2 февраля герой Билла Мюррея из легендарной комедии «День сурка» застрял во временной петле и был вынужден проживать один и тот же день снова и снова. С момента выхода фильм приобрёл статус культового и породил множество подражаний, а его название превратилось в синоним сценарного приёма «временная петля». За тридцать лет концепцию «дня сурка» успели наложить на разные жанры — от романтических комедий до суровых боевиков. Юлия Салихова выбрала пять современных фильмов, основанных на идее бесконечно повторяющегося дня.
«Зависнуть в Палм-Спрингс», реж. Макс Барбаков, 2020
Абсолютный хит последних лет на тему перезагрузки одного и того же дня — яркий курортный ромком «Зависнуть в Палм-Спрингс» со звёздами сериалов «Бруклин 9-9» и «Как я встретил вашу маму». Главный герой, обаятельный бездельник Найлз (Энди Сэмберг), зависает в бесконечном «дне сурка» на праздновании чужой свадьбы. Он давно смирился со своей участью и больше не пытается выбраться из однообразной рутины. После многих лет внутри вечно повторяющегося дня список его ежедневных ритуалов свёлся к нескольким пунктам: утреннее потягивание пива на надувном куске пиццы в бассейне и вечернее соблазнение девушек трогательной речью на банкете. Всё меняется, когда в ту же временную петлю затягивает сестру невесты Сару (Кристин Милиоти).
«Зависнуть в Палм-Спрингс» построен на том же сценарном движке, что и «День сурка». Главное различие между фильмами в том, что герой Энди Сэмберга застревает в бесконечной круговерти не в одиночку, так что зрители могут наблюдать за развитием сразу нескольких персонажей. Основную ставку создатели проекта сделали на комедийной и романтической линиях, но без розовых соплей. Кроме того, в этой версии «сурка» заложники обстоятельств анализируют ситуацию и выдвигают разные теории: от существования чистилища до сбоя матрицы. В конечном счёте альтруизм как выход из петли здесь не работает, поэтому главная героиня начинает изучать квантовую физику и ставить эксперименты над козами.
«Грань будущего», реж. Даг Лайман, 2014
Забористый коктейль из «Дня сурка» и «Звёздного десанта» — так можно охарактеризовать суровый футуристический боевик «Грань будущего». Действие фильма разворачивается в недалёком будущем, где на Землю вторглись полчища агрессивных пришельцев. Разжалованный до армейского рекрута майор американской пресс-службы Уильям Кейдж (Том Круз) умирает на поле боя, но обретает способность перезапускать день. Всякий раз после своей смерти он просыпается на военной базе за сутки до рокового сражения и проживает «судный день» заново. Вместе с предводительницей восстания Ритой Вратаски (Эмили Блант) ему нужно придумать, как обойти ловушку времени и изменить ход битвы.
Герой Тома Круза использует перезапуски с максимальной пользой для дела и с каждым циклом становится ближе к победе. Благодаря тренировкам и многократной проработке одного и того же сражения Кейдж постоянно прогрессирует и проходит путь от трусливого майора до настоящего героя. В итоге на основе сюжетного тропа о заложнике временной петли получился зрелищный крупнобюджетный экшен с впечатляющими спецэффектами и масштабными батальными сценами.
«Повторяющие реальность», реж. Карл Бессай, 2010
Не все герои используют возможность проживать один и тот же день ради самосовершенствования или спасения человечества. Некоторые начинают творить самое настоящее зло, руководствуясь принципом действия без последствий. Пример такого сомнительного с моральной точки зрения подхода демонстрируется в канадском триллере «Повторяющие реальность».
По сюжету трое пациентов рехаба попадают в ловушку времени. Начинается всё довольно безобидно: герои даже пытаются спасти человека. Однако вскоре они понимают, что в «дне сурка» можно ни в чём себе не отказывать. После ограбления магазина одному из них совсем срывает крышу — парень быстро опускается до насилия и убийства. Двое других пытаются образумить свихнувшегося приятеля, после чего тот превращает их жизни в сущий ад.
«День курка», реж. Джо Карнахан, 2019
Ещё одна попытка сыграть на популярной теме временной петли нашла отражение в безбашенном боевике «День курка». Главный герой, бывший спецназовец Рой Палвер (Фрэнк Грилло), застревает в брутальной версии «дня сурка». Каждое утро он вынужден спасать свою пятую точку от кровожадных наёмников. Иногда у него получается обойти препятствия, но всякий раз он на чём-то спотыкается и начинает «уровень» заново. Чтобы вырваться из бесконечной круговерти смертей, Рой должен разобраться в правилах игры, дойти до «босса» и спасти мир.
Оригинальное название фильма Boss Level прямым текстом отсылает к видеоиграм, а механика «дня сурка» довольно точно подсвечивает идею с бесконечным запасом жизней и прохождением одного и того же уровня. Однако даже в таком нескончаемом круговороте отрубленных голов, захватывающих гонок и эпичных взрывов находится место как для чёрного юмора, так и для трогательной семейной истории.
«Счастливого дня смерти», реж. Кристофер Лэндон, 2017
Хитро закрученный подростковый ужастик «Счастливого дня смерти» накладывает классическую формулу вечно повторяющегося дня на сюжет образцового молодёжного слэшера. В центре внимания избалованная студентка Триш (Джессика Рот). Снова и снова она вынуждена проживать день, в котором её убивает маньяк в маске. Единственная возможность вырваться из бесконечного цикла смертей — вычислить разгуливающего по кампусу убийцу. Ситуация осложняется тем, что из-за скверного характера жертвы подозреваемых оказывается слишком много, а время на расследование ограничено лимитом перезапусков.
«Счастливого дня смерти» любопытен как минимум на уровне идеи. Благодаря комбинации «Дня сурка» с «Криком» стандартный сюжет о проживании одного и того же дня заиграл новыми красками. При этом фильм Кристофера Лэндона работает по всем законам «сурковости» и содержит массу отсылок к оригиналу. На волне успеха студия выпустила сиквел, в рамках которого авторы объяснили факт возникновения петли времени.