В прокате картина «Мулан», новая, снятая уже с актёрами версия диснеевского мультфильма о простой девушке, спасающей Китай. Мнения критиков разделились, а надежды Disney на то, что американцы будут покупать фильм за тридцать долларов всей семьёй, похоже, себя не оправдали. Главное, по поводу чего, кажется, все согласны, — из фильма точно не стоило убирать песни, подарившие оригинальной «Мулан» зрительское обожание. По такому грустному случаю Артём Макарский вспоминает пять неочевидных диснеевских саундтреков, как песенных, так и инструментальных, от золотого века студии до телефильмов и ремейков классики.
«Меч в камне» («The Sword in the Stone»), реж. Вольфганг Райтерман, США, 1963
Студия Disney всегда следила за качеством саундтрека в своих фильмах — как в знаменитой «Фантазии» 1940 года, где действие происходило под классическую музыку, так и в вышедших чуть позже альманахах, сделанных после Второй мировой, благодаря успеху которых студия смогла накопить деньги на «Золушку» и триумфально вернуться в полный метр. «Меч в камне» — один из самых незаметных мультфильмов золотого века Disney, рассказ о маленьком короле Артуре, выпущенный между работами «Сто один далматинец» и «Книга джунглей». Музыка здесь не только на уровне более известных фильмов, но в чём-то может их и превосходить: в первую очередь это касается песен мага Мерлина, в которых оркестровая партия кажется дурашливой, спотыкающейся, забавной. «Меч» стал первым фильмом, для которого тексты песен писали братья Шерман: позднее они будут работать над «Котами-аристократами» и «Винни Пухом», а композитор фильма Джордж Бранс займётся «Книгой джунглей» и «Робином Гудом».
«Великий мышиный сыщик» («The Great Mouse Detective»), реж. Рон Клементс, США, 1986
И у больших композиторов есть маленькие работы — как, например, дебют Генри Манчини в анимации, случившийся с ним в возрасте 62 лет (вступление к «Розовой пантере» всё-таки не в счёт). Сама студия Disney, возможно, осталась недовольна результатом, поскольку саундтрек к «Сыщику» был выпущен только через шесть лет после выхода фильма, однако работа всё же довольно примечательная. Манчини пытается отразить в музыке и детективную линию, и детскую непосредственность, поэтому смягчает аранжировки, делает их достаточно милыми, однако добавляет и некоторую загадочность в музыкальное полотно. Вместе с историей Бэзила, мыши-детектива, живущего в подвале у Шерлока Холмса и доктора Ватсона и в точности повторяющего их жизнь на пару с мышиным доктором по имени доктор Доусон, саундтрек работает превосходно — хотя песни главного злодея кажутся сейчас несколько старомодными. По иронии судьбы, продюсеры, наоборот, хотели увидеть что-то современное в песне-пародии на викторианские мюзик-холлы, но идея позвать на озвучку Майкла Джексона и Мадонну не оправдала себя.
«Каникулы Гуфи» («A Goofy Movie»), реж. Кевин Лима, США, 1995
Помимо собственно Walt Disney Animation Studios есть ещё одна студия, DisneyToon, обычно занимающаяся ужасными и низкобюджетными продолжениями всеми любимых фильмов, — например, среди их работ можно встретить «Горбуна из Нотр-Дама II», «Золушку 3: Злые чары» и «Русалочку: Начало истории Ариэль». Однако время от времени они делают и милые, совершенно необязательные истории о диснеевских персонажах, «Каникулы Гуфи» — как раз одна из них. Вообще-то в центре повествования в фильме стоит Макс, сын Гуфи, всеми любимого неуклюжего пса с повадками Адама Сэндлера, а также поп-исполнитель Пауэрлайн, нечто среднее между Майклом Джексоном и Принсом (с перекосом в сторону последнего). Конечно, такая смесь может дать только один результат — прилипчивую и обманчиво простую поп-музыку, над которой работал Том Сноу, писавший хиты Долли Партон и Кристине Агилере. Композиторы фильма ещё более неожиданные: постоянный соавтор братьев Коэн Картер Беруэлл и автор саундтрека к «Матрице» Дон Дэвис. Вместе у них получилась необычная и легко переходящая от нежности к напряжению музыка.
«Любимец учителя» («Teacher’s Pet»), реж. Тимоти Бьерклунд, США, 2004
Некоторые сериалы Disney в итоге заканчиваются полным метром — как произошло, например, с историей пса Спота, который очень хотел стать настоящим мальчиком и поэтому ходил в школу, получал там отличные оценки. Над музыкой к фильму работал один из композиторов сериала Стивен Джеймс Тейлор — с одной стороны, ветеран работы с мультфильмами, начинал он ещё в восьмидесятых с работ студии Hanna-Barbera, с другой — любитель микротональности и музыки, создаваемой при помощи программного кода. Эта двойственность только играет саундтреку на руку: Тейлор жонглирует разными стилями и мотивами, обращаясь к электронике, инди, классическим оркестровкам, танго и сальсе, и всё чтобы показать разнообразие настроений героев мультфильма. Конечно же, здесь поют — но при этом не забывают отвесить меташутку в духе «о боже, только не очередная песня». Песни тут, впрочем, сделаны на славу — от некоторых, например, от той, где перечисляются названия штатов Америки, отвязаться сложно.
«Пит и его дракон» («Pete’s Dragon»), реж. Дэвид Лоури, США, 2016
В десятых студия Disney не только переделывала свои классические фильмы в 3D-форматы с живыми актёрами, но и начала приглашать на работу над ними авторов из сферы американского независимого кино. Алекс Росс Перри написал «Кристофера Робина», Эндрю Бужальски — «Леди и Бродягу», один из многочисленных авторов сценария будущего фильма про Круэллу Девилль, противницу сто одного далматинца, — Стив Зиссис, друг братьев Дюпласс. Однако больше всего повезло автору «Истории призрака» Дэвиду Лоури — он стал режиссёром ремейка мюзикла «Дракон Пита». Вместо мюзикла Лоури создал настоящую драму, однако это вовсе не значит, что с музыкой в фильме что-то не так, наоборот: сложно найти другой диснеевский фильм, в котором так же уместно бы смотрелись Леонард Коэн, St. Vincent и Бонни «Принс» Билли. Саундтрек Дэниэла Харта изящно вторит их фолку и арт-року, добавляя классическому оркестру звучание акустической гитары, — получилась действительно нестандартная и интересная музыка к фильму.