27 апреля завершился 45-й Московский международный кинофестиваль. Главный приз в основном конкурсе получила картина «Три брата» режиссёра Франсиско Папарельи, (копродукция Чили и Аргентины). А в конкурсе «Русские премьеры» лучшим назван фильм «Край надломленной луны» Светланы Самошиной, о котором написано в первой части нашего обзора. Лента «Тайное влечение» Стаси Венковой, которую мы также выделили, получила специальное упоминание жюри этого конкурса. Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ продолжает рассказ о российских картинах, которые нас впечатлили, и начнём с той, которая получила один из главных призов фестиваля в 2023 году.
«История российских тюрем. Владимирский централ», реж. Юлия Бобкова
Эта лента названа лучшей в конкурсе документального кино ММКФ. Ещё один фильм из этого цикла — «Бутырский замок» Сергея Попова — вошёл в программу документальных фильмов 45-го ММКФ. Эта внеконкурсная программа традиционно одна из самых сильных на фестивале. Лента, которая открывает цикл, «Кресты», вышла в 2020 году и стала первым российским документальным фильмом на Netflix. Продолжение тоже должно было там появиться, но... в другие времена. Сейчас же председатель жюри на международном кинофестивале в Москве, объявляя победителя, не могла сдержать эмоции. В адрес картины молодого, но уже опытного автора были произнесены самые лестные слова. Можно уже и самим убедиться, насколько было правильным решение жюри: в день закрытия ММКФ, 27 апреля, оба фильма, и «Бутырский замок» Сергея Попова, и «Владимирский централ» Юлии Бобковой, вышли в онлайн-кинотеатре Kion. «Владимирский централ» — российская тюрьма для особо опасных преступников. Но ранее там отбывали срок политзаключённые — политики и революционеры, учёные и философы, военные и писатели. Герои фильма — сотрудники «Централа», заключённые и ветераны, которые когда-то вели надзор, например, за сыном Сталина Василием или певицей Лидией Руслановой. В этой тюрьме в разное время также отбывали наказание американский лётчик-шпион Фрэнсис Пауэрс, идеолог Белого движения Василий Шульгин, киноактриса Зоя Фёдорова, несколько нацистских генералов… перечислять можно долго. И, конечно же, криминальные авторитеты. Автор сценария и продюсер Сергей Мирошниченко и сопродюсер Ангелина Голикова подчёркивают, что фильмы из цикла рассказывают, прежде всего, об уровне свободы.
«Голова-жестянка», реж. Иван Капитонов
На американском кинофестивале независимого кино Sundance в этом году был сделан акцент на фильмах, которые рассказывают о молодёжи на понятном ей языке. Ведь ясно, что поколению любителей коротких видео в интернете или процесса «стриминга» в соцсети неинтересно, когда с экрана с ними общаются по старинке, используя уже опробованные приёмы. Авторы фильма «Голова-жестянка» — экранизации одноимённой книги Серафимы Орловой — говорят с молодым зрителем по-другому, чем создатели большинства российских картин. И, что любопытно, у них это получается — всего в меру. И спецэффектов, и находок в плане костюмов и грима (отметим замечательную работу художника-постановщика Златы Калминой). Но если бы картина отличалась только этим — она была бы похожа на киножурнал для подростков. История 15-летней Жени, которую все зовут Жесть (в этой роли Варвара Володина), и её друга по фамилии Приходько (Олег Чугунов) заставляет задуматься о многом не только подростков, но и взрослых. Очень хорошо говорит об этом режиссёр Иван Капитонов: «Это фильм о том, как мы проживаем момент разрыва с некогда самым близким человеком. Чувство потери чего-то невероятно прекрасного, что не удалось сохранить. Детское стремление восстановить всё так, как было — неважно, какой ценой. Отрицание собственных чувств, игра в “мне и без тебя хорошо!”, демонстративное поведение, сарказм, отчаяние и принятие. Это очень горький, но очень живой и в некоторой степени полезный человеческий опыт. Фильм о том, что важно каждое сказанное слово. И о том, что некоторые люди умеют совершать поступки, а некоторые — пока нет». Остаётся отметить, что Иван Капитонов и Святослав Подгаевский набили руку на создании довольно успешных российских «ужастиков». «Пиковая дама: Чёрный обряд», «Русалка. Озеро мёртвых», «Яга. Кошмар тёмного леса», «Пищеблок», «Пансион». Но тут они радикально меняют жанр и свежий подход к подростковой драме — всем на пользу. Продюсер и актриса Татьяна Яковенко также повлияла на данную картину, в которой, если можно так выразиться, «сошлись все звёзды». И речь не только об актёрах, хотя и о них тоже. В фильме также снимались Сергей Гилёв, Наталья Кудряшова и другие.
«Кино 3.0», реж. Лана Дружинина и Никита Карцев
На ММКФ была показана первая серия трёхсерийного проекта. И она вызвала огромный интерес — зал кинотеатра «Художественный», где смотрела фильм автор этих строк, был заполнен. После просмотра фильма, конечно, появились некоторые колкости — например, не всем было понятно, для чего в документальное кино ввели персонажа — девочку, своеобразную «гостью из будущего». Ответим, что, на наш взгляд, придирчивое отношение неизбежно, потому что все, кто связан с кино, так или иначе, не говоря уже о зрителях, прекрасно знают, о ком идёт речь в картине. Они смотрели фильмы этих творцов, знали тех людей, которые ушли (Балабанова, Бодрова и других), и знакомы с большинством ныне живущих спикеров-современников, среди которых Сергей Члиянц, Фёдор Бондарчук, Сергей Сельянов, Владимир Хотиненко, Жора Крыжовников, Александр Зельдович, Джаник Файзиев, Андрей Кравчук и другие. Особое умиление вызывает герой киновремени — Гоша Куценко, особенно когда на экране он предстаёт молодым.
Авторы говорят, что «Кино 3.0» — это попытка посмотреть на историю страны в тесной связи с её кинематографом. Повествование в картине строится в хронологическом порядке: от 1992 года, когда вышел первый фильм, где в выходных данных значилась «Россия» вместо «СССР», до наших дней. В фильме, кстати, очень стильно сделаны хронологическая шкала и титры. Всю историю кино, конечно, не уместишь в три серии (проект выйдет на Kion уже в этом году), остаётся доверять вкусу и умению создателей. В любом случае за попытку сделать такой масштабный труд, за который возьмётся далеко не каждый, следует сказать им спасибо.
«Единица Монтевидео», реж. Татьяна Лютаева
Вторая режиссёрская работа известной актрисы также отмечена специальным упоминанием жюри конкурса «Русские премьеры». Эта картина зрительская и рассматривает моральные дилеммы. В главной роли — Алексей Серебряков. Его герой пытается наладить отношения с дочерью (Агния Дитковските), но доверия между ними нет и, казалось бы, быть не может. Всё потому, что его, талантливого хирурга Лунина, обвинили в убийстве жены (Ксения Раппопорт). Дочь замужем. Её муж — его играет Евгений Ткачук — не может помирить её с отцом. Но молодая женщина ждёт ребёнка, и талант врача помогает совершить, казалось бы, невозможное.
Смотреть этот фильм стоит, прежде всего, из-за игры Алексея Серебрякова. По сюжету, придуманному известным сценаристом Ильёй Тилькиным, хирург Лунин из-за моральной травмы теряет голос и не может разговаривать. И Серебряков без слов играет так, что мы видим перед собой врача, который в определённом смысле лечит всё общество, каждого зрителя от того, что у того болит. Серебрякову не впервой играть врача, но он со временем всё убедительнее смотрится в этой роли. И, конечно, можно пожалеть, что на ММКФ нет приза за актёрский ансамбль, но у картины есть возможность получить такой приз на другом фестивале.
«Немая жизнь. История женщины в чёрном», реж. Влад Козлов
У фильма — режиссёр с российскими корнями, поэтому причисляем картину к российскому кино. Влад Козлов ранее снял такие фильмы, как «Имморталист», «Дуэль», «Убийцы». Этот же фильм вошёл в программу «Рецепт успеха» и был тепло принят и зрителями, и даже самыми строгими критиками. Лучшие человеческие качества проявлялись и при создании фильма. Режиссёру помогали Роберт Де Ниро, Изабелла Росселлини, Франко Неро и Шерилин Фенн. Формулировка фразы такова, потому что у картины явно не было большого бюджета, чтобы оплатить работу звёзд такого масштаба. А работа главной звезды картины Терри Мур, которой 94 года, вообще неоценима, учитывая то, что эта актриса — звезда ещё немого кино. Кстати, интересно, что на роль, которую в итоге сыграла Мур, Козлов пробовал Ширли Маклейн, Ванессу Редгрейв, Типпи Хедрен, Эву Мари Сейнт и Джоан Коллинз. Фильм — своеобразный оммаж секс-символу немого кино Рудольфу Валентино. Его играет сам Козлов, и он мечтал об этой роли всю жизнь. По сюжету девяностолетняя женщина в чёрном с лицом, закрытым вуалью, приходит на голливудское кладбище к могиле Валентино. Она приносит красную розу кумиру в день его смерти уже более 70 лет. О ней слагают легенды, ей подражают другие, но правды не знает никто. Кинематографисты, снимающие документальную ленту о звёздах старого Голливуда, убеждают её открыть секрет. Её история начинается в 1926 году, но, когда загадочная незнакомка начинает её рассказывать, оживает дух самого Рудольфа Валентино (его озвучил Франко Неро).