
13 ноября в российский прокат вышел триквел «Иллюзии обмана» Рубена Фляйшера — комедийного хайст-муви о группе фокусников, которые совершают ограбление века. Кинообозреватель Оля Смолина вспоминает восемь хайст-муви, которые сформировали, предопределили и популяризировали жанр, превративший ограбление в искусство.
Зародившийся в начале 1900-х («Большое ограбление поезда») и получивший популярность в конце 1940-х («Асфальтовые джунгли») и начале 1950-х («Банда с Лавендер Хилл») жанр хайст-муви считается ответвлением криминального кино, сюжет которого сосредоточен на планировании, сборе команды и исполнении крупного ограбления. Объектом желания преступников, как правило, становится редкая драгоценность («Грубая огранка») или музейный экспонат («Афера Томаса Крауна»). За последние сто лет жанр хайст-муви пережил кодекс Хейса, ушёл в мейнстрим («Бешеные псы», «Схватка», «Одиннадцать друзей Оушена»), самопародию («Большая сделка на улице Мадонны»), арт-хаус («Сексуальная тварь») и даже подружился с блокбастерами («Начало»). Однако ни разу не изменил себе.
«Мужские разборки» (1955)

«Мужские разборки» отменённого в США за сотрудничество с коммунистами француза Жюля Дассена справедливо считаются одним из первых хайст-муви. Центральная сцена фильма — ограбление ювелирного магазина на улице Риволи — снята с непривычной для жанра реалистичностью: в реальном времени, без натуральных эффектов, фоновой музыки и даже диалогов. Вероятно, «Мужские разборки» — не первый большой фильм об ограблении. В 1946 году вышли «Убийцы» Роберта Сьодмака, а в 1950-м — «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона. Однако именно Дассен сформировал элементы жанра, на которые впоследствии будут оглядываться все остальные хайст-муви.
И, несмотря на то что само ограбление в «Мужских разборках» происходит без сучка, без задоринки, расплата настигает главных героев — гангстеров Тони, Марио и Жо — уже в третьем акте. Грабители элементарно не могут договориться друг с другом и действовать сообща. Алчность в конечном итоге оказывается якорем, тянущим их ко дну, а деньги — не более, чем случайной удачей, которая не способна переписать судьбу.
«Асфальтовые джунгли» (1950)

Сняв сразу несколько замечательных фильмов в жанрах приключений и нуара, Джон Хьюстон решил объединить и то и другое в «Асфальтовых джунглях». Работе, которая заложила основу для всех существующих хайст-муви. Фактически Хьюстон придумал формулу идеального экранного ограбления: внимательный к деталям сценарий, блестящий актёрский состав и атмосфера подчёркнутой непринуждённости. Спустя десятки лет все эти детали станут ключевыми в фильмах Стивена Содерберга («Вне поля зрения», «Одиннадцать друзей Оушена»), Квентина Тарантино («Бешеные псы», «Джеки Браун») и даже Гая Ричи («Гнев человеческий»).
Это история о преступниках (Стерлинг Хейден и Мэрилин Монро в своих лучших ролях), каждый из которых становится важной частью тщательно спланированного преступления. Герои удивляют невероятным профессионализмом, сопоставимым лишь с масштабом будущего ограбления, — в конце концов, мы имеем дело с кражей на миллионы долларов. К моменту выхода «Асфальтовых джунглей» кодекс Хейса, который запрещал дарить преступникам «хеппи-энд», уже перестал действовать, однако Хьюстон решил не пользоваться предоставленной ему возможностью. Его герои несутся навстречу трагедии, которая выглядит неизбежной с самого начала и полностью оправдывает себя.
«Лига джентльменов» (1960)

После волны популярности американских хайст-муви в дело вошли британцы. «Лига джентльменов» — причудливая попытка англичан переосмыслить едва зародившийся жанр на собственный манер. Зрителям, выросшим на «Схватке» и «Афере Томаса Крауна», криминальная драма Бэзила Дирдена и вовсе может показаться слишком затянутой и пресной.
Тем не менее «Лига джентльменов» — первое хайст-муви, сделавшее особый акцент на формировании так называемой банды, на что недвусмысленно указывает название. Кроме того, Дирден предлагает одну из самых остроумных и логичных вариаций концепции фильмов об ограблении — стоит признаться, немногие из них способны выдержать дотошную критику со стороны зрителей. Сюжет «Лиги джентльменов» следует знакомым тропам: группа ранее незнакомых друг с другом людей встречается в ресторане с неким мистером Хайдом (Джек Хокинс), который хочет сделать им весьма заманчивое денежное предложение.
«Красный круг» (1970)

В классическом хайст-муви Жан-Пьера Мельвиля трое мужчин, оказавшихся в крайне затруднительном положении, встречают друг друга аккурат перед тем, как провернуть эффектное ограбление магазина ювелирных изделий. Казалось бы, ничего нового, но Мельвиль мыслит шире и глубже знакомых сюжетных итераций: его «Красный круг» предлагает абсолютно непривычное для жанра визуальное величие, доходящее до грани совершенства. В отличие от главных героев — бандитов Коре (Ален Делон) и Фогеля (Джан Мария Волонте), — целевая аудитория Мельвиля действительно обогащается. Как минимум культурно.
Радикальный минимализм — практически полное отсутствие диалогов и эмоций — позволяет зрителям погрузиться в путешествие по захватывающему миру нуара, где за секунды рушатся судьбы, а самые жестокие убийства происходят абсолютно бесстрастно. Несмотря на относительно харизматичную оболочку, преступники в «Красном круге» — люди без морали, чести и достоинства. Симпатизировать им сложно, сочувствовать и вовсе тяжело.
«Джеки Браун» (1997)

«Джеки Браун» Квентина Тарантино выбирает время в качестве основной динамической силы для развития сюжета в стиле хайст-муви. Джеки Браун (Пэм Гриер) — стюардесса, которую поймали на контрабанде денег для печально известного торговца оружием. Работодатель хочет её смерти, а Управление по борьбе с наркотиками уламывает на сотрудничество. Не иначе как чудом Джеки удаётся избежать гибели, тюремного заключения и даже извлечь прибыль (буквально денежную) из сложившейся ситуации.
На кону репутация, карьера, жизнь и 500 тысяч долларов, которые получит не самый хитрый, гибкий или находчивый, а тот, кто сможет победить время. Способность оказаться в нужном месте в нужный момент не передаётся по воздуху или наследству, это то, что приходит с опытом. В конечном счёте побеждает тот, кому больше всего нужна победа. В компании таких актёрских талантов, как Роберт Де Ниро, Сэмюэл Л. Джексон, Роберт Форстер, Крис Такер, Майкл Китон и Бриджит Фонда самый любимый режиссёр Америки Квентин Тарантино снимает, возможно, один из самых недооценённых фильмов в своей карьере, который, помимо всего прочего, привносит значительный вклад в популяризацию и даже эволюцию хайст-муви.
«Афера Томаса Крауна» (1999)

В отличие от большинства классических фильмов об ограблениях, «Афера Томаса Крауна» сосредотачивается не на пригоршне миллионов долларов или коллекции ювелирных украшений. Этих утончённых, иначе не назвать, бандитов интересуют лишь редкие произведения искусства, кража которых — вещь скорее репутационная, нежели жизненно необходимая. Эти преступники не страдают от нехватки денег, им просто скучно, они жаждут приключений.
Ремейк мастера боевиков Джона Мактирнана с Пирсом Броснаном, Рене Руссо и Фэй Данауэй в главных ролях выигрывает у своего предшественника 1968 года за счёт невероятно комфортного темпа, который фактически превращает «Аферу Томаса Крауна» не столько в хайст-муви, сколько в экшен-муви. Впрочем, главная «драгоценность» фильма — не картина Клода Моне, а любовная линия между персонажами Броснана и Руссо, которая полностью соответствует внутренней зрелости и интеллектуальной высоте пары, способной не только на ограбления, но и на глубокие чувства.
«Одиннадцать друзей Оушена» (2011)

«Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга впервые возвеличили хайст-муви до статуса культовой франшизы, которая впоследствии даже получила гендер-бендер-спин-офф с участием Сандры Буллок и, например, Аквафины. Признанный постмодернист Содерберг едва ли стремится к эволюции в жанре, напротив — он лишь оттачивает его лучшие стороны. «Одиннадцать друзей Оушена» выкручивают на максимум каждую из представленных сюжетных возможностей, заметно повышая ставки. Грабители здесь круче, полицейские — умнее, риски — выше, обстоятельства — сложнее, план преступления и вовсе напоминает диссертацию.
История заядлого вора-рецидивиста Дэнни Оушена (Джордж Клуни) и его друзей в исполнении Мэтта Деймона, Брэда Питта, Джулии Робертс и многих других, как и «Афера Томаса Крауна», апеллирует к сюжету, взятому из золотой эпохи хайст-муви — начала 60-х годов. Однако Содерберг, как и Мактирнан, умело адаптирует жанр для современного зрителя с помощью темпоритма, декораций и, конечно, характерных актёров, грациозно мимикрирующих под криминальных вундеркиндов.
«Начало» (2010)

Возможно, для кого-то будет настоящим откровением узнать, что «Начало» Кристофера Нолана — классическое хайст-муви, пусть и в блокбастерной обёртке. Да, основное действие происходит не в физическом мире, а во сне. Главные герои пытаются украсть не украшение или картину, а гениальную идею. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется, сюжетная структура «Начала» едва ли чем-то отличается от тех же «Асфальтовых джунглей». Другое дело, что Нолан, в отличие от Содерберга, действительно выводит концепцию хайст-муви на новый уровень, постоянно искажая реальность событий, происходящих вокруг команды.
Витиеватый сценарий, в котором всё вечно идёт не по плану, помогает «Началу» держать зрителей в напряжении вплоть до самого финала (и даже после!). Что ещё нужно для хорошего хайст-муви? Звёздный состав (Майкл Кейн, Том Харди, Киллиан Мёрфи, Эллиот Пейдж, Марион Котийяр и, конечно, Леонардо ДиКаприо) в роли незаменимых профи и ощущение непринуждённости всего происходящего.









