Фильмы о заложниках искусственной реальности

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Вам когда-нибудь казалось, что мир, в котором вы живёте, на самом деле кем-то срежиссирован? Что всё вокруг — искусственные декорации, а инфополе на самом деле выжжено и заполнено лишь инфошумом? Дарья Тарасова рассказывает о пяти фильмах, в которых герои понимают, что жили в мире-обманке, и пытаются вырваться за его рамки.

«Матрица», реж. Лана Вачовски, Лили Вачовски, 1999

Классический (и культовый) образец истории про мир с двойным дном — симуляция реальности, в которой живут люди в фильме сестёр Вачовски. Технотронное общество достигло к концу прошлого тысячелетия той своей стадии, когда сомнения в безопасности человека как вида из технопессимизма наконец переросли в техноненависть, а поп-культура подарила этому ощущению вполне осязаемое воплощение — с лакированными плащами и стильными солнцезащитными очками.

Однажды хакер Нео обнаруживает, что привычный мир — всего лишь иллюзия, порождённая искусственным интеллектом, а блаженное неведение, в котором пребывает мир людей, — огромный источник питания для разумных машин. Своей целью герой ставит не просто усмирить эту реальность, но и раскрыть правду человечеству. Философия и экшн прилагаются.

«Шоу Трумана», реж. Питер Уир, 1998

«Шоу Трумана»

Если в «Матрице» путь героя — приручение окружающего мира и борьба с ним, в фильме Питера Уира акцент ставится на постепенном осознании главным персонажем, что всё вокруг — ложь. Труман Бёрбэнк — простой страховой агент, даже не подозревающий, что вся его жизнь — масштабное реалити-шоу. Случайная влюблённость приводит к тому, что Труман постепенно начинает видеть швы в своей повседневности, оставленные скрупулёзными создателями телепродукта.

Каким бы безопасным ни был стеклянный колпак, под которым заперли героя, миру драматичных грёз он всё же предпочитает реальность — пусть и совсем пока незнакомую.

«Главный герой», реж. Шон Леви, 2021

«Главный герой»
«Главный герой»

В этом фантастическом боевике режиссёр Шон Леви («Живая сталь», «Ночь в музее») в построении концепции о виртуальном мире зашёл куда дальше: герой Райана Рейнольдса обнаруживает, что на самом деле он — лишь персонаж в ролевой онлайн-игре, причём даже не главный, а всего лишь неигровой, фоновый (NPC).

Ода возможностям искусственного интеллекта, которую предложил зрителю Леви, выворачивает гипотезу Злого демона Декарта наизнанку. Что, если реальность — просто иллюзия, но при этом и сам субъект в ней — тоже иллюзия, часть этого эфемерного мира? Хорошо, что пёстрый вид игры и карикатурность главного злодея (Тайка Вайтити!) хоть как-то помогают спасти мозг смотрящего от перегрузки, а разум — от очередного экзистенциального кризиса.

«Помни», реж. Кристофер Нолан, 2000

«Помни»
«Помни»

Иногда мозг сам заманивает себя в когнитивную ловушку — по крайней мере, стелет себе соломку, чтобы реальность не так сильно кусалась и складывалась хоть в какое-то подобие полноценной картины. Именно в такую ловушку и попадает Гай Пирс в детективном триллере, принёсшем Кристоферу Нолану мировую известность.

По сюжету следователь страховой компании Леонард пытается найти убийцу своей жены, однако ситуацию осложняет травма головы, из-за которой память героя способна удерживать лишь последние несколько минут. Чтобы хоть что-то помнить, персонаж оставляет записки, фотографии, даже татуировки на собственном теле. Помимо нетривиальной сюжетной концепции, Нолан смог подарить публике то ощущение, в котором существует его герой, — паранойю, недоверие ко всему, что видишь, и скепсис по отношению к самому себе.

«Игра», реж. Дэвид Финчер, 1997

«Игра»
«Игра»

Дэвид Финчер тоже сыграл на поле параноидальных триллеров с искусственными декорациями — в фильме «Игра» с Майклом Дугласом и Шоном Пенном. Идея в основе сюжета тоже необычная: успешный банкир Николас Ван Ортон, страдающий от воспоминаний о болезненном прошлом, однажды получает в подарок сертификат на участие в некой «Игре». Дав согласие, Николас вскоре понимает, что его жизнь начинает рушиться, причём крайне стремительно.

Финал фильма — возможно, лучшая иллюстрация прозрения и катарсиса, которых достигает человек-свидетель, все покровы с реальности будут сняты. Что удивительно — осознание это кажется по-настоящему сокрушительным, ведь обман доведён до крайности.

Читайте также
5 художественных фильмов о кинорежиссёрах
В последние годы кинопроизводство становится в массовом сознании трудом коллективны...
Два цвета: красота современных чёрно-белых фильмов
Максим Ершов — о красивых картинах, которые стоит смотреть хотя бы ради виртуозной ...
Лучшие сериалы февраля-2022: гид Татьяны Алёшичевой
Чудовища, «Убер» и фальшивомонетчики.
Атмосферные хорроры для тех, кому понравился фильм «Оленьи рога»
Собрали несколько хорроров, атмосфера в которых порой главенствует над содержанием....
Детектив за день: 5 современных книг
Книги про расследования и «сложные дела», которые можно прочесть за один день
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в марте
Соня Бессонова советует фильмы, которые вы можете посмотреть в грядущем месяце, не ...
Также рекомендуем
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
Любимая тема большинства зрителей.
От новых частей супергеройских франшиз до Нолана, Скорсезе и «Форсажа».
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
Любимая тема большинства зрителей.
От новых частей супергеройских франшиз до Нолана, Скорсезе и «Форсажа».

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00