Берлинале-25: Пять неочевидных фильмов фестиваля

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Завершился 75-й Берлинский кинофестиваль, отметивший свой юбилей во главе с новым руководством. Фильмы, предварительно названные самыми ожидаемыми картинами в программе, в основном оправдали ожидания, заслужив положительные отзывы критиков и награды смотра. Однако были показаны и другие картины, замеченные публикой. Сусанна Альперина рассказывает о неочевидных фильмах Берлинале.

«Моя уродливая сводная сестра», реж. Эмили Блихфельдт

Программа Panorama

«Моя уродливая сводная сестра», Scanbox Entertainment

Мать Ребекка с двумя дочками в условном позапрошлом веке переезжает к новому мужу, полагая, что тот сказочно богат. Её «девицы на выданье» красотой не блещут, в то время как дочь «богача» Агнесс — само совершенство. Внезапно за ужином старика хватает удар, и он умирает, а затем удар другого рода настигает уже мать и дочерей: семья выясняет, что денег нет. У обездоленной четы начинает созревать план — выдать старшую дочь Эльвиру за принца Джулиана, о котором она и так грезит. А тут как раз подоспело и приглашение на бал.

Времени до главного события достаточно — можно попытаться исправить внешность девицы. Мать и сёстры отправляются к доктору Эстетико, который на глазах у зрителей делает девушке операцию по исправлению носа. Напомним, что на дворе позапрошлый век и методы у врачей соответствующие. Следующий шаг — пришить мохнатые ресницы, которыми удобно наивно хлопать, а во время операции — послушать рассказ доктора о том, что он изобрёл новое вещество — кокаин.

Параллельно с этим Эльвира начинает посещать специальные курсы, где полячка мадам Вани и её подруга прививают дебютанткам хорошие манеры. Одна из них дарит героине «яйцо ласточки», которое поможет ей быть стройной, сколько бы та ни съела. Вторая дочь Ребекки и сестра Эльвиры Альма смотрит на все эти преображения с таким удивлением, что её глаза становятся большими и без всяких операций. Но есть же ещё падчерица Агнесс — соперница Эльвиры, наделённая прекрасными внешними данными. За проступок — роман с молодым конюхом Исааком — красавицу изгоняют на кухню и пытаются превратить в замарашку, загрузив чёрной работой...

«Моя уродливая сводная сестра» — классический боди-хоррор, показывающий, подобно «Субстанции», на что готовы прекрасные дамы ради соблюдения условностей о женской красоте, а также то, как исполняются их мечты в самых уродливых и извращённых преломлениях. Как если бы «Золушка» была хоррором. Впервые фильм был показан на фестивале «Сандэнс», откуда был отправлен в Берлин на свою европейскую премьеру.


«Острова», реж. Ян Оле Герстер

Программа «Специальные показы»

«Острова», LEONINE Studios

На фоне популярности сериала «Белый лотос», третий сезон которого как раз стартовал параллельно фестивалю, фильм «Острова» позволил утомлённым зрителям совершить желанный побег из заснеженного Берлина хотя бы виртуально.

Главный герой Том по кличке Туз (Сэм Райли) зарабатывает тем, что даёт уроки тенниса постояльцам престижного отеля на Канарах. Днём он «гоняет мячики», а по вечерам «догоняется» в модном клубе Waikiki. Для него проснуться в собственной постели — уже чудо, а так — где придётся. Но вот на отдых приезжает семья. Том выделяет Энн (Стейси Мартин) сразу. Вначале она приходит к нему на корт, чтобы взять уроки для своего сына. Вслед за ними появляется отец семейства Дэйв (Джек Фартинг), и вот уже Том — и гид, и нянька, и компаньон, и товарищ по выпивке. Последнее, впрочем, ничем хорошим не заканчивается — Дэйв исчезает. И Энн начинает его искать.

С её стороны это нормальное поведение. Но что заставляет тренера бросить свой корт и самоотверженно искать, словно не существует полицейских и секьюрити? Ответ приходит в голову уже после просмотра. Какой бы развесёлой ни была жизнь человека, одиночество толкает его на поиски семьи и близких. А если его подстёгивает ещё и интрига, то становится ясно: такой адреналиновый опыт хотели бы получить многие.

Психологический триллер «Острова» уже куплен для проката в России.


«Поцелуй кузнечика», реж. Эльмар Иманов

Программа «Форум»

«Поцелуй кузнечика», Color of May

В преддверии юбилейного Берлинале экспертами было проведено исследование, отражающее тенденции и главные особенности фестиваля за всё время его проведения. В частности, в нём говорилось, что из жанров преобладает драма. Надо сказать, что практически каждый год на фестиваля также представлена драма, связанная с переходным состоянием человека из жизни в небытие.

Главный герой «Поцелуя кузнечика», писатель Бернард (Ленн Кудрявицки), живёт в Кёльне. У него непростые отношения с отцом (Михаэль Ханеманн), а тут ещё случай спровоцировал болезнь последнего, и жить ему осталось всего ничего. Режиссёр сумел не просто проникнуть во все уровни сознания героя, но ещё и заглянуть в его подсознание. При том что Бернард — не обычный человек, а творческий.

Картина полна сюрреалистических образов-символов, каждый из которых вызывает восхищение наблюдательностью и мышлением режиссёра. Огромный кузнечик — лишь один из них. Ещё есть реально-нереальная овца и чёрная дыра, что находится в комнате главного героя. Зритель исследует не просто мысли и чувства Бернарда, но его сны и ассоциации. У Бернарда есть подруга Агата (Софи Мусель), и отношения между ними также поставлены в интонации сюра. Но самые поразительные сцены связаны с полицией и социальными и медучреждениями: тут к жанру картины добавляется и сатира.

Если бы в кино существовал жанр «невроз», можно было бы сказать, что это он и есть. И если начинающих кинематографистов нужно учить тому, что значит мыслить образами, стоит показать им «Поцелуй кузнечика». Ленн Кудрявицки хорошо знаком российскому зрителю по фильму «Кадиш», однако в его фильмографии есть и другие яркие запоминающиеся роли: в сериале «Вавилон-Берлин», фильме «Враг у ворот» и других картинах.


«Поздняя смена», реж. Петра Вольпе

Программа «Специальные показы»

«Поздняя смена», Keystone

На Берлинале также состоялась мировая премьера «Поздней смены» — копродукции Германии и Швейцарии, а уже 27 февраля фильм выходит в швейцарских кинотеатрах. «Поздняя смена» — медицинская драма с элементами саспенса. Главная героиня Флория (Леони Бенеш, знакомая по «Учительской» и «Пятому сентября») — целеустремлённая медсестра, работающая в хирургическом отделении швейцарской больницы. Есть такой типаж — отличница и перфекционистка: всё в её руках горит, работа спорится, и кажется, что никакая критическая ситуация не может выбить Флорию из колеи. Но вдруг случается ночная смена в отделении для онкологических больных, где не хватает персонала. И всё идёт не по плану. Флория совершает непростительную ошибку, и теперь её задача — опередить время в борьбе за жизнь пациента и свою дальнейшую карьеру.

Фильм захватывает зрителя с первых же кадров и не отпускает ни на секунду, хотя ипохондриков может сильно обеспокоить. Напряжение идёт по нарастающей. Тем, кто желает пережить сильные эмоции, которых им, возможно, не хватало со времён пандемии, не стоит упускать фильм из виду.


«День Питера Худжара», реж. Айра Сакс

Программа «Панорама»

«День Питера Худжара», Janus Films

О слабости конкурса в этом году говорили много, а о более заметной программе «Панорама» — только пару слов. В числе представленных картин показали и фильм «День Питера Худжара», также привезённый с «Сандэнса». В главной роли Бен Уишоу, а его партнёрша — Ребекка Холл. Картина разговорная и вполне могла бы быть пьесой для двух исполнителей.

«День Питера Худжара» рассказывает о том, как писательница Линда Розенкранц и фотограф Питер Худжар записали на магнитофон разговор в её нью-йоркской квартире. Случилось это в 1974 году. Темой, в частности, были 24 часа из жизни знаменитого Худжара, считавшегося в то время культовым фотографом.

Невозможно не сравнить этот фильм с новым фильмом Ричарда Линклейтера: картина «Голубая луна» — фаворит основного конкурса, а Эндрю Скотт, сыгравший в ней одну из главных ролей, получил «Серебряного медведя» как лучший актёр (хотя на самом деле эту награду следовало бы дать Итану Хоуку). Но ещё больше хочется сравнить «День Питера Худжара» с фильмом «Лимонов. Баллада об Эдичке» Кирилла Серебренникова, где главную роль также сыграл Бен Уишоу. Во всех трёх фильмах речь о роли художника. Особенно в том мире, на осмысление которого нужны десятилетия, а творить нужно уже здесь и сейчас. Что такое творчество? «Из какого сора...»? И закольцовывая эту статью — что есть очевидное, а что невероятное, когда речь об искусстве, — большой вопрос.