10 февраля начнётся 72-й международный Берлинский кинофестиваль, который после прошлогоднего вынужденного перехода в онлайн вновь пройдёт вживую. В программе нашлось место как нескольким отечественным режиссёрам и талантливым дебютантам, так и классикам мирового кинематографа. Алихан Исрапилов выбрал самые интригующие премьеры фестиваля: от второго фильма сокуровца Александра Золотухина до новой абсурдной комедии Квентина Дюпье.
«Брат во всём», реж. Александр Золотухин
Секция Encounters
Второй фильм Александра Золотухина, выпускника мастерской Александра Сокурова, который, в отличие от трёх именитых однокурсников, не ушёл под крыло продюсера Александра Роднянского. После антимилитаристской экспериментальной драмы «Мальчик русский», в которой сюжет о Первой мировой войне был срифмован с кадрами репетиции оркестра, исполняющего произведения Сергея Рахманинова, режиссёр решил обратиться к современности. «Брат во всём» расскажет историю братьев-близнецов, которые с детства были рядом, а теперь помогают друг другу во время обучения в военном училище: один втихую подменяет другого на теории, второй берёт на себя выматывающую практику. Грядущий лётный экзамен грозится перерезать пуповину — перед братьями встаёт непростой выбор. Дополнительный повод ждать фильм Золотухина — высокая оценка Александра Сокурова, назвавшего «Брата во всём» «великолепным фильмом».
«Продукты 24», реж. Михаил Бородин
Секция Panorama
Михаил Бородин громко заявил о себе короткометражным фильмом «Я нормальный», который был показан на Неделе критики Каннского кинофестиваля, — три с половиной года спустя режиссёр уже едет покорять Берлинале с полнометражным дебютом «Продукты 24». Картина основана на громком деле «Гольяновских рабов» — в начале 2010-х СМИ широко освещалось освобождение из рабства жителей Узбекистана, Казахстана и Таджикистана, которых держали в подсобке круглосуточного магазина на московской окраине. В своём фильме Бородин вывел на первый план беременную узбечку Мухаббат, которая смирилась со своим положением, понимая, что без денег и паспорта ей всё равно никуда не сбежать. Всё меняется, когда жестокие хозяева забирают самое важное, что было в жизни героини. «Продукты 24» могут оказаться своеобразным ответом «Айке» Сергея Дворцевого — другому клаустрофобному триллеру о материнстве и ужасах мигрантской жизни в современной Москве.
«Страна Саша», реж. Юлия Трофимова
Секция Generation 14plus
17-летний Саша вот-вот закончит школу, но о поступлении в университет он даже не задумывается, предпочитая жить в моменте и рисовать граффити. Жизнь, как водится, в самый неподходящий момент перевернётся с ног на голову: избегавший ранее отношений Саша влюбится в Женю, с которой проведёт незабываемое лето в Калининграде, а главное — встретится с давно ушедшим из семьи отцом. «Страна Саша» — это экранизация одноимённой повести Галы Узрютовой, это редкий в современной отечественной литературе честный портрет взрослеющего подростка. Герой сравнивает себя с маленькой страной, оттого и роковые встречи в его понимании — маленькие революции в его сознании. «Страна Саша» стал дебютным фильмом Юлии Трофимовой, в написании сценария которого участие принимали создатели сериала «Почка» Елизавета Тихонова и Мария Шульгина.
«Петер фон Кант» (Peter von Kant), реж. Франсуа Озон
Основной конкурс
Фанаты французского режиссёра Франсуа Озона знают об его увлечении творчеством Райнера Вернера Фассбиндера: он неоднократно называл немца своим учителем и даже экранизировал его пьесу «Капли дождя на раскалённых скалах». И, несмотря на это, всё равно удивительным кажется появление фильма «Петер фон Кант» — вольной адаптации пьесы Фассбиндера, которая не избежит прямых сравнений с «Горькими слезами Петры фон Кант». Фильм Озона вдохновлён ковидными ограничениями и размышлениями о популярности и её недостатках. Вместо меланхоличной модельерши героем выступит известный кинорежиссёр (подозрительно похожий на самого Фассбиндера актёр Дени Меноше), который влюбляется в честолюбивого и мечтающего о славе Амира. Когда Петер помогает ему сделать имя в индустрии, юноша бросает героя, оставляя его наедине с самим собой и собственными демонами.
«Раньше, сейчас и потом» (Before, Now & Then), реж. Камила Андини
Основной конкурс
Одним из лучших фильмов прошлого года синефильское сообщество пользователей Letterboxd признало индонезийскую драму о взрослении «Юни». Её постановщица Камила Андини не стала долго почивать на лаврах и вот-вот представит новую картину «Раньше, сейчас и потом». Она посвящена героине по имени Нана, которая в Индонезии 1960-х годов пострадала из-за очередной антикоммунистической чистки: мужа похитили, а её саму заставляют выйти замуж за местного авторитета, угрожая убийством отца. Женщине, однако, удаётся сбежать и через несколько лет выйти замуж за богатого, но постоянно изменяющего ей мужчину. Нана страдает из-за кошмаров и тягостных воспоминаний о прошлом, а утешение находит в общении с одной из любовниц супруга. Лейтмотивом творчества Андини можно назвать репрезентацию гендерного неравенства и удушающих патриархальных норм — её новый фильм, кажется, будет развивать те же темы, а также предложит зрителям исследование национальной травмы и спасительной женской дружбы.
«По обе стороны лезвия» (Avec amour et acharnement), реж. Клер Дени
Основной конкурс
Клер Дени — живая легенда мирового кинематографа, оттого невообразим тот факт, что постановщица попала в основной конкурс Берлинского кинофестиваля впервые. После философско-космического сай-фая «Высшее общество», ставшего англоязычным дебютом француженки, Дени вернулась на родину и сняла приземлённую мелодраму. «По обе стороны лезвия» — третья совместная работа Дени и писательницы Кристин Анго, с которой они вместе писали сценарий мелодрамы «Впусти солнце». Их новый фильм расскажет о Саре и Жане — они счастливо живут вместе уже 10 лет, но всё меняется, когда в их жизни вновь появляется Франсуа. Когда-то Жан увёл у него Сару, и вот теперь мужчина предлагает бывшему другу загадочную работу. Директор фестиваля Карло Шатриан признался, что в этом году в смотр попало огромное количество историй о любви. Увы, только в одной из них отношения выясняют мастодонты французского кино Жюльет Бинош, Венсан Линдон и Грегуар Колен.
«Алькаррас» (Alcarràs), реж. Карла Симон
Основной конкурс
Каждое лето семейство Соле проводит в небольшой каталонской деревушке под названием Алькаррас, где они беспечно собирают персики под знойным солнцем. В этом году всё иначе: их пытаются выселить, чтобы срубить персиковые деревья и заставить участок солнечными панелями. В большой семье разлад: все пытаются спасти землю, ведь на кону стоит не только их фруктовый сад, но и прошлое и будущее династии Соле. Пять лет назад Карла Симон покорила секцию Generation Берлинале дебютным фильмом «Лето 1993-го», теперь пришло время побороться за Золотого медведя. Её «Алькаррас» — очередная попытка перенести на большой экран пасторальный опыт, атмосферу неторопливой жизни в испанской провинции, которую нарушает всеобщая суматоха. На первый план в фильме выйдет внутрисемейная динамика — пока старшее поколение вовсю ищет выход из непредвиденной ситуации, дети наслаждаются очередным жарким летом.
«Пассажиры ночи» (The Passengers of the Night), реж. Микаэль Херс
Основной конкурс
Режиссёр трогательной драмы «Новая жизнь Аманды» Микаэль Херс возвращается с другой семейной эпопеей о том, как внезапная встреча может навсегда изменить жизнь. В ночь выборов президента Франции 1981 года в воздухе витает всеобщий оптимизм — его не разделяет лишь Элизабет, чей брак развалился на части. Отец и дети-подростки всячески поддерживают героиню, но та никак не может себя успокоить. Она находит работу на ночном радиошоу, где знакомится с сбежавшей из дома девушкой по имени Талула. Элизабет настолько проникается её историей, что предлагает ей пожить у себя. Короткое пребывание Талулы преображает семью героини — у них наконец-то появляется уверенность в завтрашнем дне. Не будет ошибкой предположить, что Херс вновь удивит зрителей интимной историей об уязвимых героях, которые, в отличие от окружающих, не боятся показать себя добрыми и любящими людьми.
«Черта» (The Line), реж. Урсула Майер
Основной конкурс
В начале 2010-х Урсула Майер считалась одной из самых талантливых дебютанток Франции, однако после успеха своего второго фильма, «Сестра», на Берлинале, она ушла на телевидение. Другими словами, «Черта» — это её долгожданное возвращение в большое кино и первая полнометражная работа за 10 лет. По сюжету 35-летняя Маргарет расстаётся с ухажёром из-за неконтролируемых вспышек агрессии и переезжает к мягкой матери, которая тем не менее с ненавистью относится к дочери, ведь когда-то из-за беременности ей пришлось оставить карьеру пианистки. Во время очередной ссоры Маргарет ударяет мать — из-за этого полиция выписывает женщине запрет на приближение к дому меньше, чем на сто метров. По иронии такое требование только усиливает желание Маргарет видеться с родными, поэтому каждый день она подходит к невидимой черте в ста метрах от дома и даёт музыкальные уроки своей младшей сестре. Майер вновь исследует динамику внутри дисфункциональной семьи — в этот раз в формате драмеди, который осознаёт комичность ситуации, но в то же время предельно серьёзно исследует эмоциональные слабости героини и её личные трагедии.
«Кома» (Coma), реж. Бертран Бонелло
Секция Encounters
Как и у многих коллег, у французского режиссёра-радикала Бертрана Бонелло во время пандемии появилось свободное время — в том числе и на обдумывание происходящего. Так родился один из его самых личных фильмов — камерная «Кома», в которой постановщик комментирует всеобщую боязнь COVID-19 через историю своей дочери. Той как раз исполнилось 18, но из-за пандемии вылет из гнезда пришлось отложить на неопределённый срок. Девушка сидит в своей комнате, а её жизнь напоминает чистилище; единственной отдушиной становятся видеозвонки подругам и социальные сети. Однажды она подписывается на популярную блогершу по имени Патриша Кома, которая предлагает фолловерам купить её чудо-изобретение с сомнительным названием «разоблачитель». «Кома» вполне может стать самым экспериментальным проектом Бонелло: обещают не только сатирические комментарии обо всём на свете, от родительства до глобального потепления, но и ассорти из жанров — будет, например, формат видеоэссе, анимация и даже стоп-моушен.
Flux Gourmet, реж. Питер Стриклэнд
Секция Encounters
После «Маленького красного платья», арт-хоррора о проклятой вещице, Питер Стриклэнд представляет свой пятый фильм — сатирическую комедию Flux Gourmet о кулинарии и мести. Богатый эстет приглашает в свою резиденцию службу кейтеринга, чтобы те в течение месяца занимались делом. Компанию им составляет вынужденный освещать происходящее греческий писатель, который по иронии постоянно страдает из-за расстройства желудка, а также группа непрошедших отбор кандидатов, мстящая за то, что герои отняли их место. Пускай это и звучит как нелепица, сам Стриклэнд уверяет, что зрителей ждёт серьёзная комедия, которая будет провоцировать не только кошмарным визуалом и литрами пролитой крови, но и смелыми размышлениями о кулинарии, современном искусстве и проблемах с пищеварением. Особого внимания заслуживает актёрский состав фильма — главные роли здесь исполнили Эйса Баттерфилд и Гвендолин Кристи.
«Невероятно, но правда» (Incredible but True), реж. Квентин Дюпье
Секция Berlinale Special Gala
Новый фильм французского эксцентричного абсурдиста Квентина Дюпье должен пробуждать зрительский интерес ещё на стадии анонса — если не заинтригованы от одного упоминания его фамилии, то срочно посмотрите его предыдущие работы, комедию о дружбе и огромной мухе «Жвалы» и околосинефильский хоррор про куртку-убийцу «Оленья кожа». «Невероятно, но правда» расскажет историю Алена и Мари, которые присматривают себе жилище мечты в пригороде: во время визита в один из домов риэлтор предупреждает пару, что в подвале находится нечто, что навсегда изменит их жизни. Ален и Мари настолько заинтересованы тайной, что сразу покупают недвижимость. Однажды, когда к ним в гости на званый ужин приходят босс Алена и его девушка, герой не задумываясь стремится продемонстрировать содержимое подвала. Мари, напротив, готова на всё, чтобы сохранить «нечто» в тайне. Нет сомнений, что за абсурдной завязкой скрывается типичный для Дюпье глубокий сюжет — в этот раз с сатирой на человеческие слабости и одержимости.
«Одеяние самоцветов» (Robe of Gems), реж. Наталья Лопес Галлардо
Основной конкурс
Наталья Лопес Галлардо — некогда монтажёр фильмов Карлоса Рейгадаса, Амата Эскаланте и Лисандро Алонсо — попала в основной конкурс Берлинского кинофестиваля с дебютным фильмом. Причина не в прошлых заслугах кинематографистки, а в высочайшем качестве её картины, скрещивающей литературный психологизм и сомнамбулическую атмосферу провинциальной Мексики. История выстроена вокруг Изабель и её семьи, которые переезжают на виллу её матери после пропажи последней. От былого блеска ничего не осталось — дом опустел и разваливается. И именно здесь начинает трещать по швам брак Изабель. Пока дети налаживают родительские отношения, героиня пытается спасти домработницу, которая была вынуждена обеспечивать семью, помогая местным бандитам. Дебют Галлардо с большой вероятностью только прикидывается очередной остросоциальной драмой о выживании в опасной Мексике и, будем надеяться, окажется метафорической историей о несчастных и обездоленных.
«Маленькая пачка любви» (A Little Love Package), реж. Гастон Солники
Секция Encounters
В допандемийной Вене 2019 года случается страшное: правительство запрещает курение в барах и ресторанах. В это же время Анджелики решает купить себе квартиру в городе, советуясь с Кармен, дизайнером внутренних помещений. Девушка отказывается от всех вариантов, ссылаясь на подозрительно глупые причины, вроде скрипучего пола или неправильного цвета плитки. Кармен начинает утомлять ситуация, поэтому она пытается понять, почему Анджелики не хочет расставаться с деньгами. Из фильма с такой завязкой вполне мог получиться триллер о тайнах прошлого, но Гастон Солники метит в кино другого жанра — зрителя ждёт комедия о щедрости, женской дружбе и любви к повседневности, а ещё ода неменяющейся австрийской столице.
«Беспокойная» (Unrest), реж. Сирил Шейблин
Секция Encounters
Молодая девушка Жозефина устраивается на фабрику по изготовлению часов в швейцарской деревушке конца XIX века, где её ставят на сборку сердцевины механизма. Тогда же она влюбляется в недавно приехавшего эмигранта, русского картографа Петра Кропоткина, с которым вступает в местное общество анархистов. Вдохновлённая новой для неё идеологией, она требует от властей реорганизации рабочего времени, оплаты и труда. Сирил Шейблин удачно дебютировал в большом кино пять лет назад драмой «Кому жить хорошо» об аферистке, обманывающей пенсионеров в Цюрихе. Постановщик продолжает оттачивать свой стиль, сочетающий такие разные приёмы, как ультраширокие панорамные композиции и экстремально крупные планы. «Беспокойная», судя по биографии Шейблина, выглядит как очень личное кино: он сам родился в семье часовщиков, а пару лет назад выпустил короткометражный документальный фильм о всё том же Петре Кропоткине, где зачитывались отрывки из его дневника об агитации швейцарских рабочих.
И еще 15 интересных премьер:
- «Фильм писателя» (The Novelist’s Film), реж. Хон Сан-су — корейский постановщик-стахановец привёз на Берлинале чёрно-белый фильм о литературе.
- «Римини» (Rimini), реж. Ульрих Зайдль — меланхоличное кино о двух братьях, переживающих смерть матери на курорте Римини; magnum opus Зайдля, по мнению отборщиков Берлинале.
- «Лето, как это» (Un été comme ça), реж. Дени Коте — история о трёх гиперсексуальных женщинах, которые приезжают в отдалённый домик у озера, чтобы под бдительным присмотром учёных исследовать свои желания.
- «Я знаю, что это правда» (This Much I Know To Be True), реж. Эндрю Доминик — второй документальный фильм Доминика о Нике Кейве, посвящённый творческому процессу музыканта и его партнёрским отношениям с Уорреном Эллисом.
- «Тёмные очки» (Dark Glasses), реж. Дарио Ардженто — первый за десять лет фильм классика джалло Ардженто; хоррор об ослепшей секс-работнице, за которой неутомимо гонится маньяк.
- «Ничей герой» (Viens je t’emmène), реж. Ален Гироди — сочельник в небольшом городе Клермон-Ферран омрачён терактом; жители решают устроить самосуд над бездомным арабом, в это время мужчина влюбляется в опытную секс-работницу.
- «Кусочек неба» (Drii Winter), реж. Михаэль Кох — жизнь обычной пары из альпийской деревушки меняется, когда у мужчины обнаруживают злокачественную опухоль мозга, из-за которой он становится жестоким насильником; женщина решает остаться с ним до конца.
- «О Джоан» (À propos de Joan), реж. Лорен Лоривье — книжная издательница вынуждена сбежать из дома с взрослым сыном; она привыкла работать с чужими историями, но решает рассказать свою, о прошлых отношениях, настоящей любви и боли, от которой пыталась оградить себя.
- «Всё будет хорошо» (Everything Will Be OK), реж. Рити Панх — видеоэссе в стоп-моушен о демократии, отчуждённости и дистопичном будущем, которое уже наступило.
- «Леонора, прощай!» (Leonora addio), реж. Паоло Тавиани — первый фильм итальянского классика без умершего старшего брата; сюрреалистический байопик писателя Луиджи Пиранделло, в котором он становится героем собственных произведений.
- «Один год, одна ночь» (Un año, una noche), реж. Исаки Лакуэста — франко-испанская пара выживает в парижском теракте в ноябре 2015 года, но постоянно возвращается к событиям роковой ночи, чтобы понять, как жить им дальше.
- «Маленькая, медленная, но устойчивая» (Keiko, me wo sumasete), реж. Сё Миякэ — боксёрша с нарушением слуха готовится к новому бою, чтобы финансово помочь теряющему зрение тренеру и спасти родной спортивный клуб от закрытия.
- «Наряд» (The Outfit), реж. Грэм Мур — историческая драма о лондонском портном, который после личной трагедии вынужден переехать в Чикаго и шить костюмы для гангстеров.
- «Мутценбахер» (Mutzenbacher), реж. Рут Бекерманн — экспериментальный документальный фильм о мужчинах разного возраста, которые на прослушивании вынуждены читать отрывки из скандального эротического романа «Жозефина Мутценбахер», написанного от лица венской секс-работницы.
- «Королевы династии Цин» (Queens of the Qing Dynasty), реж. Эшли МакКензи — поэтическая история дружбы девочки-подростка с суицидальными мыслями и китайского студента по обмену; ода инаковости, нонконформизму и небинарным персонам.