Гонорары не растут уже 10 лет: как обстоят дела в работе кинокритиков

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото: Getty Images

Кинокритики Ная Гусева, Тимур Алиев и Анастасия Раневская провели массовый анонимный опрос среди коллег на предмет актуальных проблем и системы оплаты труда в профессии. Исследование выявило ряд плачевных тенденций, указывающих, что уровень заработка критиков, несмотря на рост цен и усложнение задач, держится на одном уровне уже много лет.

Специалисты пришли к следующим основным выводам:

  • Средний гонорар за критический текст (рецензию, статью, подборку или интервью) составляет 3000–5000 рублей. Этот ценник остаётся неизменным в последние 5–10 лет.
  • 42% респондентов зарабатывают в месяц менее 40 000 рублей;
    30% — 40–60 тыс;
    20%60–80 тыс;
    8%свыше 80 тыс.
  • 70% критиков сталкивались с задержками гонораров. Более 50% сообщили о случаях, когда редакции не выплачивали гонорар вовсе, либо уменьшали его по сравнению с изначально согласованной суммой.
  • 20% рецензентов отмечают, что крупные экосистемные медиа зачастую платят авторам меньше, чем узкопрофильные культурные платформы.
  • 55% опрошенных составили женщины, 45% — мужчины. Прямой связи между полом автора и объёмом заработка исследование не выявило.

В качестве возможного решения проблем авторы исследования предлагают установку минимальной ставки на гонорары и создание профсоюза или ассоциации российских кинокритиков (последнюю инициативу поддержали 25% опрошенных). Ряд респондентов также предлагает продвигать качественные материалы о кино через гранты от государства или из частных фондов.

Публикация вызвала широкий резонанс в сфере российской киноиндустрии. Ряд видных авторов выступил с собственными дополнениями к выводам исследования.

«Желающих быть критиками раз в сто больше, чем адекватных рабочих мест. Поэтому всегда найдется кто-то, кто возьмет за рецензию, интервью, представление и обсуждение меньше, чем ты», — пишет кинокритик Егор Москвитин. Вместе с тем автор призывает коллег понять свои компетенции и использовать их в смежных сферах («Просто признайте, что текстами не заработать, и ищите другие точки приложения своих талантов»), а также поддерживать проекты других критиков. 

«Проблема (ну или не проблема, скорее особенность) в том, что запрос аудитории уже давно выполняют не тексты, а подкасты и видео»,отмечает кинокритик и редактор Кинопоиска Марат Шабаев.

Киножурналистка Татьяна Шорохова в дополнение к исследованию опубликовала большой текст, в котором отметила следующее: «К вопросу, сколько должна стоить умственная работа. Честно говоря, много. Вы платите не только за умение автора складывать буковки в слова, слова в предложения, а предложения в абзацы. Вы платите еще и за его опыт. За репутацию. За его соцсети — он сможет продвинуть текст в вашем издании своим читателям. Так что цена может лавировать, но платить меньше 5000 за текст сейчас…»

Источник: Telegraph

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.