В основном конкурсе 45-го Московского кинофестиваля показали фильм «Чёрная луна». Это дебют Тонатью Гарсиа. Мексиканский музыкант, композитор, писатель, а теперь и режиссёр снял первую картину о борьбе жителей провинции Веракрус с транснациональной корпорацией и коррумпированными властями, решившими перегородить реку и построить дамбу. Фильм основан на реальных событиях, которые закончились победой активистов и серией арестов чиновников. После премьеры Катя Загвоздкина поговорила с Гарсиа о том, чем кино похоже на музыку и как на него повлияла русская культура.
Важное пост-фестивальное дополнение: 27 апреля состоялось награждение призёров ММКФ, на котором Гарсиа вручили награду за лучшую режиссёрскую работу.
Ваш фильм начинается с титра, который говорит, что он снят на основе реальных событий. Почему вы выбрали такую тему для вашего дебюта?
События, о которых рассказано в фильме, произошли в 2012–2014 годах. Я тогда жил в США и учился в аспирантуре на музыкальном направлении. В 2015 году я вернулся на родину и встретился с продюсером. Он мне рассказал о социальной борьбе в провинции Веракрус, откуда я родом, и я понял, что хочу снимать фильм об этом. Я встречался с участниками этих событий, читал то, что писали СМИ, изучал различные документы. Кстати, эта борьба принесла результат: сейчас бывший мэр города находится в тюрьме за совершённые им преступления, так же как и главы мексиканской компании и хозяин бразильской транснациональной компании, которые пытались построить плотину.
Вы сняли очень масштабный фильм для дебюта. Вы не боялись ставить перед собой такую сложную задачу?
Конечно, это был большой вызов для меня. Но до «Чёрной луны» я снял три короткометражки, для которых я написал сценарий и которые сам же спродюсировал. Я не учился в киношколе, у меня нет профильного образования, эти короткометражки и были моей школой.
Когда я пишу сценарий, я всегда думаю, как то, о чём я пишу, будет выглядеть на постпродакшене. Но тот факт, что у меня есть писательский опыт, я писал рассказы и романы, позволяет мне легче работать с историями и персонажами. Когда я написал сценарий и показал его продюсерам, они сказали: «Это отличная история, давай снимать!»
Вы успешный музыкант, играли в национальном симфоническом оркестре Мексики, композитор и писатель. Почему вы решили стать ещё и режиссёром?
Всё началось, ещё когда я был тинейджером: я часто ходил в независимый кинотеатр, где посмотрел очень много артхаусных фильмов, японское, африканское, латиноамериканское кино.
И фильмы из России?
Да, конечно! Я смотрел фильмы Эйзенштейна, Тарковского, Никиты Михалкова. Но я отказывался смотреть голливудские фильмы — я считал, что они засоряют моё видение. Но тогда я ещё не знал, что стану режиссёром, и просто наслаждался искусством кино.
Были и другие обстоятельства. В подростковые годы я начал писать стихи, рассказы, сказки, романы. Кроме того, я изучал музыку — я играю на альте, получил степень магистра в области дирижирования. Процесс сочинения музыки и работа над фильмами в определённом смысле похожи. Когда композитор пишет симфонию, он придумывает темы, они развиваются — во многом как персонажи в фильме, возникают конфликты, напряжение, затем следуют кульминация и концовка. То, что вы с помощью гармонии делаете в музыке, вы создаёте с помощью нарратива в фильме.
Вы не только сняли этот фильм и написали его сценарий, но и сочинили для него музыкальную тему «Чёрная луна». Что вас на неё вдохновило?
Я хотел сказать этой мелодией, что Земля — это единый живой организм, и если мы наносим ей вред, она страдает. Проект дамбы, которую хотела построить бразильская транснациональная компания, нанёс бы окружающей среде огромный урон. Музыка говорит зрителям о том, что испытывает Земля, когда мы причиняем ей вред.
Многие современные фильмы, снятые в Мексике, посвящены коррупции. И многие российские независимые фильмы также рассказывают о злоупотреблениях властью. Мне кажется, российское и мексиканское кино в этом похожи.
Сейчас в Мексике впервые в её современной истории наблюдаются значительные перемены. В 2018 году на выборах победил новый президент и закончилась эра политической диктатуры, которая длилась более 80 лет. В 2021 году на парламентских выборах одержала победу левая партия «Движение национального возрождения», и страна встала на путь изменений к лучшему. Сейчас идёт борьба с коррупцией, многие политические деятели, замешанные в преступлениях диктатуры, уже находятся в тюрьме. «Чёрная луна» была снята в 2021 году, и при прошлом режиме, ещё несколькими годами ранее, мы бы даже не смогли снять в Мексике такой фильм из-за цензуры.
В Мексике действительно много снимают о коррупции, но я не хотел бы прямолинейно рассказывать об этом — мне интереснее говорить со зрителями с помощью метафор. Поэтому к реальным событиям я добавил выдуманную семейную историю, в фильме появляются сны героев. И, кроме коррупции, он затрагивает и другие темы — миграция, сексуальные домогательства, стремление к лучшей жизни, которое понятно любому человеку.
Премьера «Чёрной луны» прошла на Московском кинофестивале. Учитывая политическую ситуацию, вы не боитесь, что к фильму могут быть применены «санкции», например, его не покажут на фестивалях в Европе или США?
Мы говорили с продюсером о существующем политическом контексте и сошлись на том, что нам всё равно. Многие страны Латинской Америки занимают иную позицию в международных отношениях, чем США. И я совершенно не боюсь возможных «санкций» или цензуры против фильма.
Вы рассказали в другом интервью, что написали рассказ про русского композитора Александр Скрябина. О чём он?
Это рассказ про знаменитого пианиста, вымышленного героя, который занимается со студентами и одному из них даёт выучить этюды Скрябина. Российская культура всегда была частью моей жизни, как и люди из вашей страны. Когда я учился в консерватории, у меня был преподаватель из России по классу альта, Михаил Толпыго. Он был одним из тех, кто очень сильно повлиял на меня как на музыканта.
Вы пишете стихи, в том числе любовную лирику, романы. Не планируете дальше экранизировать что-то из них?
Я уже написал сценарий следующего фильма, он будет о феминизме. Он посвящён итальянке Тине Модотти, это реально существовавший исторический персонаж. В начале ХХ века она переехала в США с семьёй в поисках лучшей жизни, а затем отправилась в Мехико, познакомилась там со многими знаменитыми художниками и вступила в мексиканскую коммунистическую партию. После этого она снова отправилась в Европу, была в Советском Союзе, а затем вернулась в Мексику. В своём фильме я объединил историю Тины Модотти с историями других, современных женщин.