Вам когда-нибудь казалось, что мир, в котором вы живёте, на самом деле кем-то срежиссирован? Что всё вокруг — искусственные декорации, а инфополе на самом деле выжжено и заполнено лишь инфошумом? Дарья Тарасова рассказывает о пяти фильмах, в которых герои понимают, что жили в мире-обманке, и пытаются вырваться за его рамки.
«Матрица», реж. Лана Вачовски, Лили Вачовски, 1999
Классический (и культовый) образец истории про мир с двойным дном — симуляция реальности, в которой живут люди в фильме сестёр Вачовски. Технотронное общество достигло к концу прошлого тысячелетия той своей стадии, когда сомнения в безопасности человека как вида из технопессимизма наконец переросли в техноненависть, а поп-культура подарила этому ощущению вполне осязаемое воплощение — с лакированными плащами и стильными солнцезащитными очками.
Однажды хакер Нео обнаруживает, что привычный мир — всего лишь иллюзия, порождённая искусственным интеллектом, а блаженное неведение, в котором пребывает мир людей, — огромный источник питания для разумных машин. Своей целью герой ставит не просто усмирить эту реальность, но и раскрыть правду человечеству. Философия и экшн прилагаются.
«Шоу Трумана», реж. Питер Уир, 1998
Если в «Матрице» путь героя — приручение окружающего мира и борьба с ним, в фильме Питера Уира акцент ставится на постепенном осознании главным персонажем, что всё вокруг — ложь. Труман Бёрбэнк — простой страховой агент, даже не подозревающий, что вся его жизнь — масштабное реалити-шоу. Случайная влюблённость приводит к тому, что Труман постепенно начинает видеть швы в своей повседневности, оставленные скрупулёзными создателями телепродукта.
Каким бы безопасным ни был стеклянный колпак, под которым заперли героя, миру драматичных грёз он всё же предпочитает реальность — пусть и совсем пока незнакомую.
«Главный герой», реж. Шон Леви, 2021
В этом фантастическом боевике режиссёр Шон Леви («Живая сталь», «Ночь в музее») в построении концепции о виртуальном мире зашёл куда дальше: герой Райана Рейнольдса обнаруживает, что на самом деле он — лишь персонаж в ролевой онлайн-игре, причём даже не главный, а всего лишь неигровой, фоновый (NPC).
Ода возможностям искусственного интеллекта, которую предложил зрителю Леви, выворачивает гипотезу Злого демона Декарта наизнанку. Что, если реальность — просто иллюзия, но при этом и сам субъект в ней — тоже иллюзия, часть этого эфемерного мира? Хорошо, что пёстрый вид игры и карикатурность главного злодея (Тайка Вайтити!) хоть как-то помогают спасти мозг смотрящего от перегрузки, а разум — от очередного экзистенциального кризиса.
«Помни», реж. Кристофер Нолан, 2000
Иногда мозг сам заманивает себя в когнитивную ловушку — по крайней мере, стелет себе соломку, чтобы реальность не так сильно кусалась и складывалась хоть в какое-то подобие полноценной картины. Именно в такую ловушку и попадает Гай Пирс в детективном триллере, принёсшем Кристоферу Нолану мировую известность.
По сюжету следователь страховой компании Леонард пытается найти убийцу своей жены, однако ситуацию осложняет травма головы, из-за которой память героя способна удерживать лишь последние несколько минут. Чтобы хоть что-то помнить, персонаж оставляет записки, фотографии, даже татуировки на собственном теле. Помимо нетривиальной сюжетной концепции, Нолан смог подарить публике то ощущение, в котором существует его герой, — паранойю, недоверие ко всему, что видишь, и скепсис по отношению к самому себе.
«Игра», реж. Дэвид Финчер, 1997
Дэвид Финчер тоже сыграл на поле параноидальных триллеров с искусственными декорациями — в фильме «Игра» с Майклом Дугласом и Шоном Пенном. Идея в основе сюжета тоже необычная: успешный банкир Николас Ван Ортон, страдающий от воспоминаний о болезненном прошлом, однажды получает в подарок сертификат на участие в некой «Игре». Дав согласие, Николас вскоре понимает, что его жизнь начинает рушиться, причём крайне стремительно.
Финал фильма — возможно, лучшая иллюстрация прозрения и катарсиса, которых достигает человек-свидетель, все покровы с реальности будут сняты. Что удивительно — осознание это кажется по-настоящему сокрушительным, ведь обман доведён до крайности.