Премьера фильма «Хэппи-энд»: Старый Новый дед

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шелякина, премьера которой состоялась в прошлом году на фестивале «Окно в Европу». Тимур Алиев пишет про драмеди нового времени и значимость кинолент этого жанра для индустрии.

Блеск и нищета «российской комедии»


Российская комедия — как много у русского зрителя сомнений возникает, когда он слышит эти слова. В 2020 году мы всё чаще отодвигаем за невидимую ширму всё советское (да простят нас Гайдай и Данелия). Посему, произнося вслух «российская комедия», обычно вспоминают творения Жоры Крыжовникова. И это в лучшем случае; недаром десятки сценаристов, представляя свои проекты на всевозможных питчингах, уже многие годы называют «Горько!» среди основных референсов. Пожалуй, две фамилии, ассоциирующиеся с российскими комедиями, за которые, как говорят в народе, «не стыдно», звучат реже остальных: Роман Каримов и Евгений Шелякин. Есть в этом некоторая вселенская несправедливость, которую легко вынести за скобки, напомнив, что кино — «самое дорогое из искусств», а прокат — это для многих в первую очередь бизнес, а не «дело для души». Каримов, режиссёр вневременного хита «Неадекватные люди», который и спустя десять лет, пожалуй, лучше всех препарирует дисфункциональные отношения между мужчиной и женщиной, готовит сиквел этой истории. Режиссёр Шелякин же, доказавший шесть лет назад в дебюте «Ч/Б», что можно остро шутить и на тему межнационального конфликта, в последние годы пытается рассказывать о возрастных представителях нашего общества, которые нуждаются в социальной коммуникации гораздо больше остальных.

«В поисках себя найдёшь счастье»


Главный герой его последней работы «Хэппи-энд» (некогда «Сенафон» и «Как новый»; названия лента меняла несколько раз со времён премьеры в Выборге) — одинокий, потерянный старик, очнувшийся на пляже в Таиланде без денег, документов и памяти. Играет его Михаил Гомиашвили — грузинский актёр, отметившийся ролями в «Заложниках» Резо Гигинеишвили и политической сатире Мохсена Махмальбафа «Президент». Пытаясь разобраться, кто есть кто и как выпутаться из текущих обстоятельств, персонаж Гомиашвили оказывается в полицейском участке. Вместо тюрьмы герою предлагают общественные работы в местном отеле, владелицей которого оказывается россиянка Ирина (Евгения Дмитриева). Герой соглашается; так начинается его персональное путешествие в глубины собственного Я, на фоне которого неожиданно появляется сын старика (Владимир Мишуков), искавший его уже некоторое время. «В поисках себя найдёшь счастье», — гласит слоган «Хэппи-энда», удивительно точно характеризуя сюжет этой комедии с элементами драмы. Шелякин продолжает линию, начатую им в предыдущей картине «Вечная жизнь Александра Христофорова». Как и в случае героя Алексея Гуськова, режиссёра интересует самоидентификация героя 60+, так редко появляющегося в российском кино в главных ролях. Как правило, таких персонажей можно встретить в виде мудрых старцев, дающих наставление, или не вполне адекватных, выживших из ума родственников, мучающих всех остальных. В «Хэппи-энде» же герой Гомиашвили проходит своего рода трансцендентный опыт перерождения.

Фильм-сокровище


При этом «чистой» комедией новую работу Шелякина назвать нельзя. От сражений с местной мафией до задушевных разговоров с неожиданно появляющимся сыном, от накала страстей с Ириной до печальных флешбэков, раскрывающих отношения персонажа с погибшей женой, — где бы ни появлялся наш герой, юмористические зарисовки идут нога в ногу с драматическим подтекстом, расшифровать который получается далеко не сразу. Одна из важнейших тем, которую раскрывает Шелякин в «Хэппи-энде», — невозможность уничтожить связь с родными людьми. Как бы ни казалось большую часть ленты, что персонаж Гомиашвили хочет разрушить семейные узы, довольно быстро режиссёр напоминает нам прописную истину — что бы ни происходило, родной человек останется родным. Хочется верить, что фильмы вроде «Хэппи-энда» не останутся на обочине как кинопроката, только-только выходящего из коронавирусной спячки, так и истории российского кино, имеющей свойство терять подобные сокровища в бурном «океане» фестивальных и коммерческих релизов.

Кому смотреть: поклонникам драмеди и фильмов «Карп отмороженный», «Ван Гоги», «Жили-были»

Кому смотреть не стоит: тем, кто ищет всего лишь фильм для релаксации, чтобы отвлечься от житейских забот

Читайте также
«О дивный новый мир» для миллениалов: каким получился сериал по книге Олдоса Хаксли
На стриминговом сервисе Peacock (в России — в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD») вышла экранизация знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли...
Фильм «Солнце в ночи»: ожившие полотна на фоне северных пейзажей
Пока индустрия осторожно готовится к возвращению проката, в онлайне состоялась премьера американо-норвежской картины «Солнце в ночи» — неп...
«Здравствуй, мир» и до свидания: чем разочаровывает аниме Томохико Ито
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда трава была зеленее, город — лучше, мы...
«Нимани»: сербский сай-фай и футуристические размышления о желаниях
Только вчитайтесь в эти строки: сербский сай-фай с порноактрисой («Стоя», Джессика Стоядинович) в главной роли. В онлайн-кинотеатр...
«Их было 10»: детективное реалити-шоу Агаты Кристи
На видеосервисе Wink уже можно посмотреть сериал «Их было десять» — французскую адаптацию самого продаваемого в мире романа Агаты Кристи «...
«Сандерленд до гроба»: история великого провала
«Историю пишут победители» — может, поэтому «правильная» документалистика, а вслед за ней и игровое кино, сплошь фиксирует успехи. Однако драматургия провала...
Также рекомендуем
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
«Вивариум» Лоркана Финнегана может напугать до чёртиков тех, кто ещё не посадил дерево, до сих пор не&nbs...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
«Вивариум» Лоркана Финнегана может напугать до чёртиков тех, кто ещё не посадил дерево, до сих пор не&nbs...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».

Последние новости

Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
«Сёгун»: гайдзин, переводчица, её господин и его вассал
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» получила взрослый рейтинг
Долгое время ходили слухи, что боевик может попытаться сыграть на подростковую ауди...
00:00