В мировой прокат вышел детективный фильм Кеннета Браны «Призраки в Венеции». Как и две предыдущие работы режиссёра, «Смерть на Ниле» и «Убийство в Восточном экспрессе», картина снята по мотивам романа Агаты Кристи. «Призраки в Венеции» переосмысляют «Вечеринку в Хэллоуин», посвящённую самому мистическому делу знаменитого бельгийского сыщика Эркюля Пуаро. В честь премьеры вспоминаем главные экранизации приключений легендарного частного детектива, чьей визитной карточкой стали подкрученные усы и строгий дендизм.
«Смерть на Ниле», реж. Кеннет Брана, 2022
Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) вынужден отвлечься от долгожданного отдыха в Египте. Во время роскошного круиза по Нилу происходит жестокое убийство, вероятно, ставшее следствием ревности, однако всё оказывается не так просто. Бельгийский сыщик погружается в тёмные тайны людей, находящихся на борту корабля, и пытается вычислить преступника, пока тот не прикончил кого-то ещё.
Режиссёром картины, снятой по мотивам одного из самых популярных романов Агаты Кристи, как и исполнителем роли неподражаемого Эркюля Пуаро, выступил Кеннет Брана, больше известный своим перевоплощением в Златопуста Локонса в «Гарри Поттере и Тайной комнате». «Смерть на Ниле» критиковали за вольную интерпретацию некоторых сюжетных линий первоисточника с целью удивить зрителя неожиданными поворотами, но хвалили за визуальные эффекты и сногсшибательный каст. Экранизация Браны напоминает помпезный спектакль (постановщик — прежде всего театральный актёр), основная часть которого разворачивается на туристическом пароходе «Карнак». Стиль и характер каждого героя продуманы до мелочей, однако во внешнем лоске и опасном блеске глаз часто недостаёт необходимой глубины. Даже противостояние двух центральных женских персонажей, Линнет Риджуэй-Дойл и Жаклин де Бельфор в блестящем исполнении Галь Гадот и Эммы Маки, постепенно скатывается в мизогинную браваду, в то время как в книге их сложные взаимоотношения граничили с трагедией и в конце концов ей же и обернулись. Что касается образа Эркюля Пуаро, то Кеннет Брана по-своему обаятелен и эксцентричен. Актёр вполне органично смотрится в роскошном мире, который сам же и создал. Как режиссёр Брана решил несколько актуализировать историю «Смерти на Ниле», добавив в неё острое обличение расизма и социального неравенства, а также в полной мере передал губительную страсть любовного треугольника. Однако эти, безусловно, важные моменты ещё больше подчеркнули слабо прописанную детективную линию, которая должна была стать главным украшением фильма.
«Убийство в Восточном экспрессе», реж. Кеннет Брана, 2017
Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) путешествует поездом «Восточный экспресс», следующим из Стамбула в Париж. В вагоне-ресторане он сталкивается с таинственным мистером Рэтчеттом (Джонни Депп), который просит сыщика проконтролировать свою безопасность. Дело в том, что мужчина замешан в криминальных делах и всерьёз опасается за свою жизнь. Пуаро отказывается помогать подозрительному господину, а на следующее утро Рэтчетта находят в его купе с двенадцатью ножевыми ранениями. Сыщик, не раздумывая, приступает к расследованию убийства и понимает, что под подозрение попадает каждый пассажир.
Ещё одна выразительная экранизация уже другого знаменитого романа Агаты Кристи, тоже созданная Кеннетом Браной. Если «Смерть на Ниле» была окрашена в тёплые оттенки, то в «Убийстве в Восточном экспрессе» преобладают холодные цвета, усиливающие ледяной тон истории одной мести, произошедшей в замкнутом пространстве поезда, за окнами которого мелькают зимние пейзажи. Детективный фильм опять же ассоциируется с театральной постановкой — персонажи действуют выверенно и точно, словно находятся на сцене, впрочем, они получились настолько оригинальными, что наблюдать за развитием их линий — одно удовольствие. «Убийство в Восточном экспрессе» поэтапно раскрывается как элегантная рождественская притча — в нём отсутствует зловещее предчувствие Второй мировой, пронизывающее текст Агаты Кристи. Время в картине словно остановилось, и герои застряли в обманчиво уютной атмосфере старой Европы, совершенно не располагающей к столкновению с жестоким преступлением, отчего оно производит поистине шокирующее впечатление даже на подготовленного зрителя. Главное достоинство фильма, который ругали за неторопливое повествование и занудное внимание к незначительным деталям, — впечатляющий актёрский состав (Джуди Денч, Джонни Депп, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер и Уиллем Дефо), позволяющий забыть о том, что фильм Браны, по сути, не больше, чем ностальгическая открытка по прекрасной, но безвозвратно потерянной эпохе. Правда, эго его Пуаро, как и громоздкие усы сыщика, здесь часто затмевает даже самых харизматичных негодяев и непривычные сюжетные твисты, отсутствующие в первоисточнике. Эту досадную ошибку Брана позже исправил в «Смерти на Ниле».
«Пуаро», реж. Эдвард Беннет, Ренни Рай, Эндрю Грив и другие, 1989
Именитый сыщик Эркюль Пуаро (Дэвид Суше) уже давно обосновался в своей уютной квартире в Лондоне и много лет посвящает всё своё время расследованиям запутанных дел. Он раскрывает убийства, заручившись поддержкой своего верного помощника и лучшего друга капитана Гастингса. Вместе они проливают свет на преступления, совершённые на фешенебельных курортах, в старинных поместьях и замках, в поездах и на пароходах. За помощью к Пуаро нередко обращается и старший инспектор Джепп, убеждённый, что никто не сможет справиться с особо опасным и загадочным делом так же легко, как частный бельгийский детектив.
Британский сериал «Пуаро», выходивший в эфир целых двадцать четыре года и насчитывающий тринадцать сезонов, — самая масштабная экранизация приключений легендарного бельгийского сыщика. Проект не случился бы без участия дочери Агаты Кристи Розалинды Хикс, как раз таки предложившей его создать и ставшей одной из основоположников долгоиграющей истории. Дэвид Суше, воплотивший Эркюля Пуаро, дольше остальных актёров оставался в амплуа бесконечно преданного своему делу частного детектива, непременно прибывающего на место, где уже совершено или должно произойти преступление, в чёрном котелке на голове и с любимой тростью в руках. Его закрученные усы, безупречные манеры и пытливый ум производят неизгладимое впечатление как на тех, кто обратился к нему за помощью, так и на зрителя. Важно отметить, что Дэвид Суше с особой тщательностью подошёл к перевоплощению в Пуаро. Готовясь к съёмкам, театральный актёр погрузился в изучение бельгийских традиций и долго работал над фламандским акцентом с преподавателем, а также убедил авторов проекта отказаться от карикатурного изображения сыщика на экране, привнеся в его образ недостающей серьёзности и при этом не лишив персонажа харизмы. Можно сказать, что Пуаро Дэвида Суше и по сей день является эталонным воплощением культового литературного героя. Сериал охватывает не только события самых известных романов Агаты Кристи, посвящённых делам сыщика, но и целой серии не менее увлекательных рассказов о его опасных расследованиях. Кажется, от внимания шоураннеров не укрылось ни одно из существующих произведений о Пуаро.
«Свидание со смертью», реж. Майкл Уиннер, 1988
Вдова миссис Бойнтон много лет терроризирует членов своей семьи, среди которых родная дочь Джиневра, приёмные дети Леннокс, Рэймонд и Кэрол и невестка Надин. С помощью завещания покойный муж героини безуспешно пытался положить конец жестокости супруги, однако из этого ничего не вышло. Однажды всё семейство Бойнтонов отправляется на археологические раскопки в Палестину. Там детям тиранши раскрывается содержание завещания покойного отца. Вскоре миссис Бойнтон находят убитой. Преступление привлекает внимание сыщика Эркюля Пуаро (Питер Устинов), и он незамедлительно приступает к расследованию.
Британский фильм, снятый по одноимённому роману Агаты Кристи, в своё время критики и зрители приняли довольно прохладно. Тем не менее экранизация вышла по-своему гармоничной и захватывающей, а сыгравшему Пуаро Питеру Устинову удалось отразить всю многогранность бельгийского сыщика. Великодушие и благородство детектива резко сменяются беспощадностью к преступникам, и от этих непредсказуемых трансформаций героя, в книгах умеющего сохранять самообладание даже в самых экстремальных ситуациях, действительно захватывает дух. В остальном же экранизация «Свидания со смертью» получилась достаточно классической и сберегла интригу первоисточника. Все события, предшествующие убийству миссис Бойнтон, в фильме воспроизводятся с особой скрупулёзностью, а бесшовное сопоставление прошлого и настоящего, как и медленное нагнетание саспенса, испытывающее нервы зрителя на прочность не хуже работ Хичкока, заслуживают отдельных похвал. Несмотря на то что фильм Майкла Уиннера не оценила дочь Агаты Кристи, возмутившаяся тем, что Пуаро из брюнета неожиданно превратился в пшеничного блондина, такая экранизация тоже имеет полное право на существование, тем более что в плане повествования она строго следует канонам романа.
«Убийства по алфавиту», реж. Алекс Габасси, 2018
Действие происходит в 1933 году. Частный детектив с многолетним стажем Эркюль Пуаро (Джон Малкович) расследует серию чудовищных преступлений, совершённых человеком, именующим себя «алфавитным убийцей»: рядом с трупами он всегда оставляет железнодорожный справочник, служащий единственной уликой. Чем больше сыщик погружается в это дело, тем очевиднее становится угроза для его собственной жизни.
В британском мини-сериале, основанном на классическом детективном романе Агаты Кристи, образ Эркюля Пуаро в бесподобном исполнении Джона Малковича претерпел существенные изменения. Если мы привыкли видеть сыщика энергичным и остроумным в любых обстоятельствах, то в этой версии «Убийств по алфавиту» герой в одиночестве переживает серьёзный кризис (мистер Гастингс в экранизации отсутствует) и выглядит измученным многолетними расследованиями, оставившими отпечаток на его эмоциальном состоянии. По своему настроению и характеру в сериале детектив больше похож на уставшего от жизни Раста Коула из «Настоящего детектива», и, если честно, такое непривычное видение Пуаро приятно удивит даже тех, кто всегда был против переосмысления каноничного имиджа бельгийского сыщика. На такую интерпретацию личности детектива повлияла сценаристка Сара Фелпс, которая хотела показать слабости литературного персонажа, разрушив миф о его неуязвимости. В «Убийствах по алфавиту» вместе с Малковичем снялись Руперт Гринт, сыгравший полного антипода своего Джулиана Пирса из «Дома с прислугой», хотя и не избавленного от беспросветного взгляда на этот прогнивший мир, и Фрейя Мавор, прославившаяся благодаря роли Мини в пятом и шестом сезонах «Молокососов». Сериал Алекса Габасси во многом перекликается с последней вольной экранизацией «Десяти негритят» — «И никого не стало», вышедшей в 2015 году. Его отличают тот же мрачный психологизм и отношение к убийце не как к загадочному маньяку со сверхидеей, а как к самому обыкновенному садисту.
«Убийство в Восточном экспрессе», реж. Сидни Люмет, 1974
В одном из купе трансъевропейского экспресса, попавшего в снежный апокалипсис, находят тело убитого пассажира. К счастью, рядом оказывается известный частный детектив Эркюль Пуаро (Альберт Финни). Он собирает вместе всех пассажиров, чтобы выяснить алиби каждого из них. Пуаро надеялся в два счёта вычислить убийцу, но дело оказывается куда сложнее, чем сыщик мог предположить.
Картина британского режиссёра Сидни Люмета считается самой достойной экранизацией «Убийства в Восточном экспрессе». На премьере фильма даже присутствовала сама 84-летняя Агата Кристи, оставшаяся в полном восторге от бережного отношения к её роману. В Эркюля Пуаро перевоплотился великий актёр Альберт Финни, к тому моменту уже получивший два «Золотых глобуса» и номинированный на премию «Оскар». Съёмки в фильме про Пуаро артист сочетал с участием в театральных постановках, поэтому времени на полноценный отдых у него оставалось не так много. Существует популярная байка, согласно которой Финни гримировали для роли сыщика, пока он крепко спал, — его якобы забирали из дома на карете скорой помощи и везли на киностудию. Поговаривают, что во время этих поездок актёр ни разу не просыпался, пока ему прямо в дороге наклеивали усы и слегка «омолаживали» лицо. «Убийство в Восточном экспрессе» —– по-настоящему изящная и строгая к деталям экранизация романа, снятая с большой любовью и уважением к гениальности Агаты Кристи. Картина собрала на тот момент главных звёзд Голливуда и Британии, правда, «Оскара» из них удостоилась лишь Ингрид Бергман, без которой невозможно представить культовые «Касабланку» и «Дурную славу». В «Убийстве в Восточном экспрессе» актриса талантливо сыграла шведскую миссионерку Грету Олсон.
«Детективы Агаты Кристи: 13 за столом», реж. Лу Антонио, 1985
Эркюль Пуаро (Питер Устинов) вместе с Гастингсом оказываются на званом ужине среди известных личностей, то и дело блистающих на экране. Там они знакомятся с бесподобной актрисой Джейн Уилкинсон (Фэй Данауэй), мужа которой, пожилого лорда Эджвара, вскоре находят убитым на другом конце города. Подозрение сразу же падает на супругу, однако её алиби оказывается неоспоримым. Пуаро решает разобраться в этом сложном деле.
Интересный факт: в «Тринадцати за обедом» в будущем самый известный исполнитель роли Эркюля Пуаро Дэвид Суше не менее выразительно играет инспектора Джеппа. К сожалению, он всё равно остаётся в тени главного героя, воплощённого Питером Устиновым, чьё изображение бельгийского сыщика так не нравилось дочери Агаты Кристи. Фильм в точности соблюдает сюжетные линии и передаёт таинственную эстетику романа, поэтому новаторским его точно не назовёшь. Главное сокровище экранизации — роковая Фэй Данауэй, известная своей страстью к трансформациям в опасных и непредсказуемых женщин, которые можно отследить в «Бонни и Клайде» 1967 года и «Китайском квартале» 1974-го. В «Тринадцати за обедом» актриса отразила остроумие и шарм кинодивы Джейн Уилкинсон, чья роль ей идеально подошла.
«Загадка Эндхауза», реж. Вадим Дербенёв, 1989
Эркюль Пуаро (Анатолий Равикович) проводит свой отпуск на море и надеется наконец побыть в тишине. Внезапно он становится свидетелем далеко не первого покушения на молодую хозяйку крупного поместья. Вместе со своим напарником Гастингсом он собирается выяснить, кто так отчаянно желает смерти богатой наследнице.
Детективы Агаты Кристи пользовались большим успехом в Советском Союзе, поэтому их экранизация была только вопросом времени. Истории о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, написанные сэром Артуром Конаном Дойлом, перенёс на экран Игорь Масленников, а за первую русскоязычную телеверсию одного из расследований Эркюля Пуаро взялся Вадим Дербенёв. Режиссёр уже работал с зарубежным детективным жанром, в 1981 году экранизировав «Женщину в белом» Уилки Коллинза, поэтому его «Загадка Эндхауза» вышла не менее удачной. Бельгийского сыщика в картине Дербенёва сыграл Анатолий Равикович, которого вы можете помнить по роли интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова в «Покровских воротах» Михаила Козакова. Советский Эркюль Пуаро выделялся отсутствием жеманности и какой-то особой небрежностью, отвечавшей за его экстраваганость. Дербенёв мечтал снять Равиковича в ещё одном фильме про именитого сыщика, но, к сожалению, экранизация так и не состоялась.
«Неудача Пуаро», реж. Сергей Урсуляк, 2002
Хозяина старинного особняка Роджера Экройда находят убитым в собственном кабинете. Подозрение падает на всех — от домочадцев до прислуги. На место преступления прибывают местный инспектор и Эркюль Пуаро, намеревающиеся найти убийцу. Однако им предстоит раскрыть целый ворох семейных секретов, прежде чем выйти на его след.
В основу ещё одной известной российской экранизации романа про Эркюля Пуаро лёг детектив Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда». В телефильме, состоящем из пяти частей, роль эксцентричного бельгийца исполнил Константин Райкин. Его герой был полной противоположностью сдержанному и интеллигентному Пуаро Дэвида Суше — он оказался достаточно вспыльчивым и даже дерзким, чем покорил российского зрителя. Авторы сериала вообще стремились сделать персонажей романа более живыми, поэтому привнесли в их амплуа долю комичности и некоторой сентиментальности, что нисколько не испортило впечатление от детективной истории. К сожалению, продолжения проект так не получил, хотя у Константина Райкина с его громадными усами были все шансы стать лучшей отечественной версией Эркюля Пуаро, вероятно, повторив успех Василия Ливанова, некогда сыгравшего Шерлока Холмса.
«Убийства по алфавиту», реж. Фрэнк Тэшлин, 1965
Эркюль Пуаро (Тони Рэндалл) и капитан Гастингс узнают о том, что в Лондоне кто-то убивает людей в алфавитном порядке, а количество жертв постоянно растёт. Мужчины безуспешно пытаются предотвратить следующие преступления, пока бельгийский сыщик не начинает обращать внимание на каждую, казалось бы, незначительную мелочь в рассказах очевидцев. Постепенно Пуаро составляет психологический портрет убийцы.
«Убийства по алфавиту» — самая ранняя экранизация романа про Эркюля Пуаро, ставшая закономерным продолжением четырёх картин, посвящённых расследованиям мисс Марпл. В своём фильме Фрэнк Тэшлин взглянул на историю бельгийского сыщика под комическим углом. Вплоть до того, как взяться за дело алфавитного убийцы, Пуаро в гротескном исполнении Тони Рэндалла пытается ускользнуть от следующих за ним по пятам секретных служб и полиции, непременно желающих выдворить наглого мужчину, часто сующего нос не в своё дело, обратно в Брюссель, что у них, естественно, никак не выходит. После освещения всех провальных погонь за неуловимым сыщиком фильм наконец сосредотачивается на детективной линии, в точности повторяющей историю, описанную в романе. Агата Кристи долго конфликтовала со студией, работавшей над экранизацией, — ей не нравилось, что Пуаро хотят выставить шутом, а само произведение превратить в фарс. Но, увы, невзирая на протест писательницы, Фрэнк Тэшлин всё равно снял своё кино, которое показали в кинотеатрах, а затем и на британском телевидении.