10 самых ожидаемых российских фильмов и сериалов осени

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов. Фото: Кино.Арт.Про

Осенний сезон богат на интересные российские премьеры, начиная от пронзительных фестивальных драм, снятых женщинами-режиссёрами, и заканчивая новым сновиденческим артхаусом Романа Михайлова. Сюжеты о потерянном поколении увлекают не меньше историй о глобальных переменах в жизнях отдельно взятых семей. Рассказываем о самых ожидаемых российских фильмах и сериалах осени, на которые стоит обратить внимание.

«Белый список», реж. Алиса Хазанова

«Белый список», реж. Алиса Хазанова. Фото: Атмосфера кино

23 ноября 2023 года

Весна 2015 года. В Подольск прибывают двое столичных следователей — матёрый Коротков (Алексей Серебряков), рассчитывающий в скором времени выйти на пенсию, и амбициозный Лазарев (Владимир Аверьянов), мечтающий о головокружительной карьере. Напарникам предстоит разобраться в обстоятельствах самоубийства школьницы. Девочка погибла ещё зимой, но её историей правоохранительные органы заинтересовались неслучайно. Дело в том, что недавно вышла громкая статья, утверждаюшая, что школьницу, как и многих других подростков по всей стране, совершить суицид заставили админы закрытой группы смерти «Белый список». Коротков и Лазарев приступают к расследованию, надеясь предотвратить новые жертвы.

Премьера социального триллера режиссёра Алисы Хазановой, дебютировавшей в 2017 году с необычной драмой «Осколки», снятой по заветам французской «новой волны», состоялась летом на фестивале «Пример интонации». Сценарий к картине постановщица написала совместно с экс-кинокритиком Романом Волобуевым («Аврора», «Последний министр»), который начал работать над текстом ещё семь лет назад. Тогда, в 2016 году, вышла резонансная статья Галины Мурсалиевой о группах смерти в Интернете, якобы доводящих подростков до суицида, однако существование реальной угрозы так и не было доказано. Противоречивый материал послужил референсом для создания «Белого списка», привлекающего внимание к всё ещё остро стоящей проблеме самоубийств среди школьников. Вдохновившись лучшими образцами корейских детективных триллеров, включая «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, Хазанова и Волобуев рассказали мрачную историю одного расследования, качественно сделанную по всем канонам жанра. В фильме неуловимость зла служит метафорой неконтролируемой паники, охватившей общество после известий о появлении таинственной секты, угрожающей жизням уязвимых подростков. В то время как причины трагедии, как в той же «Школе» Германики, в каждом случае индивидуальны (буллинг, одиночество, безответная любовь, безразличие родителей, домашнее насилие), а система никак не пытается исправить ситуацию и закрывает глаза на пугающую статистику, следователи, вероятно, идут на поводу у городского фольклора. Впрочем, зрителю самому придётся решить, кто виноват в происходящем кошмаре. «Белый список» — безусловно, смелая попытка поговорить на важную тему, всё ещё табуированную в российском кино.


«Убить Риту», реж. Мария Агранович

«Убить Риту», реж. Мария Агранович. 

Осень 2023 года, Premier

Учительница химии Рита (Евгения Борзых) потеряла работу в школе из-за того, что занималась сексом с учеником. Девушка не унывает и, чтобы заработать лёгкие деньги, устраивается уборщицей в ночной клуб. Во время очередной смены у Риты завязывается разговор с богатой тусовщицей Ларой, которая предлагает бывшей учительнице регулярно наводить порядок в её коттедже за высокую плату. Девушка соглашается и убирается в доме знакомой до тех пор, пока не обнаруживает лужу крови в одной из комнат. Любовник Лары собирается устранить Риту, ставшую свидетельницей преступления.

Первый эпизод криминального сериала постановщицы Марии Агранович («Люби их всех», «The Телки», «Сансара») показали в июне на фестивале «Пилот», где исполнительница главной роли Евгения Борзых получила приз как лучшая актриса. Бодрый и интригующий проект с очевидными реверансами в сторону «Убить Билла» Тарантино и других культовых картин, где женщина противостоит патриархальному миру, представляет из себя историю об опасных приключениях Риты, очутившейся не в то время и не в том месте. Из сериала «Во все тяжкие» мы усвоили, что бывших химиков не бывает, и это утверждение также имеет все шансы на реализацию в криминальной драме Марии Агранович. Будет уместным назвать «Убить Риту» бенефисом одного актёра. Солистка группы СБПЧ Евгения Борзых, в 2021 году блестяще дебютировавшая в сериале «Большая секунда», творит чистую магию на экране, поэтому линии второстепенных героев теряют своё значение на фоне харизмы и загадочности уволенной учительницы. Рита — совсем не та, за кого себя выдаёт, и хочется поскорее узнать о прошлом героини, ведь ей явно есть что скрывать. Сюжет о девушке, ловко ускользающей от угрожающих ей выборгских бандитов и опасных людей из прошлой жизни героини, — действительно что-то новое для российской киноиндустрии.


«Край надломленной луны», реж. Светлана Самошина

«Край надломленной луны», реж. Светлана Самошина. Фото: Пионер

2 ноября 2023 года

14-летней Соне (Маша Лобанова) открывается ужасная правда: оказывается, её отец не умер, как всю жизнь говорила мать (Виктория Толстоганова), запретившая мужчине общаться с дочерьми. Девочка в расстроенных чувствах сбегает на давно пустующую фамильную дачу. Там Соню находят старшая сестра Саша (Анна Шепелева) и мама. Женщины вынуждены начать долгий и тяжёлый разговор о страхах и проблемах, которые они игнорировали годами.

Драму про сложные отношения матери и дочери, получившую серебряного «Святого Георгия» в конкурсе «Русские премьеры» на ММКФ-2023, режиссёр-дебютант Светлана Самошина сняла по сценарию Наталии Мещаниновой, кажется, лучше всех российских кинематографистов понимающей подростков и пронзительно изображающей судьбы отдельно взятых семей. Исключением не стал и «Край надломленной луны». Картина о конфликте двух поколений женщин, разворачивающемся в стенах дачного дома, выматывает все нервы не только главным героиням, но и зрителю. Слишком болезненным и честным вышло это кино — затаённые обиды, комплексы, сформированные в результате детских травм, взаимные упрёки и нравоучения выливаются в один большой и бессмысленный скандал, который легко может стать триггером для всех, кто так и не смог найти общий язык с близкими. Виктория Толстоганова удивительно правдоподобно играет нарциссическую и подавляющую мать, а Анна Шепелева, получившая свою самую заметную роль со времён сериала «Школа», воплотила дочь, всё ещё надеющуюся наладить связь с обесценивающей её успехи родительницей. «Край надломленной луны», лишённый явного морализаторского тона, лишь пунктиром обозначает тревожные моменты в выматывающих пререканиях и не менее мучительном висхолдинге (молчание как вид психологического насилия), намекающие на то, что родственники, склонные к абьюзу, никогда не изменятся, и единственное, что можно сделать ради своего же блага — вычеркнуть их из своей жизни. «Край надломленной луны» — психоаналитическое кино, позволяющее задуматься, насколько экологично ваше общение с родными и не игнорируете ли вы явные признаки эмоционального шантажа.


«Цикады», реж. Евгений Стычкин

«Цикады», реж. Евгений Стычкин. Фото: Кинопоиск

Ноябрь 2023 года, Кинопоиск

Старшеклассники Антон, Алина, Марк, Соня, Алекс и Катя — дети из благополучных семей, которые привыкли наслаждаться жизнью и ни в чём себе не отказывать. Очередная шумная вечеринка приводит к трагедии. Следователь по очереди вызывает подростков и их родителей на допрос и пытается восстановить картину прошлой ночи. Что скрывают беззаботные на первый взгляд школьники и насколько плохо их на самом деле знают в кругу семьи?

Над драматическим сериалом работали режиссёр «Нулевого пациента» Евгений Стычкин, Екатерина Тирдатова («Склифосовский», «Воскресенье»), написавшая сценарий, и шоураннер Александра Ремизова («Нулевой пациент», «Монастырь», «Триггер»). Создатели проекта заверяют, что нас ждёт история потерянного поколения, а не стандартное исследование конфликта отцов и детей. Родители в «Цикадах» закрывают глаза на проблемы своих чад, вынужденных существовать в придуманной системе семейных координат, нравится им это или нет, что неминуемо приводит к трагедии, следующей за желанием вырваться из системы ценностей, отнимающей право быть собой. Похожие попытки выйти за рамки общепринятых норм уже предпринимали подростки в «Чёрной весне», возродившие традиции дуэлей. Только если радикальное проявление юношеского максимализма у парней из приморского городка было связано с обострённым чувством справедливости, то в «Цикадах» оно, вероятно, вытекает из желания подростков заставить родителей наконец увидеть в них личности, а не собственные бизнес-проекты. Сериал с детективной завязкой в духе испанской «Элиты» вызывает неподдельный интерес, как и первая большая роль Григория Верника, сыгравшего школьного бунтаря Антона. Молодой актёр уверенно показывает себя в триллерах и драмах, но чаще всего во второстепенных ролях. «Цикады» предоставят ему куда больше свободы и времени.


«Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов

«Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов. Фото: Кино.Арт.Про

26 октября 2023 года

Молодая и перспективная актриса Света (Мария Мацель), проживающая в Санкт-Петербурге, только выпустилась из театральной академии и грезит о карьере в серьёзном кино. Ей выпадает шанс присоединиться к многообещающему болливудскому проекту, собравшему главных звёзд экрана, лучших хореографов и диджеев страны. Вот только съёмки выглядят как минимум подозрительно: актёры не могут объяснить, что происходит на площадке, им не раздают сценарий, а ещё всех участников творческого процесса вовлекают в странную игру.

За последние несколько лет писателю, философу, математику и театральному режиссёру Роману Михайлову удалось стать одним из главных лиц российского независимого кино. Он создал свою причудливую и завораживающую сакральными смыслами сказочную вселенную, где бандиты странствуют по загробному миру («Сказка для старых»), мент влюбляется в умиротворяющий голос проповедницы на другом конце провода, что, увы, не позволяет ему обрести душу («Снег, сестра и росомаха»), а подросток, самостоятельно отпевающий колдуна-старообрядца, сталкивается с незримыми сверхъестественными силами («Наследие»). В работах Михайлова мистика, как правило, не получает физического воплощения и, оставаясь эфемерной, заполняет собой всё пространство. «Отпуск в октябре», показанный на кинофестивале «Окно в Европу», на один раз переименованном в «Выборг», — первый сновиденческий фильм режиссёра, посвящённый любви к кинематографу. Четвёртую картину Михайлова очень сложно описать, ведь она скорее похожа на сюрреалистический калейдоскоп эстетских и остроумных оммажей «Малхолланд Драйву», «Твин Пиксу», неоновому «Экстазу» Гаспара Ноэ и советскому наследию застойного периода. Так выглядел бы «Вавилон» Шазелла, если бы его снимали в России конца 1990-х — начала 2000-х. Творящийся на экране маргинальный балаган увлекает с первой секунды, густой жёлтый туман, окутывающий съёмочную площадку, превращает творческие метания героев в поистине фантасмагорическое зрелище, а только на первый взгляд хрупкая и нежная Мария Мацель, прямо сейчас материализующая силу гнева в «Чёрном облаке», вновь демонстрирует неожиданные грани своего актёрского таланта. «Отпуск в октябре» — чисто синефильский арт-эксперимент, который точно удался. Следующим фильмом Романа Михайлова станет «Поедем с тобой в Макао», находящийся на постпродакшене.


«Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева

«Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева. Фото: Пионер

12 октября 2023 года

17-летняя Яха (Хадижа Батаева) учится в выпускном классе чеченской школы и ещё не решила, чем хочет заниматься в будущем. Впрочем, выбора у неё всё равно нет — мать скоро собирается выдать девушку замуж, несмотря на то что её старшая сестра уже состоит в абьюзивном браке, но не может выйти из круга насилия из-за маленького сына. Яха старается радоваться каждой секунде своей жизни вместе с лучшей подругой Мадиной, бродя с ней по бескрайним полям. Девушка самозабвенно мечтает о счастливом будущем, которое, скорее всего, не случится.

«Клетка ищет птицу» выпускницы мастерской Александра Сокурова Малики Мусаевой — единственный российский фильм, допущенный до участия в Берлинале-2023. Драма взросления, снятая на чеченском языке, во многом перекликается с картинами «Разжимая кулаки» и «Теснота». Главная героиня Яха тоже растёт в патриархальном обществе Северного Кавказа, решившем, что единственное, чего девушка должна хотеть от жизни, — выйти замуж и родить детей, и всеми способами оправдывающем домашнее насилие. Тема возможного бегства из консервативного мира, ограничивающего права и свободы женщин, как и в работах Киры Коваленко и Кантемира Балагова, здесь также является одной из ключевых. Однако «Клетка ищет птицу», подобно душераздирающей драме «Говорят женщины» Сары Полли, удостоившейся «Оскара» за лучший адаптированный сценарий, оставляет жестокость за кадром и сосредотачивается на нескольких поколениях героинь с абсолютно одинаковыми трагическими судьбами: их выдали замуж, лишив голоса и крыльев. Яха с тоской вспоминает о счастливых мгновениях собственного детства, когда она порхала по равнинам, звонко смеялась и думала, что так будет продолжаться вечно. Работая над визуальным языком картины, Малика Мусаева вдохновлялась «Грозовым перевалом», поэтому беззаботные прогулки героини по полям часто сменяются домашними эпизодами с нарастающей тревожностью. Зритель догадывается, что за поэтическим трепетом некоторых сцен последует напоминание о несвободе, что делает «Клетка ищет птицу» по-настоящему болезненным кино.


«1993», реж. Александр Велединский

«1993», реж. Александр Велединский. Фото: Атмосфера кино

28 сентября 2023 года

Октябрь 1993-го. Прежней идиллии семейной пары Виктора (Евгений Цыганов) и Лены (Екатерина Вилкова) приходит конец: во времена больших потрясений супруги оказываются по разные стороны баррикад в самом сердце Москвы. Удастся ли им сохранить любовь на фоне творящегося хаоса?

Драму «1993» режиссёр Александр Велединский («Географ глобус пропил») снял по роману писателя Сергея Шаргунова. Изначально фильм должен был выйти на большие экраны 21 сентября — в этот день в 1993 году Ельцин издал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета, что послужило началом двухнедельного внутриполитического конфликта, приведшего к вооружённым столкновениям в центре Москвы и расстрелу Белого дома. Однако по техническим причинам премьеру перенесли ровно на неделю. В российском кино пока никто так подробно не освещал события октября 1993-го — они лишь фрагментарно были показаны в сериале «Бригада». Александр Велединский, следуя первоисточнику, рассказывает о двух неделях, навсегда изменивших страну, сфокусировавшись на истории одной семьи. Центральные роли в картине исполнили Евгений Цыганов, Екатерина Вилкова, Александр Робак, Максим Лагашкин и Григорий Верник.


«Привет, мама», реж. Иля Малахова

«Привет, мама», реж. Иля Малахова. Фото: Reflexion Films

2 ноября 2023 года

38-летняя Кира (Дарья Савельева) работает в колл-центре аэропорта Пулково и делит квартиру с младшей сестрой Верой (Аглая Тарасова) и её дочерьми. Мать двух женщин несколько лет назад бесследно исчезла. Вера предлагает признать её умершей и сжечь все оставшиеся вещи, чтобы двигаться дальше. Но Кира хочет оставить всё как есть и надеется, что однажды мать вернётся.

Премьера дебютного фильма «Привет, мама» Или Малаховой, известной в качестве сценаристки «Вызова», состоялась летом в Выборге, а в конце сентября картину покажут в конкурсной программе Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Некоторые сцены режиссёр снимала в собственной квартире, а в кадре периодически мелькают двое её детей, что наделяет это кино личными оттенками. Драма Малаховой получилась трогательной одой сестринству. Героини Дарьи Савельевой и Аглаи Тарасовой, такие разные по своей природе, на протяжении всего фильма ищут точки соприкосновения и постепенно, преодолевая глубокий кризис взаимоотношений, осознают, что у них в жизни нет никого дороже друг друга. Драма не только о примирении с родным человеком, но и об избавлении от груза прошлого (у сестёр есть веские причины злиться на исчезнувшую мать), простым языком говорит о самом важном: любите и цените тех, кто может разделить ваши горести и радости, пока есть такая возможность. За роль Киры Дарья Савельева удостоилась «Золотой ладьи» на кинофестивале в Выборге как лучшая актриса.


«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников

«Слово пацана», реж. Жора Крыжовников. Фото: Start/Wink

Осень 2023 года, START и Wink

Конец 1980-х, Татарская АССР. Школьники Андрей и Марат (Рузиль Минекаев) всё время ввязываются в уличные разборки с подростками из соседних дворов и в какой-то момент объединяются в агрессивную стайку вместе с пацанами, которых уважают. В это же время сводный брат Марата Иван (Иван Янковский) возвращается из Афганистана и, собираясь навести свои порядки в городе, всё больше погружается в опасный мир криминала.

В основу криминальной драмы режиссёра комедии «Горько!» Жоры Крыжовникова легла реальная история «казанского феномена»: в конце 1980-х в Татарской АССР появилось большое количество преступных группировок, состоявших преимущественно из подростков и детей. Пока родители пытались выжить в условиях экономического кризиса, предвещающего скорый распад Советского Союза, предоставленные сами себе беспризорные мальчишки собирались в дворовые банды и «бились за асфальт». Для них бесконечные дворовые разборки были единственным островком стабильности на фоне стремительно разваливающейся страны, однако представления подростков о чести и справедливости всё сильнее искажались под влиянием насилия и беспредела, ставших неотъемлемой частью криминального образа жизни. Об этом и рассказывает сериал Крыжовникова. Центральные роли в «Слове пацана» исполнили Иван Янковский и Рузиль Минекаев («Смычок»). Проект Крыжовникова, сценарий к которому написал Андрей Золотарёв («13 клиническая», «Триггер»), снимали в Ярославле. Янковский не впервые играет персонажа, существующего в позднеперестроечных декорациях, — он довольно лаконично смотрелся в «Фишере» и, вероятно, так же органично впишется в преступную среду «Слова пацана».


«Чувства Анны», реж. Анна Меликян

«Чувства Анны», реж. Анна Меликян. Фото: Planeta Inform Film Distribution

9 ноября 2023 года

Главная героиня, сотрудница пермской кондитерской фабрики Анна (Анна Михалкова), внезапно обнаруживает у себя странные способности. Женщина может слышать голоса внеземных цивилизаций, которые хотят донести до человечества нечто важное.


В 2007 году Анна Меликян выпустила феноменальную «Русалку» с Марией Шалаевой — авторский артхаус, оригинально интерпретирующий знаменитую сказку Ганса Христиана Андерсена. В 2014-м она представила жизнеутверждающую и не менее волшебную «Звезду». Третьей своеобразной сказкой Меликян после нескольких картин о любви и сексе стала «Фея», где переплетаются мотивы реинкарнации и бегства в фантазийный виртуальный мир, населённый святыми и созданиями из славянского фольклора. «Чувства Анны» — фантастическая история об установлении женщиной контакта с внеземными цивилизациями, снятая в жанре магического реализма. Свою последнюю на данный момент работу режиссёр называет «самым необычным, самым чувственным и самым взрослым фильмом про что-то главное». Чёрно-белая картина, к которой многие изначально относились скептически из-за невольных ассоциаций с «Прибытием» Дени Вильнёва, на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» раскрыла свой мощный потенциал и донесла до зрителя искреннее и очень своевременное послание: любовь спасёт мир. При этом в новом кино Меликян нашлось место и для суровой серьёзности — ни в одном из её фильмов надежда так резко не сменялась грубым реализмом с утратами и изменами. «Чувства Анны» — действительно самая зрелая работа режиссёра, проникнутая наивной эстетикой советских оттепельных картин о вере в лучшее. За гипнотический саундтрек к фильму отвечает группа Shortparis, а за человечность, побеждающую все беды, — героиня Анны Михалковой.

Читайте также
Ускользающая красота и поэзия одиночества: фильмы Софии Копполы
На завершившемся в субботу 80-м Венецианском кинофестивале актриса Кейли Спейни, сыгравшая жену Элвиса Пресли в байопике «Присцилла», получила Кубок Вольпи за...
Сериалы августа-23: гид Татьяны Алёшичевой
В августе вышли сериал-разоблачение про опиоидный кризис в Америке, болливудский комедийный боевик в стилистике Тарантино, новая экранизация Бернарда Корнуэлл...
Секты, пришельцы и человеческие пороки: яркие фильмы с Венецианских фестивалей последних лет
На острове Лидо продолжается 80-й Венецианский фестиваль. Картины, которые сейчас показывают на Мостре, доберутся до российского зрителя в ближайшие месяцы. С...
Зло во плоти: 10 лучших фильмов про маньяков
Любимая тема большинства зрителей.
Также рекомендуем
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.

Последние новости

Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00