок от Майкла Хэнлона, который сообщает о новых убийствах в городе, заставляет друзей детства снова объединиться, чтобы в последний раз заглянуть в глаза своим страхам и дать отпор Пеннивайзу.

Можно сколько угодно сравнивать две экранизации знаменитого романа Стивена Кинга — ту, что вышла в 1990 году, и новую версию Андреса Мускетти, состоящую из двух отдельных частей, но это бессмысленно, потому что в каждой киноадаптации есть свои плюсы и минусы. Так, «Оно 2» 2019 года — почти трёхчасовая борьба с детскими травмами, постоянно возвращающая Неудачников в прошлое. Как и в произведении Стивена Кинга, фильм отражает взаимосвязь тех кошмаров, с которыми главные герои столкнулись будучи подростками, с их взрослой жизнью. Беверли, над которой издевался отец, вышла замуж за насильника; супруга Эдди выглядит и ведёт себя в точности как его властная и гиперопекающая мать, а Билл, ставший успешным писателем, в своих снах всё ещё видит погибшего Джорджи — от чувства вины герой так и не избавился. «Оно 2», пусть и менее успешное и страшное, чем первая часть, — жизнеутверждающая история о победе над травмирующим опытом.


«Человек-невидимка», реж. Ли Уоннелл, 2020

человек-невидимка
Кадр из фильма «Человек-невидимка», реж. Ли Уоннелл, 2020/Universal Pictures

Однажды ночью Сесилия (Элизабет Мосс) сбегает от своего партнёра, миллиардера Адриана, который применял к ней психологическое и физическое насилие. Женщина останавливается у своего друга, но всё время опасается, что бывший придёт за ней, и сталкивается с тяжёлым тревожным расстройством. Внезапно Сесилия узнаёт, что Адриан совершил суицид и оставил ей крупное наследство. Сесилия пытается начать жизнь с чистого листа, но что-то не даёт ей покоя. Женщине кажется, что бывший партнёр всегда где-то рядом, и она не ошибается. Адриан стал невидимым, чтобы свести счёты с Сесилией.

В своём фильме Ли Уоннелл своеобразно адаптировал одноимённый научно-фантастический роман Герберта Уэллса. Режиссёр снял пугающий психологический хоррор о попытках разорвать отношения с абьюзером. Целью картины было привлечение внимания широкой аудитории к проблеме домашнего насилия, которое часто остаётся спрятанным за закрытыми дверями. Новая версия «Человека-невидимки» углубляется в эмоциональное состояние героини Элизабет Мосс, которая проходит все круги ада, прежде чем обрести долгожданную свободу. Психологические травмы, заработанные во время сожительства с тираном, дают о себе знать в самый неподходящий момент и делают Сесилию уязвимой, но ради своего будущего она берёт над ними контроль. «Человек-невидимка», как и «Солнцестояние» Астера, — важное и злободневное кино об окончательном расставании с болезненным прошлым.


«Дракула», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992

дракула
Кадр из фильма «Дракула», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992/Columbia Pictures

Действие происходит в Лондоне конца XIX века. Молодой и амбициозный юрист Джонатан Харкер (Киану Ривз) вскоре собирается жениться на своей возлюбленной Мине (Вайнона Райдер). Но пара на время разлучается из-за срочной командировки молодого человека в Трансильванию: тот должен проконсультировать графа Дракулу, желающего стать владельцем недвижимости в Лондоне. Но Джонатан даже не мог вообразить, каким кошмаром обернётся его путешествие.

Вы удивитесь, но экранизацию романа Брэма Стокера, снятую Фрэнсисом Фордом Копполой, тоже можно отнести к фильмам ужасов про психологические травмы. Дракула, много веков назад потерявший свою жену Элизабету и после её смерти приговоривший себя к вечным мукам в обличье вампира, так и не смог забыть о своей любви. Ожесточившись из-за незаживающей душевной раны, граф утратил всё человеческое, а его существование свелось к утолению жажды крови и похоти. Но однажды Дракула встретил Мину, точную копию погибшей супруги, ради которой он готов уничтожить всех, кто встанет у них на пути. Но героиня Вайноны Райдер — не реинкарнация Элизабеты, а лишь воплощение непроработанной травмы графа, который так и не отпустил свою жену. «Дракула» — тонкий готический хоррор о пути к исцелению от прошлого, пускай и таком радикальном.

Читайте также
Сериалы апреля-23: гид Татьяны Алёшичевой
Главные сериалы апреля.
10 российских картин 45-го Московского кинофестиваля (часть 2)
Сусанна Альперина («Российская газета» специально для КИНОТВ).
10 российских картин 45-го Московского кинофестиваля
Сусанна Альперина («Российская газета» специально для КИНОТВ).
Из тайги с любовью: советуем сильное якутское кино
Фильмы из Республики Саха, разрушающие стереотипы о фильмах из Республики Саха.
Кровь, погони и киднеппинг: южнокорейские фильмы про маньяков
Ярославна Фролова — о четырёх триллерах, от которых кровь стынет в жилах.
Также рекомендуем
Ефим Гугнин рассказывает о каждой серии отдельно.
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
В научном подходе черти водятся.
Ефим Гугнин рассказывает о каждой серии отдельно.
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
В научном подходе черти водятся.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00