12 августа завершился 76-й кинофестиваль в Локарно (Швейцария) — один из четырёх важнейших европейских смотров. В этом году гран-при фестиваля получила иранская драма «Критическая зона» Али Ахмадзаде. Приз за режиссуру вручили украинской постановщице Марине Вроде за фильм «Степное», а специальной награды жюри удостоилась лента румынского режиссёра Раду Жуде «Не жди слишком многого от конца света». Кинокритик Елена Зархина рассказывает про эти и другие важные картины смотра, на которые стоит обратить внимание.
«Критическая зона» (Critical Zone), реж. Али Ахмадзаде
Вручая главный приз фестиваля, организаторы смотра заявили, что этот фильм является «гимном свободе и сопротивления в Иране». Сам постановщик не сумел присутствовать на фестивале из-за запрета иранских чиновников, но получивший награду продюсер фильма Сина Атаиан Дена отметил, что лента снималась без разрешения властей и является тем проектом, который они бы никогда не позволили выпустить на экраны.
«Критическая зона» рассказывает историю про наркоторговца, ночами разъезжающего по улицам Тегерана. Во время своей условной одиссеи он встречается с такими же представителями разных социальных групп, признанными вне закона: стюардессой-контрабандисткой, матерью, пытающейся всеми силами спасти наркозависимого сына, и работниками секс-индустрии. Все эти герои влияют друг на друга, попутно меняя свои жизни. Все роли в фильме исполнили непрофессиональные актёры.
«Степное» («Степне»), реж. Марина Врода
В центре истории — Анатолий, который возвращается из большого города в село Степное, чтобы заботиться о своей пожилой матери. Перед смертью она сообщает сыну о спрятанном в сарае кладе, но по ходу развития сюжета обретённое героем богатство не ограничивается только этим. Анатолий встречает людей, которые его сформировали, но которых он не видел много лет: родного брата и женщину, которую когда-то любил и продолжает любить до сих пор.
Марина Врода — уроженка Киева. После окончания режиссёрского факультета работала с известным режиссёром документального и игрового кино Сергеем Лозницей. В 2011 году Врода получила приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражную ленту «Кросс». Как и её иранский коллега, для своего фильма Врода также работала с непрофессиональными актёрами, которых нашла в местах собственного детства — окрестностях той деревни, где она росла вместе с бабушкой и дедушкой.
«Не жди слишком многого от конца света» (Do Not Expect Too Much of the End of the World), реж. Раду Жуде
Картина Жуде — сатирический манифест, высмеивающий обязанность ежедневного профессионального труда, необходимого для того, чтобы выжить. Но по факту он только приближает нашу смерть.
Главная героиня Анджела — сотрудница небольшой продюсерской компании, специализирующейся на создании производственных рекламных фильмов. В новом проекте она должна снять ролик для австралийской компании, в котором будут показаны высокие стандарты охраны труда. Но, погрузившись в работу, Анджела обнаруживает, что продаваемый образ компании далёк от реальности. Иронично, что и её работа обернётся производственным адом. Ей придётся вставать ни свет ни заря и мотаться по Бухаресту по 16-18 часов, собирая свидетельства о комфортной работе сотрудников компании-заказчика.
Фильм, который длится почти три часа и, как большой роман, поделён на множество глав, становится испытанием и для зрителя. Но ближе к финалу его усидчивость будет вознаграждена. «Я хотел объединить разные истории, об эксплуатации, мучительности жизни и непредсказуемости смерти, но подать это всё как кино сразу нескольких жанров: сатира, комедия, документалистика, роуд-муви», — рассказал о своей картине Жуде.
«Неясная ночь — прощай здесь, где угодно» (Obscure Night — Goodbye Here, Anywhere), реж. Сильван Джордж
Центральной декорацией фильма становится Мелилья — испанский анклав в Марокко, который является одной из немногих сухопутных границ между Африканским континентом и Европой. Место, где отражаются все проблемы беженцев и мигрантов, никем не защищённых и всюду гонимых.
Главными действующими лицами картины становятся марокканские дети, которые пытаются добраться до Европы и не погибнуть. Камера Джорджа — незримый свидетель самых неприглядных и страшных моментов этого путешествия. Критики назвали эту чёрно-белую картину французского постановщика бескомпромиссным портретом сегодняшнего дня, когда за красивым фасадом налаженной жизни скрывается незримая человеческая трагедия.
«Янник» (Yannick), реж. Квентин Дюпьё
Во время театрального представления неудачной пьесы «Рогоносец» один из зрителей прерывает спектакль, призывая к диалогу режиссёра постановки и актёров. Пока все остальные зрители, которым представление тоже не понравилось, стараются остаться в стороне от обсуждения, называющий себя критиком-любителем Янник вступает в публичный диалог об искусстве, ложном и подлинном.
Квентин Дюпьё, как и его голливудский тёзка, — любитель провокаций и некомфортных сюжетов. Постановщик, который и сам не раз вступал в публичную перепалку с критиками, на этот раз пытается разобраться в искусстве не с точки зрения тех, кто его создаёт, а со стороны тех, кто его оценивает. «Янник» длится чуть больше часа, что не мешает ему стать полноценным авторским высказыванием, в котором хватает места и острому юмору, и ранящей драме.