Прогноз победителей «Оскара-2021» от Никиты Лаврецкого

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В 2019 году Никита Лаврецкий занял первое место в конкурсе портала «Кинопоиск» по предсказанию победителей премии «Оскар», а в 2020-м предсказал на страницах «Искусства кино» 21 из 24 победителей, включая «Паразитов» в номинации «Лучший фильм». Вчера американские киноакадемики определили своих фаворитов за минувший год, и Никита Лаврецкий прогнозирует победителей премии «Оскар-2021». 

Следует оговориться, что сразу после оглашения номинантов возможен лишь предварительный прогноз. Точнейший же прогноз можно строить уже ближе к церемонии награждения (25 апреля), по ходу объявления лауреатов премий американских киношных гильдий — это важнейший фактор, указывающий на популярность картин внутри американского киносообщества. Даты этих премий в этом году такие: премия Гильдии сценаристов — 21 марта; премия Гильдии продюсеров — 24 марта; премия Гильдии киноактёров — 4 апреля; премия Гильдии режиссёров — 10 апреля.


Карантинное малокартинье сделало своё дело: среди кандидатов на главный «Оскар» все варианты выглядят компромиссными, всем картинам чего-то не хватает, чтобы быть очевидным фронтраннером.

Наибольшее количество номинаций (десять) у «Манка» Дэвида Финчера, но у него нет сценарной номинации (последний раз без неё побеждал «Титаник», но это, очевидно, было совершенно иное кино) и номинации за лучший монтаж (без неё за последние 40 лет выигрывал только снятый одним планом «Бёрдмэн»). Шансы «Манка» при таком раскладе выглядят плачевно.

Чаще всего в качестве главного фаворита упоминают «Землю кочевников» Хлои Чжао, но этот фильм выглядит как тот любимчик критиков, любовь к которому едва ли разделяет более широкое сообщество кинематографистов (напомним, что в состав Киноакадемии входит более 9000 членов, голосующих на «Оскаре» и разбитых на 17 различных профессиональных ветвей). Из последних таких критических (но не «академических») хитов вспоминаются снимавшееся 13 лет «Отрочество» (проигравшее в итоге на порядок более яркому «Бёрдмэну») и чёрно-белая «Рома» (проигравшая антирасистской «Зелёной книге»).

Что же свидетельствует о недостатке поддержки у «Земли кочевников»? По большому счёту ничего кроме косвенных признаков. Этот фильм успел завоевать все ключевые номинации и победы сезона. Среди них: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (совпадал с лучшим фильмом «Оскара» лишь дважды — в 1948 и 2017 году); приз зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто (за последние 10 лет совпадал с «Лучшим фильмом» дважды); «Золотой глобус» за «Лучшую драму» (три совпадения за 10 лет); премия «Выбор критиков» (четыре совпадения за 10 лет). Как видно из статистики, все эти победы сами по себе ничего не гарантируют; зато у «Земли кочевников» нет номинации за лучший актёрский ансамбль премии Гильдии киноактёров (актёрская ветвь Киноакадемии — самая многочисленная и влиятельная) и, вопреки многочисленным прогнозам, Дэвид Стрэтэйрн так и не получил актёрскую номинацию на премию «Оскар», оставив Фрэнсис Макдорманд в гордом одиночестве.

Второй косвенный аргумент против «Земли кочевников» — это тот факт, что это не голливудское по духу кино. Даже когда «Оскар» за лучший фильм завоёвывали фильмы-аутсайдеры (корейские «Паразиты», независимый «Лунный свет»), это были работы в классических для Голливуда жанрах (хичкоковский триллер и мелодрама в духе Дугласа Сёрка соответственно). Постдок «Земли кочевников» по сравнению с этими примерами выглядит совсем неформатом.

Гораздо более понятной и зрительской является драма «Суд над чикагской семёркой», основанная на реальных событиях из новейшей американской истории. Да, у Аарона Соркина нет режиссёрской номинации, но это не помешало в своё время аналогичной исторической драме «Арго» обойти более артхаусную «Жизнь Пи». Всё логично: Соркин известен как выдающийся драматург, а режиссёр «Арго» Бен Аффлек — как актёр; для обоих режиссёрские номинации в контексте профессиональной премии как бы неуместны. Другой напрашивающийся аналог для «Суда» — это публицистическая драма «В центре внимания», обошедшая в свой год лауреата BAFTA и «Золотого глобуса», арт-вестерн «Выживший» («Земля кочевников» — это тоже в некотором роде арт-вестерн).

Что же сдерживает остальных претендентов? У «Минари» для полного набора необходимых номинаций не хватает монтажа, да и второй год подряд выбирать победителя на корейском языке для многих голосующих явно сойдёт за перебор. У «Девушки, подающей надежды» формально есть все нужные номинации, но для киноакадемиков этот триллер о мести — кажется, слишком жанровое произведение. Наконец, «Иуда и чёрный мессия» вполне может считаться тёмной лошадкой гонки — у него нет режиссёрской и монтажной номинации, зато — неожиданно — сразу две актёрские (это больше, чем у «Суда над чикагской семёркой» и «Земли кочевников»).

У «Отца» и «Звука металла» по совокупности факторов общая поддержка выглядит более слабой, чем у вышеперечисленных картин.

Лучший режиссёр — Хлоя Чжао («Земля кочевников»)


Даже если сама «Земля кочевников» выглядит слишком артхаусной для победы в главной номинации, в признании её режиссёрки Хлои Чжао, поставившей самый прославленный фильм наградного сезона, сомневаться не приходится. «Лучший режиссёр» — это как раз та номинация, в которой утончённость стиля и новаторство подхода не только не мешают, но и идут на пользу (как было, например, с Энгом Ли и Альфонсо Куароном, выигравшими по паре режиссёрских «Оскаров», но оба раза пролетевшими мимо «Лучшего фильма»). Кажется, Хлоя Чжао — это автор именно из этого благородного ряда.

Лучший актёр — Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»)


Вокруг роли Кэри Маллиган в картине «Девушка, подающая надежды» разгорелся небольшой скандал, когда один кинокритик написал, что Маллиган не совсем подходит на роль из-за своей внешности, а актриса ответила критику обвинением в сексизме. 35-летняя интеллигентка Маллиган и правда смотрится необычно в роли вчерашней студентки, притворяющейся пьяной оторвой в ночных клубах. Но на самом деле именно в этом несовпадении и кроется вся магия психологически сложной роли. По сути Маллиган играет перформанс-артистку (короче говоря, актрису), а такие мета-роли всегда располагают к себе киноакадемиков (стоит вспомнить «Оскар» Рене Зеллвегер за изображение Джуди Гарленд и «Оскар» Кейт Бланшетт за портрет Кэтрин Хепбёрн).

Ближайшая конкурентка Маллиган — это Фрэнсис Макдорманд. Двукратную лауреатку «Оскара» нельзя списывать со счетов, однако кажется, что со времён «Трёх билбордов» прошло ещё слишком мало времени, а роль Макдорманд в «Земле кочевников» слишком драматически сдержанна.

«Золотой глобус» в категории «Лучшая актриса — драма» в этом году и вовсе выиграла певица Андра Дей («Соединённые Штаты против Билли Холидей»), но у неё нет номинации на премию Гильдии киноактёров, а без неё «Оскар» ещё никому не доставался.

Лучший актёр второго плана — Дэниел Калуя («Иуда и чёрный мессия»)


Дэниел Калуя — очевидный фаворит в этой категории не только благодаря бесспорной силе своей работы (он оживляет образ харизматичного чёрного революционера, «чёрного мессии» Фрэда Хэмптона силой своей собственной харизмы; в кармане уже «Золотой глобус» за роль), но и по итогам прошлых заслуг. Дело в том, что его роль в хорроре «Прочь» ретроспективно всё чаще упоминается в списках лучших актёрских работ прошлого десятилетия, но в тот раз его обошёл Гэри Олдман. Что ж, грядущая церемония — хороший шанс наверстать упущенное.

Среди оставшихся номинантов наилучшие шансы у Саши Барона Коэна, но его роль, скорее всего, покажется киноакадемикам слишком несерьёзной: даже в драматическом фильме «Суд над чикагской семёркой» Коэн ломает комедию.

Лучшая актриса второго плана — Юн Ё-джон («Минари»)


Пожалуй, самая сложная номинация для прогноза на сегодняшний день. У всех артисток есть хорошие шансы (Оливия Колман — недавняя лауреатка «Оскара», Мария Бакалова — ярчайшая дебютантка за многие годы, Гленн Клоуз — живая легенда, и даже Аманда Сейфрид сыграла нетипично глубокую роль голливудской звезды). Однако в пользу южнокорейской актрисы Юн Ё-джон есть два аргумента. Во-первых, победа азиатки была бы хорошей компенсацией за то, что никто из актёров «Паразитов» в прошлом году не прошёл в номинации. А во-вторых, инди-драма «Минари» слишком популярна, чтобы остаться совсем без статуэток.

Лучший оригинальный сценарий — «Суд над чикагской семёркой», Аарон Соркин


Аарон Соркин — живой классик, четырёхкратный оскаровский номинант в сценарных категориях и обладатель статуэтки за сценарий к «Социальной сети». Учитывая, что основанный на реальных событиях «Суд над чикагской семёркой» — это один из главных зрительских хитов в его карьере, сложно представить, что что-то может помешать ему выиграть свой второй «Оскар» (свой третий сценарный «Золотой глобус» он уже получил).

Главный конкурент Соркина — Эмиральд Феннел и её «Девушка, подающая надежды». Нужно понимать, что киноакадемики часто понимают слово «оригинальный» в названии этой категории слишком буквально и отдают предпочтение не традиционным вещам, а чему-то более рискованному и своеобразному. В этом смысле «Девушка, подающая надежды» может продолжить ряд из картин «Джанго освобождённый», «Она» и «Прочь». С другой стороны, «В центре внимания» и «Зелёная книга» в этой номинации тоже побеждали.

Лучший адаптированный сценарий — «Одна ночь в Майами», Кемп Пауэрс


Сценарий «Одной ночи в Майами» однозначно обладает самой яркой завязкой из всех претендентов в этой категории: легендарный социальный активист Малкольм Икс, легендарный боксёр Мухаммед Али, легендарный футболист Джим Браун и легендарный соул-певец Сэм Кук проводят один вечер вместе. Неважно, что всё это — вымысел, а важно, что это чистое воплощение магии кино, оживляющей такой важный для американской культуры сюжет.

Может показаться, что «Земля кочевников» здесь более популярный и очевидный фаворит, однако есть опасения, что этот эфемерный постдок в сценарной категории не будет сильно котироваться у академиков. По крайней мере, в последние годы в номинации «Лучший адаптированный сценарий» побеждали именно необычные работы, написанные в традиционных драматургических категориях: комедия про холокост «Кролик Джоджо», антирасистский триллер «Чёрный клановец», гей-мелодрама «Назови меня своим именем». Неслучайно, что это были победы фильмов, в основном пролетевших мимо остальных категорий. А значит, шансы у «Одной ночи в Майами» или, например, адаптации пьесы «Отец» ничуть не уменьшаются из-за низкой популярности этих картин в других категориях.

Лучшая операторская работа — «Земля кочевников»


Зато здесь всё выглядит куда однозначнее. Команда «Манка» выстроила самый сложный и осязаемо предметный мир; несмотря на формальный реализм действия, голливудская вселенная «Манка» полна неожиданных локаций и фантастических деталей. На ум приходят победители прошлых лет — «Великий Гэтсби», «Отель “Гранд Будапешт”», «Ла-Ла Ленд», «Однажды в Голливуде». Ничего подобного в этом году среди номинантов нет.

Лучший монтаж — «Суд над чикагской семёркой»


В этой категории на «Оскарах» традиционно лидируют фильмы с монтажной работой, которая заметна невооружённым взглядом. «Суд над чикагской семёркой», сплетённый из флешбэков и флешбэков-внутри-флешбэков, из статики зала суда, протестного экстаза и рапида насилия, — это именно такой кандидат. 

Главный конкурент — «Звук металла», сочетающий в себе гиперактивные музыкальные монтажи и лирическую драму («Одержимость» и «Богемская рапсодия» на похожем материале уже выигрывали статуэтки за монтаж). А вот монтаж «Земли кочевников», кажется, слишком сильно смахивает просто на документальный, а не драматически выразительный.

Лучший звук — «Звук металла»


Объединение двух звуковых номинаций в одну сильно упростило жизнь не только голосующим киноакадемикам, но и всем тем, кто пытается предсказать итоги премии. Учитывая, что финальные бюллетени заполняют не профессионалы из узкой технической сферы, а просто все члены киносообщества, понятно, что в номинации «Лучший звук» с наибольшей вероятностью выиграет кино, в котором работа со звуком лежит на поверхности и максимально очевидна. В этом году это кино «Звук металла», рассказывающее о теряющем слух барабанщике и наполненное сценами, воплощающими его аудиальное мировосприятие от первого лица. Тот факт, что эту картину многие считают катастрофически недооценённой, делает её ещё более идеальным кандидатом на победу.

Лучшие визуальные эффекты — «Довод»


В номинации «Лучшие визуальные эффекты» побеждают или большие новаторские блокбастеры («Аватар», «Книга джунглей»), или работы с ярко выраженным авторским видением («Из машины», «Человек на Луне»). Так получилось, что фильмы Кристофера Нолана часто попадают одновременно в обе эти категории — ранее за спецэффекты получали «Оскар» его работы «Интерстеллар» и «Начало». Его новая оригинальная фантастика «Довод» — это ещё и более-менее единственный блокбастер, выпущенный в кино в этом году, а значит, статуэтка за эффекты выглядит практически неминуемой.

Лучший дизайн костюмов — «Эмма.»


В костюмной категории «Оскаров» победители бывают в основном двух видов: это или фантастические картины («Алиса в Стране чудес», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Фантастические твари», «Чёрная Пантера»), или костюмированные мелодрамы («Анна Каренина», «Великий Гэтсби», «Призрачная нить», «Маленькие женщины»). Самый фантастический номинант в этом году — это «Пиноккио» Маттео Гарроне, малопопулярный фильм, чудом прорвавшийся в номинацию. Значит, остаётся один вариант — а именно мелодрама «Эмма.», чьё действие разворачивается в эпоху Регентства.

Есть ещё, конечно, в целом более популярная картина «Ма Рейни: Мать блюза», однако стоит заметить, что обычно биографические фильмы про XX век в этой категории не преуспевают (см. «Однажды в Голливуде», «Тёмные времена», «Король говорит», «Ирландец» и т. д.).

Лучший грим и причёски — «Ма Рейни: Мать блюза»


Ещё одна категория, в которой следует искать кандидатов, чьи претензии на победу настолько очевидны, что все их достоинства заметны сразу же на постере. Судите сами: плакат «Ма Рейни: Мать блюза» моментально канонизирует причёску и макияж заглавной певицы. На обложке «Элегии Хиллбилли» трансформация Гленн Клоуз, конечно, тоже заметна, но она вызывает скорее комический эффект (Клоуз была номинирована на «Золотую малину» за эту роль). Мрачная сказка «Пиноккио» здесь что-то вроде тёмной лошадки.

Лучший оригинальный саундтрек — «Душа»


Против музыки Трента Резнора, Аттикуса Росса и Джона Батиста к мультфильму «Душа», кажется, ни у кого нет шансов. Этот саундтрек уже успел завоевать «Золотой глобус»; едва ли кто-то может проголосовать против живительной силы джаза (см. также: «Ла-Ла Ленд») и космической электроники (Росс и Резнор ранее выиграли «Оскар» за «Социальную сеть»). Ближайший конкурент «Души» — сами же Резнор и Росс с ретростилизованным саундтреком к «Манку» (за что-то подобное выиграл «Артист»).

Лучшая песня — «Одна ночь в Майами»


В номинации «Лучшая песня» очень часто выигрывает просто-напросто самая большая номинированная звезда (в предыдущие два года это были Леди Гага и Элтон Джон). Возможный конкурент — песни из диснеевских мультфильмов, но их на этот раз среди номинантов нет. В этом году самая большая звезда среди номинированных — это исполнитель баллады Speak Now Лесли Одом-младший. Одом-младший уже успел выиграть премии «Грэмми» и «Тони» за пение в бродвейском мюзикле «Гамильтон». Вполне вероятно, что и эта цепляющая песня из «Одной ночи в Майами» поможет ему завоевать «Оскар».

Лучший анимационный фильм — «Душа»


Золотое правило: в анимационной категории всегда делайте ставку на «Пиксар». За последние 20 лет эта студия проигрывала лишь трижды. Другое дело, что в этот раз впервые за «Оскар» поборются сразу два пиксаровских мультфильма — «Вперёд» и «Душа». То обстоятельство, что «Душа» — не просто самый прославленный мультфильм года, а один из самых прославленных фильмов сезона в принципе, лишь немного не дотянувший до номинации на главный «Оскар», позволяет сделать однозначный выбор именно в его пользу.

Лучший международный фильм — «Ещё по одной»


Датская картина «Ещё по одной» заработала, пожалуй, самую неожиданную номинацию нынешнего «Оскара» — Томас Винтерберг вошёл в список претендентов на звание лучшего режиссёра. В таких случаях «Оскар» за лучший международный фильм, как правило, уже в кармане — ведь выход за пределы гетто этой номинации говорит о широчайшей поддержке фильма. В качестве исключения можно вспомнить разве что номинанта на режиссёрский «Оскар» Павла Павликовского, чья «Холодная война» проиграла в иностранной категории «Роме», но в тот раз и постановщик «Ромы» Альфонсо Куарон был номинирован на режиссёрский «Оскар».

Лучший документальный фильм — «Время»


Документальный фильм «Время» рассказывает о борьбе одной чернокожей многодетной матери за освобождение своего мужа, отбывающего несправедливый срок в 60 лет за ограбление. Это не только один из самых критически прославленных фильмов года, но и безумно злободневная для американского контекста картина. Именно такие фильмы и побеждают в документальной категории премии «Оскар», где фавориты чаще всего определяются рано.

Лучшие короткометражки — «Комната с письмами», «Любовная песня для Латаши», «Если что-то случится, я люблю вас»


Короткометражные номинации — традиционно наиболее сложные для предсказания на «Оскаре»: фильмы не на слуху, голосуют только те, кто посмотрел всех номинантов, и редко какие букмекеры в принципе принимают в этой категории ставки. Поэтому в качестве аргумента в пользу наших фаворитов мы можем лишь сослаться на американских экспертов, уже составивших свои прогнозы.

В игровой номинации предрекается победа «Комнаты с письмами» — чёрной комедии, в которой Оскар Айзек играет тюремного охранника, погружающегося в личную жизнь заключённого через его письма.

В документальной секции лидер — «Любовная песня для Латаши». Это поэтическая картина, в которой герои делятся воспоминаниями о Латаше Харлинс, афроамериканской девочке, застреленной владельцем магазина в 90-е.

Наконец, в анимационной секции можно предсказать победу мультфильма «Если что-то случится, я люблю вас», выполненного в двухмерной технике и рассказывающего о родителях, тяжело переживающих утрату ребёнка, погибшего во время стрельбы в школе.

Читайте также
Дэвиду Линчу 75 лет!
Сегодня день рождения у великолепного Дэвида Линча! Собрали в одном месте все наши материалы про гипнотический мир режиссёра, его удивительные филь...
Свитер в кино: вещь для героя с характером
Дина Ключарёва снова заглядывает в воображаемый кинематографический шкаф и достаёт... свитер. Одновременно предельно простой и романтич...
Сначала были... клипы. Дэвид Финчер, Спайк Джонз и Тим Бёртон
Мы продолжаем рассказывать о режиссёрах, которые оставили заметный след в индустрии создания клипов. На этот раз подборку соста...
Падал прошлогодний снег: гороскоп для киногероев — 2020 
Кинокритик Наталья Серебрякова так любит гороскопы, что представила своих любимых персонажей фильмов и сериалов минувшего года в виде зна...
«Платформа» объяснение концовки
Фильм «Платформа» (2019) — это яркая социальная мета...
Почему фильмы про Гарри Поттера идеально смотреть под Новый год
Сейчас немного найдётся людей, равнодушных к истории Мальчика, Который Выжил. Фильмы о Гарри Поттере можно пересматривать, каждый раз открывая для...
Также рекомендуем
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...
С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы имен...
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...
С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы имен...

Последние новости

Кира Медведева получила главную роль в сериале «Трудная»
Победительница реалити-шоу «Новые пацанки».
Киану Ривз сыграет в сатирическом кино Рубена Эстлунда
Режиссёра фильмов «Квадрата» и «Треугольника печали».
Аня Тейлор-Джой покоряет пустошь на новых кадрах «Фуриосы»
Свежий взгляд на новый боевик экшн-сериала Джорджа Миллера.
00:00