Порой одна сцена может в корне изменить представление о фильме, особенно если это развязка. Ведь зачастую запоминается последнее. Поэтому режиссёры, сценаристы и продюсеры до последнего момента бьются над финалом совместной работы. Максим Ершов вспоминает 10 фильмов, у которых могла бы быть альтернативная концовка и, возможно, совсем другое место в истории кино. Осторожно, спойлеры!
«Бегущий по лезвию», реж. Ридли Скотт, 1982
Бегущими по лезвию в альтернативном будущем называют охотников на репликантов, продукты генной инженерии и робототехники. В 2019 году опытного Рика Декарда (Харрисон Форд) восстанавливают в полиции Лос-Анджелеса, чтобы он отыскал группу андроидов во главе с Роем Батти (Рутгер Хауэр). Органы правопорядка думают, что репликанты ищут встречи с Эндолом Тайреллом (Джо Тёркел) — главой корпорации, разрабатывающей кибернетический интеллект. Декарду нужно добраться до Батти и компании, выяснить их мотивы и уничтожить.
Ключевой вопрос фильма, является ли Декард репликантом, до сегодняшнего дня не имеет однозначного ответа. Всего существует семь монтажных вариантов «Бегущего по лезвию». Пожалуй, наиболее известные — прокатная и режиссёрская версии. В первой Декарда и его возлюбленную Рэйчел ждал хеппи-энд в виде поездки в Канаду за лучшей жизнью. Автор же хотел оставить финал открытым и даже слегка намекнуть на нечеловеческую природу Декарда. Харрисон Форд и Ридли Скотт до сих пор спорят о судьбе главного героя.
«Терминатор 2: Судный день», реж. Джеймс Кэмерон, 1991
Сара Коннор (Линда Хэмилтон) воспитывает сына Джона (Эдвард Ферлонг), который должен в скором времени повести людей против машин. С момента попытки киборга из 2029 года убить Сару прошло более 10 лет. Но из постапокалиптического будущего прибывает новый терминатор, который теперь хочет убить не мать, а сына. Возможно, Джону сможет помочь старая версия терминатора, перепрограммированная сопротивлением.
В изначальной концовке фильма заметно постаревшая Сара мирно сидит на скамейке в парке и смотрит, как её сын Джон, теперь сенатор, играет с дочкой. Вроде бы машины научились ценить человеческую жизнь, так что люди в безопасности. Кэмерон посчитал завершение истории уж слишком благостным и заменил его на открытый финал. Судный день всё ещё возможен, а значит, и продолжению франшизы быть.
«Король Лев», реж. Роджер Аллерс, Роб Минкофф, 1994
У короля зверей, льва Муфасы, рождается наследник Симба. Дядя малыша Шрам мечтает убить и племянника, и брата, чтобы стать правителем. Шрам несколько раз пытается расправиться с Симбой и сбрасывает Муфасу в каньон. Коварный дядя убеждает юного племянника в том, что он виноват в гибели отца. Симба покидает земли прайда, но встречает новых друзей, взрослеет и понимает, кто на самом деле убил папу.
Как известно, финальная схватка между племянником и дядей происходит на вершине скалы. Симба сбрасывает Шрама с большой высоты, а внизу его убивают гиены. Боссы студии Disney изначально планировали разрывающий сердце финал. Шрам должен был скинуть со скалы Симбу, а затем погибнуть в окружившем его пламени. К счастью, режиссёры и продюсеры одумались и лишили детей по всему миру ещё одной психологической травмы.
«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон, 1997
Во время плавания на новеньком лайнере «Титаник» 17-летняя дочь богатых родителей Роза (Кейт Уинслет) знакомится с бедным художником Джеком (Леонардо ДиКаприо) и влюбляется в него. Отношения развиваются стремительно, а заканчиваются трагично. Первый рейс «Титаника» оказывается и последним. Корабль сталкивается с айсбергом.
В финале, пожалуй, самой известной и печальной экранной истории любви Джек погибает, а Розу удаётся спасти. Седовласая Роза много лет спустя рассказывает о крушении «Титаника» и знакомстве с художником. Пожилая дама кидает медальон «Сердце океана» на дно морское, где покоится давно затонувший лайнер. В альтернативной концовке охотник за сокровищами Брок Лаветт отговаривает Розу выбрасывать бриллиант в воду, за что получает пафосную речь о ценности человеческой жизни. Второй раз Кэмерон принял правильно решение и не испортил фильм смехотворным окончанием.
«Бойцовский клуб», реж. Дэвид Финчер, 1999
Страдающий от бессонницы и скучающий клерк (Эдвард Нортон) встречает в командировке загадочного и крутого Тайлера Дёрдена (Брэд Питт), продавца сваренного из жира мыла и философа-оригинала. Дёрден уверен, что жить стоит только ради саморазрушения. Главный герой и новый знакомый вскоре дерутся у бара, а далее решают основать бойцовский клуб, в котором можно будет со спокойной совестью мутузить других членов организации. Клерк начинает чувствовать, что снова живёт.
Редкий случай, когда автором новой концовки стал не режиссёр фильма. В оригинальной версии Рассказчик убивает своё альтер эго Тайлера Дёрдена и вместе с возлюбленной Марлой наблюдает, как за окном рушатся небоскрёбы. Анархический план начинает работать. А в версии, вышедшей на китайском стриминговом сайте Tencent Video в 2022 году, зрителям говорят, что государство успешно раскрыло план Тайлера по уничтожению мира. Представители онлайн-кинотеатра отказались от комментариев. Но если верить источникам, финал отредактировал владелец авторских прав на фильм в Китае, согласовав изменения с правительством страны.
«28 дней спустя», реж. Дэнни Бойл, 2002
Экоактивисты пробираются в лабораторию в Кембридже, где на животных испытывают таинственный вирус. Молодые люди открывают клетки. Одну из активисток кусает инфицированный зверь, начинается эпидемия, улицы наполняют зомби. Через 28 дней Джим (Киллиан Мёрфи) приходит в себя после комы в одной из больниц Великобритании. Пока парень лежал без сознания, мир сильно изменился. Джиму предстоит научиться выживать в новых условиях.
Зомби-хоррор Дэнни Бойла по сценарию Алекса Гарленда завершается счастливым концом: Джиму и его друзьям удаётся сбежать из Лондона, а в сельской местности их замечает правительственный истребитель. Может быть, однажды мир даже научится бороться с зомби. В оригинальной концовке финал был намного трагичнее: Джим умирал от ранений. Сегодня мы знаем (вспомним хотя бы «Пекло»), что далеко не каждый фильм Бойла и Гарленда заканчивается хеппи-эндом.
«Эффект бабочки», реж. Эрик Бресс, Дж. Макки Грубер, 2003
Детство Эвана Треборна (Эштон Кутчер) и его друзей никак нельзя назвать счастливым. Мальчики и девочка Келли пережили не одну психологическую травму. Через несколько лет студент Эван, читая свои подростковые дневники, обнаруживает, что может путешествовать во времени и исправлять ошибки прошлого. Но почему-то каждый раз после изменения события минувших дней Эвану в настоящем становится только хуже.
У картины Эрика Бресса и Дж. Макки Грубера с Эштоном Кутчером на пике карьеры есть четыре концовки. В официальной и наиболее известной версии Эван сжигает свои дневники и так и не знакомится с Келли. В двух других концовках молодые люди вместе, но есть и четвёртый, самый жуткий вариант. Эван душит себя пуповиной в утробе матери, не желая менять минувшие события. К тому же выясняется, что женщина прежде была беременна дважды, и оба ребёнка также кончали с собой, понимая ужас дара управления прошлым.
«Я — легенда», реж. Фрэнсис Лоуренс, 2007
Военный медик Роберт Невилл (Уилл Смит) — единственный переживший страшную эпидемию. Неизвестный вирус выкосил половину человечества, другая половина превратилась в звероподобных хищников, ведущих ночной образ жизни. Невилл бродит вместе с верным другом — немецкой овчаркой Сэмом — по постапокалиптическому Нью-Йорку, пытаясь отыскать лекарство от вируса. А по ночам приходится отбиваться от полчищ упырей.
В экранизации одноимённого романа Ричарда Мэтисона изначально должно было выясниться, что зомби самоорганизовались в разумное общество, а Роберт Невилл им был интересен, потому что у медика в плену была самка их главаря. На тестовых просмотрах зрители неоднозначно относились к подобному фильму и хотели более простого разрешения. Фрэнсис Лоуренс сдался и сделал Невилла положительным героем. В финале он умирает, но спасает человечество, создавая сыворотку от вируса. Однако в недавно анонсированном сиквеле будет использована как раз альтернативная концовка, в которой Роберт Невилл выжил.
«Скотт Пилигрим против всех», реж. Эдгар Райт, 2010
Неудачливый бас-гитарист рок-группы Sex Bob-Omb Скотт Пилигрим (Майкл Сера) знакомится с девушкой-курьером Amazon Рамоной Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстед). До этого молодой человек видел её во сне. Скотт уверен, что это девушка его мечты. Но музыкант выясняет, что на пути к счастью есть препятствие в виде семи бывших Рамоны. Скотту предстоит сразиться с ними и победить. Схватки напоминают файтинг в духе Mortal Combat.
В знакомой зрителям концовке главный герой успешно расправляется с семью бывшими и начинает встречаться с Рамоной. Но есть и более скучная альтернативная концовка. Да, Скотт по-прежнему расправляется с предыдущими бойфрендами Рамоны, но решает вернуться к Найвз — школьнице, с которой он встречался до знакомства с девушкой-курьером. Наверное, другой конец означал бы, что Скотт утомился от многочисленных проблем, которые ему доставила Рамона, и выбрал более спокойную и любящую Найвз.
«Прочь», реж. Джордан Пил, 2017
Роуз (Эллисон Уильямс) отправляется вместе с новым бойфрендом Крисом (Дэниэл Калуя) навестить родителей в уединённом загородном доме. Мама с папой не подозревают, что дочка встречается с чернокожим парнем. Ничего хорошего из знакомства выйти не может, поскольку родители Роуз принадлежат к белому элитному обществу, которое использует людей с другим цветом кожи для обретения вечной молодости.
Дебютный фильм принёс Джордану Пилу «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. В концовке Крису удаётся спастись от сумасшедших белых, а бывшую возлюбленную Роуз он оставляет истекать кровью. В альтернативном финале ситуация у чернокожего парня много хуже. Его хватают полицейские, не верят ни единому слову Криса и приговаривают к смертной казни за убийства в загородном доме. Возможно, с мрачным финалом «Оскара» Пилу было бы не видать.