
27 февраля в прокат вышла криминальная драма «Кончится лето». Фильм, снятый Владимиром Мункуевым и Максимом Арбугаевым, получил гран-при прошлогоднего кинофестиваля «Маяк». По сюжету только что освободившийся из тюрьмы Кеша (Юра Борисов) возвращается в родной посёлок в Якутии, где его ждут младший брат Тима (Макар Хлебников) и отец-пенсионер (Дмитрий Поднозов). Теперь бывший зек, благодаря батиным связям, вкалывает на золотодобывающем предприятии, но вылетает оттуда по ложному обвинению в краже. В это же время его младший брат Тима получает результаты вступительных экзаменов, по которым проходит на платку в новосибирский университет. Однако у парня нет необходимых сбережений для жизни в большом городе, а кредита, взятого отцом, не хватит, чтобы покрыть все расходы. Чтобы помочь младшему брату, Кеша обчищает сейф своего бывшего начальника, где хранятся неучтённые золотые слитки. Поняв, что обратного пути нет, братья пускаются в бега и ступают на путь насилия.
Роуд-муви «Кончится лето» смешивает остросоциальную драму с редким черным юмором и актуальным высказыванием, от которого кровь стынет в жилах. Кинокритик Мария Ракитина поговорила с актёром Макаром Хлебниковым о том, как проходили съёмки «Кончится лето», отчаянной трансформации его героя, магической силе Якутии и будущих ролях.
Нашу рецензию на «Кончится лето» читайте по этой ссылке.
Макар, как ты попал в «Кончится лето»? Как удалось сконнектиться с Владимиром Мункуевым и Максимом Арбугаевым?

Макар Хлебников: Мне часто задают этот вопрос. Всё было просто — мы давно знакомы с режиссёром Володей Мункуевым, так вышло, что мы часто пересекались на общих тусовках. Володя на тот момент уже снял «Нууччу», получил за это кино приз фестиваля в Карловых Варах. И мы с ним встретились у кого-то на дне рождения, он подошёл слегка весёлый, а у него такой юмор — он всегда шутит с очень серьёзным лицом. И Володя стал рассказывать историю про двух братьев, которые украли золото. Я решил, что он всё это только что сходу выдумал. Прошло время, и меня позвали на пробы. Потом выясняется, что этим проектом серьёзно занимается ещё и Максим Арбугаев. На тот момент они выбирали, кто из них будет снимать, потом решили, что сделают это вместе. Я уже к тому моменту влюбился в историю.
Чем тебе был интересен этот проект?
Макар Хлебников: Да всем — отличный сценарий, режиссеры, партнер — Юра Борисов, съёмки в Якутии, где я до этого никогда не был. Чем он мог мне не понравиться?

«Кончится лето» ты играешь простого паренька Тиму, который отчаянно мечтает вырваться из родного поселка в Якутии, где процветают бедность, насилие, алкоголизм и полная безнадега. Тима, поступивший в университет в Новосибирске, очевидно, не хочет повторить незавидную судьбу своего отца и старшего брата Кеши. Понятно, что нормально в посёлке живётся только хозяевам золотодобывающих предприятий и бандитам. Что ты думаешь о своём герое, который за фильм переживает просто душераздирающую трансформацию?
Макар Хлебников: Тима в начале фильма открытый и наивный. Во всяком случае мне хотелось добавить ему наивности и внутренней доброты, сделать его стесняющимся принимать самостоятельные решения, неукоснительно соблюдающего семейную иерархию, в которой самый главный — отец, затем старший брат, и только потом он. Хотелось начать с этого, а потом постепенно ужесточать Тиму. К финалу он становится, как герой распространенного мема, где нарисованы расходящиеся в разные стороны рельсы, и справа один человек к рельсам привязан, а слева — четыре. И нужно решить — либо умрут три человека, либо кто-то переключит рычаг, и поезд, сойдя на вторую линию, переедет одного. У Тимы примерно такой выбор. Есть и третий вариант, но и он не лучше. Тиме и брату отец завещал: держитесь вместе, надейтесь сами на себя. Тима знает, что брат — единственный, кто у него есть, и всю историю движется за ним. Но в какой-то момент он начинает понимать, что человек рядом просто постепенно сходит с ума на теме золота. Как будто Кеша пытается не разрулить ситуацию, а сохранить драгоценный металл.
Можно ли сказать, что роль Тимы в «Кончится лето» — это выход из зоны комфорта? Абсолютно беспросветная история в центре сюжета, суровые обстоятельства, в которые попадает твой герой вместе со старшим братом, соприкосновение с жесточайшей социальной драмой…Всё это, как мне кажется, требует глубокого психологического погружения, большой самоотдачи.
Макар Хлебников: Это был интересный период, когда мы снимали. Я очень сильно себя эмоционально загонял. Мы с Юрой [Борисовым] практически каждый вечер сидели — говорили, обсуждали что-то, молчали… и через месяц уже можно было не играть ничего.
Ты говорил, что, готовясь к съемкам в сериале «Пингвины моей мамы», ходил на стендапы и смотрел выступления комиков, чтобы разобраться в теме и понять своего героя, школьника Гошу, который тоже подался в юмористы. Какой метод ты использовал, чтобы проникнуться своим героем в «Кончится лето» и событиями в фильме? Видно, что ты полностью разделяешь переживания Тимы, втянутого в страшные ситуации, к которым он вынужден адаптироваться.
Макар Хлебников: Мункуев посмотрел на нас до начала съёмок и сказал: «Что-то вы очень московские» (смеется), и попросил приехать в Якутию недели за две до начала съёмок, и это было большой удачей. У нас была возможность узнать Якутию, ментальность, весь этот быт, познакомиться друг с другом и как бы вжиться в свои роли. И всё это лично мне помогло очень сильно.

«Кончится лето», ожидаемо, сравнивают с «Братом» Балабанова, потому что в нем два брата тоже оказываются связаны криминалом и растворяются в круговороте бессмысленного насилия. Но при этом в фильме как будто прослеживаются черты черных комедий братьев Коэн («Фарго») и Мартина МакДоны. Например, в сцене, где мент спрашивает у братьев, которые пытаются залечь на дно, «есть ли новости с большой земли?», невольно вспоминается «Банши Инишерина». Возникали ли у тебя ассоциации с другими фильмами, когда ты смотрел «Кончится лето», или Мункуев с Арбугаевым сняли самодостаточное кино?
Макар Хлебников: Слушайте, такой вопрос, как будто я суперкиновед…Отвечу так: на мой взгляд, это классное кино, триллер, роуд-муви про двух братьев, которые украли золото. Я рад, что у нашего фильма хорошие отзывы и кино принимают хорошо. Рад, что сравнивают с Балабановым и что обсуждают, главное — что не молчат (улыбается).
За последние несколько лет сложился феномен якутского кино. На твой взгляд, вписывается ли в него «Кончится лето»? Или все-таки это независимое кино с очень смелым остросоциальным комментарием?
Макар Хлебников: Володя Мункуев и Максим Арбугаев — яркие талантливые ребята, которые развивают кино в целом, и не только якутское. Очень круто, что у нас есть якутское кино, и отлично, если будет развиваться, не знаю, ещё и татарское кино, калмыцкое кино, с интересом буду смотреть. Есть такая китайская поговорка — «пусть расцветает сто цветов». Её продюсер «Снегиря» (ну, и понятно, не только его) Сергей Михайлович Сельянов любит повторять.
На мой взгляд, «Кончится лето» — классное жанровое кино двух классных якутских режиссёров с русскими и якутами в главных ролях, снятое в Якутии.
Есть ли какие-то интересные истории со съёмок «Кончится лето»? Что особенно запомнилось во время пребывания в Якутии?
Макар Хлебников: Мы снимали два месяца. До этого я в Якутии никогда не был, но очень хотел побывать. Это огромная-огромная территория, я понятия не имел, как там всё выглядит, как люди живут и так далее. Это было невероятное приключение. Мы проехали огромный путь от Якутска до самой крайней точки континента. Видели Тикси — это очень далеко, почти у океана. Что запомнилось? Да всё! Однажды встретили медведицу, когда ехали на съёмки, остановились, вышли из машины, а она — идёт. Интересные ощущения.

А ещё, когда снимали сцену проезда наших с Юрой героев на лодке, начался шторм. Это была сцена, когда герои добрались уже до северного поселка, и на лодке попадают в шторм. На одной лодке сидели мы с Юрой, а в другой — оператор, человек, который управляет лодкой, фокус-пуллер и звук. И вот мы отплыли, и вдруг: жуткий порыв ветра и шторм. А потом опустился жуткий туман, очень плотный. Рации заглохли, связь пропала. И всё это время Мункуев сидел на берегу нас ждал. Он чуть с ума не сошел. Слава богу, всё обошлось. Мы, кстати, перед тем, как отправлялись в какой-то долгий путь, всё время кормили огонь. Обычай там такой. Мункуев звал шамана, который на якутском читал какие-то заклинания и давал каждому по кусочку хлеба, который мы кидали в огонь. И таким образом задабривали духов. И, мне кажется, духи и вправду нам помогали.
Ты в основном снимаешься в авторских проектах, а не в мейнстриме. Даже в «Детях перемен» присутствуют артхаусные элементы, которые частенько преобладают над бандитской чернухой. Чем тебя привлекают неизбитые истории и не думаешь ли ты однажды сняться, скажем, в масштабном блокбастере или сказке, рассчитанной на широкую аудиторию?
Макар Хлебников: Поживём — увидим. В сказке любой актёр хочет сняться. Это интересно. Почему нет? Но пока режиссёры видят меня в более реалистичных ролях.
Герои, которых ты играешь, чаще всего — бунтари, мечтатели, романтики, которые проходят через болезненные этапы взросления или преодолевают сложные жизненные обстоятельства. Подросток Гоша в «Пингвинах моей мамы» Наталии Мещаниновой пытается найти свое место в мире, обрести признание вне многодетной семьи, где его как будто не замечают. Никита в «Снегире» переживает конфликт поколений и сталкивается с жесткостью дедовщины на корабле. Молодой художник Юра в «Детях перемен» продирается через беспредел 1990-х. Есть ли на примете типаж или герой, абсолютно непохожий на все, что ты играл до этого? Ждут ли нас в будущем какие-то смелые перевоплощения?
Макар Хлебников: В конце декабря закончил съёмки у Или Малаховой в сериале «Маяк», которое снимает кинокомпания «Среда» для платформы ОККО. Сыграл впервые очень отрицательного, на мой взгляд, персонажа — антагониста главного героя. Было интересно

В одном из интервью ты сказал, что у тебя готовы сценарии нескольких коротких метров, но не вдавался в подробности.
Макар Хлебников: Я когда снялся у Мещаниновой, понял, что хочу пойти на режиссуру. Через год подал документы в Московскую школу нового кино к Алексею Попогребскому и Павлу Бардину. Потом налетели проекты в огромном количестве, и я взял академический отпуск, чтобы не халтурить на обучении. В этом году должен восстановиться. И снять эти самые короткие метры в качестве дипломной работы. Плюс ещё сейчас взял небольшую паузу в съёмках и пошёл учиться на актёрские курсы — не помешает.
А сниматься перестанешь?
Макар Хлебников: Пока не собираюсь, а там увидим.
Не могу не спросить про продолжения сериалов «Пингвины моей мамы» и «Дети перемен» — когда их ждать и в каком направлении будут развиваться твои герои?
Макар Хлебников: Я бы рад рассказать, но не могу, пока не начнутся промо-кампании фильмов, по договору не имею права раскрывать никакие подробности.